Чем запомнился ушедший год следственному управлению томской полиции

olejnik Об этом рассказал журналистам начальник Следственного управления УМВД России по Томской области Олег Олейник. По его словам, это вполне в русле общероссийских тенденций. Однако как выглядит наш регион на фоне соседей по СФО, представителям СМИ узнать не удалось. Полковник юстиции уточнил, что такая аналитика существует, но для рядовых жителей она интереса не представляет. Впрочем, эти данные мы без труда нашли на сайте УМВД.

Самара – Томск: кто что пилит

Полковник юстиции Олейник в Томске всего-то семь месяцев. Но он уже успел подметить, что структура преступности в Томской и Самарской областях не слишком различается – разве что у них не встретишь такого популярнейшего в сельской местности преступления, как незаконная рубка леса. Просто потому, что леса нет. У нас же даже в плане экзотики не встретишь врезок в нефтепроводы с целью личного обогащения. Никому в голову не приходит отпилить от трубы свой кусочек народного достояния. Сибиряки – народ простой: если пилят, то в основном сосняк. Что особенно актуально в Год экологии. А экологические преступления как раз и находятся в юрисдикции Следственного управления УМВД. И в Томской области распространены достаточно: ст. 260 УК РФ – одна из самых востребованных. Впрочем, хватает и других преступлений в сфере экологии – незаконная охота, рыбалка…

Пользуясь случаем, начальник Следственного управления предостерег селян, получающих по заявкам в местную администрацию деляны для заготовки дров. Если такой гражданин решит греться чем-нибудь другим, а лес спустить налево, то его действия теперь подпадают под статью УК 191.1. А это, между прочим, до двух лет лишения свободы.

Кто пьет, кто льет

Не могли обойти журналисты и другой аспект темы «под градусом» – подпольной торговли алкоголем. Впрочем, «подполье» это весьма условное.

«Варягу» Олейнику бросилось в глаза обилие в Томске всякого рода «разливаек» – едва ли не в каждом доме. Что прямо влияет на уровень «пьяной» преступности.

Более 4 тысяч преступлений совершили в Томской области люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, что на 290 больше по сравнению с 2015 годом. Такой рост может быть связан с магазинами шаговой доступности, которые продают напитки на разлив, – заявил Олег Олейник. – Поражает количество всевозможных «наливаек», «разливаек». Количество этих мест на душу населения неоправданно. Считаю, что данную проблему надо решать комплексно – не только силами сотрудников полиции, но и контролирующими надзорными организациями. В 2017 году предстоит уделять этому вопросу более пристальное внимание.

Производители контрафактной спиртосодержащей продукции реализуют ее не только через известные маргиналам точки, но и в легальных торговых сетях. В основном все в тех же небольших магазинчиках.

Только по направленным в суд делам было изъято в 2016 году более 17 тыс. бутылок контрафактной спиртосодержащей продукции.

В конце 2016 года мы пресекли деятельность двух подпольных цехов по производству контрафактного алкоголя, причем элитных сортов водки, виски и коньяка. Все фигуранты находятся под домашним арестом. Идет расследование, – рассказал Олег Олейник.

Лучше меньше, да лучше

В 2016 году сотрудники полиции Томской области завели немногим более 13 тыс. уголовных дел – это меньше, чем в 2015-м. Из них по 3,2 тыс. дел окончено производство, сообщил начальник Следственного управления.

На фоне 2015 года произошло снижение как общего количества зарегистрированных преступлений, так и преступлений тяжкой направленности, – уточнил Олег Олейник. – В 2016 году таких было зарегистрировано 3 865, это на 763 меньше, чем годом ранее. Убийств из числа тех, что находятся в делопроизводстве следственного комитета, в 2016 году зарегистрировано 90: на 10% меньше 2015 года. Изнасилований – 21, на два меньше аналогичного периода прошлого года. Квартирных краж – 382, на 131 меньше, чем год назад. По сравнению с 2015 годом удалось сократить количество прекращенных уголовных дел в два раза, что свидетельствует о более качественном подходе к их рассмотрению.

Тем не менее, признал начальник управления, есть и нерешенные проблемы. Ведомство часто упрекают в длительности производства предварительного расследования. Тому есть объективные и субъективные причины.

К числу объективных факторов можно отнести длительное проведение судебных экспертиз, которые сегодня приходится проводить практически по каждому уголовному делу. А также судебно-психиатрических экспертиз для установления психического здоровья как самих обвиняемых, так и отдельных категорий потерпевших, – сказал Олег Олейник.

Что до субъективных, то, признал начальник управления, есть претензии и к качеству предварительного расследования:

За год было возвращено для проведения дополнительного расследования более ста уголовных дел. Есть у нас и два факта судебной реабилитации подсудимых, однако по представлениям облпрокуратуры один оправдательный приговор был отменен, а дело направлено на новое рассмотрение.

Где хвастаться нечем

К сожалению, позитивные тенденции не распространяются на ДТП. В том числе на те, в которых гибнут люди, и еще страшнее – дети. На прошедшей недавно расширенной коллегии УВД об этом говорил Владимир Путин: за год в России погибло более 20 тыс. человек – больше, чем во всех горячих точках.

Печальный прирост дают дела, касающиеся мошенничества. На территории области в 2016 году было зарегистрировано порядка полутора тысяч таких преступлений, это более чем на 200 больше, чем год назад. Основная часть их совершена с использованием телефона или с удаленным доступом. Потерпевшие – доверчивые пожилые люди, спешащие «выручить из беды» близких.

Порой не знаешь, смеяться или плакать, – вздыхает Олейник. – Был случай, когда престарелая мать выбросила в окно сверток с деньгами якобы для попавшего в аварию сына, который в это время… спал рядом с балконом.

Другая категория дел связана с блокированием кредитных карт. Причем, констатировал Олейник, многие из мошеннических схем проворачивают матерые уголовники непосредственно из мест лишений свободы.

Мы неоднократно обсуждали эту тему с УФСИН, но все остается по-прежнему. Причем это характерно для всех российских регионов.

Состояние преступности в прошедшем году характеризуется снижением числа зарегистрированных преступлений (минус 11,6%, с 23 104 до 20 432; СФО: – 9,6%; Россия: – 9,6%). На 16,3% меньше (с 4 618 до 3 865; СФО: – 13,6%; Россия: -11,9%) зарегистрировано тяжких и особо тяжких посягательств, их доля в общей структуре преступности снизилась с 20 до 18,9% к уровню 2015 года. Уровень преступности снизился и составил 1 898 преступлений на 100 тыс. населения (2015 год – 2 150). По этому показателю Томская область находится на четвертой позиции в СФО (Омская область – 1 484, Новосибирская область – 1 645, Алтайский край – 1 869; СФО: 1 978, Россия: 1 474).

(Информационно-аналитическая записка о результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Томской области за 2016 год)

Марина Веревкина

Фото: Артем Изофатов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 1 =