Честное слово Павла Силаева

Не предать память отца и быть верным себе

Позывной «Географ»

«Павел Михайлович, мы вас ждали!» – такую надпись на классной доске увидел вернувшийся на побывку домой учитель географии и выпускник Михайловской средней общеобразовательной школы Зырянского района Павел Силаев. На встречах со школьниками боец с позывным «Географ» не только делился подробностями солдатского быта, но и говорил о любви к Родине, о том, какую роль играет поддержка близких людей в жизни бойцов.

Павел Силаев знал, о чем говорил, ведь за его плечами была армейская служба в Группе советских войск в Германии, участие в спасательных работах после землетрясения в Армении в декабре 1988 года, 30-летний опыт работы в системе образования Зырянского района.

– Школа на селе всегда была и остается неким центром, объединяющим вокруг себя многие сферы жизнедеятельности. Здесь и культура, и искусство, и решение многих социальных проблем. В советское время, да и не только, после председателя колхоза вторым человеком на селе был директор школы. Я думаю, что эта значимость никуда не ушла и сегодня, – говорил Павел Силаев во время недавнего посещения родной школы.

В преддверии Дня учителя глава региона Владимир Мазур включил 57-летнего участника специальной военной операции, младшего сержанта Павла Силаева в проект «Лучший миллион Томской области». И это вполне оправданно, ведь учитель не перестает оставаться таковым в любой ситуации.

– Павел Михайлович в своей школе почти легендарная личность. У него учились многие из сегодняшних педагогов Михайловки, которых он в свое время вдохновил выбрать эту благородную и добрую профессию, – написал в Telegram Владимир Мазур.

Интервью с перерывами на дежурство

После небольшой передышки дома Павел Силаев вновь заступил на дежурство в батальон роты охраны. Редакции «Томских новостей» удалось «пообщаться» с героем проекта «Лучший миллион Томской области». Правда, в виде переписки, в свободное от службы время…

– Павел Михайлович, для начала, расскажите немного о себе: откуда родом, из какой семьи?

– Родом я из села Гагарино Зырянского района. Отец и мать всю свою жизнь проработали в колхозе. Папа, Михаил Егорович, был известным пасечником, не раз поощрялся на областном уровне. Мама работала на ферме телятницей и какое-то время в детском саду.

– Почему выбрали педагогику?

– Педагогическая жилка у нас от мамы. В школу я пришёл после окончания ТГПИ в 1991 году, куда поступил в основном по настоянию родных и учителей. Старшая сестра тогда уже работала в школе, а в последующем там трудились племянница, дочь сестры и один из племянников. Ещё педагогом была жена моего брата.

Самое главное в учительстве – любовь к детям. Это основное, что подвигло меня к работе в школе. Увереннее становится и сам ученик, когда у него хороший учитель, наставник.

– Какие предметы были любимыми?

– В школе мне нравились уроки географии, а каких-то нелюбимых предметов и не было. Многое зависит от учителя, который этот предмет преподаёт.

– Как изменилась ваша жизнь с началом СВО? Как отнеслись к вашему решению пойти добровольцем близкие, ученики?

– Мой отец, ветеран Великой Отечественной войны, ушёл на фронт в 17 лет. Его рано не стало, я был ещё школьником, но помню его немногословные рассказы и видел шрам от ранения. Будучи подростком «мечтал», вот если бы была сейчас война, я стал бы таким же героем, как мой папа. К сожалению, мечты сбылись, снова война, а обещание, данное самому себе, не забылось. После начала СВО, я год терзался: «Ну что мне в таком возрасте там делать?» И всё-таки не выдержал, завершился очередной учебный год, я уволился из школы и в конце июля 2023 года подписал контракт втайне от своей семьи.

Родные, конечно, были не в восторге, это было для них шоком, но о моих намерениях они догадывалась, поэтому спустя некоторое время, приняли мое решение как должное. И поддержали меня.

– Отдельная тема – письма на фронт. Что лично вас цепляет в них?

– Письма на фронт. Так получилось, что первая посылка ко мне не дошла, а там как раз были письма от ребят с нашего района. Но мы получили рисунки от детей из других школ России. Вроде бы незатейливые сюжеты, а столько в них теплоты и надежды, что действительно понимаешь, ты здесь не зря! Тебя помнят, в тебя верят, тобой гордятся!

– Павел Михайлович, после возвращения домой продолжите ли работу в школе? Если да, то что обязательно включите в свой предмет? И вообще, чем увлекали своих учеников на уроках географии? Например, наша учительница устраивала нам соревнования: спиной к карте слушаешь вопрос и показываешь столицу или страну резким поворотом. Очень любили мы этот предмет. Но то была советская школа.

– Вернусь ли в школу, не знаю. Пока все мысли заняты задачами на СВО. Сначала надо вернуться! Дети и их родители хотят, чтобы я вернулся в школу, наверное, ещё и потому, что уроки географии для них были, я надеюсь, полезными и интересными. Работа с картой, конечно, очень хорошая изюминка этого предмета. Мы работали на время либо по субъектам Российской Федерации, либо по природным компонентам: один у доски, остальные вопросы задают. Да и саму обстановку на уроках старался делать непринуждённой, но с дисциплиной проблем не было никогда. А ещё я полностью отказался от домашних заданий, поэтому дети с самого начала урока были в раскрепощенном состоянии, но всегда знали, что сейчас все пойдёт в хорошем темпе, и мы всё успеем сделать на уроке.

 

Ученики и учителя Михайловской школы писали любимому «Географу» письма на передовую, отправляли посылки. Потому что знали: такие «приветы» из дома бойцам очень важны. Когда Павел Силаев вернулся в родную школу, он снова учил ребят, но не географии, а простым человеческим истинам – как важно любить Родину, быть честным и ответственным. Сами дети признаются: «Павел Михайлович для многих стал вторым «папой», добрым, справедливым и мудрым». Настоящим примером!

Владимир Мазур,
губернатор Томской области

 

Рыцарь в образовании

Павел Силаев много внимания уделял и внеклассной работе, развивал творческие способности своих учеников. Во время сентябрьской встречи в школе дети охотно рассказывали о своем педагоге. Например, семиклассник Илья Красников назвал его правосудным.

– Если получал двойку, то за дело и просто так он никогда ее не исправит, потому что ты «заслужил» её объективно, – доходчиво пояснил паренёк.

А ученица 8-го класса Алина Ляльченко с улыбкой призналась, что Павел Михайлович был ей как отец.

В свое время Павел Силаев разработал программу развития Центра этнографического образования «Содружество», целью которой было постижение не только культуры собственного народа, но и знакомство с традициями и обычаями культуры народов Томской области, формирование умений и навыков бесконфликтного взаимодействия с представителями других культур и конфессий.

В 2014 году педагог стал лауреатом регионального конкурса «Рыцарь в образовании». В 2020 году его наградили знаком отличия «За заслуги в сфере образования», а в 2021-м он одержал победу в региональном конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности.

– Дети его очень любят и скучают без его уроков, – отмечает роль учителя Силаева глава Зырянского района Алексей Мочалов. – А еще Павел Михайлович был активным участником художественной самодеятельности в Михайловском ДК: вёл концертные программы «Пограничное братство», «Зелёный граммофон», «Цветочный базар», пел сольно, сыграл три главных роли в спектаклях, один из которых назывался так: «Последний день войны».

Но все это не помешало Павлу Михайловичу оставить свою работу, свой коллектив, семью и уйти на СВО.

– Удачи тебе, Михалыч! Мы все ждем твоего возвращения! – написал на своей страничке в Telegram глава района.

Изменить мир к лучшему

– Конечно, мы гордимся Павлом Михайловичем, потому что нужно обладать сильной волей, мужеством, чтобы оставить семью и пойти отдавать долг своей Родине. Это, наверное, наивысшая форма проявления любви к своему Отечеству, – считает учитель истории и обществознания Михайловской СОШ Елена Осипова.

А учитель физики и информатики Сергей Абрамов вспоминает, что когда Павел Силаев учился в Томском педагогическом институте, то добровольцем отправился на ликвидацию последствий землетрясения в Спитаке. Поэтому его нисколько не удивило решение коллеги надеть военную форму:

– Одна из причин, по которой он пошел на СВО, желание изменить мир в лучшую сторону, помочь людям.

У советского писателя Леонида Пантелеева есть замечательный рассказ «Честное слово». Именно он вспомнился мне после общения с Павлом Михайловичем. Это рассказ о мальчике, который дал честное слово ребятам постарше во время игры в войну. Те взяли с него клятву, что он не покинет свой пост у «порохового склада». Уже стемнело, городской сад закрывался на ночь, а мальчик не мог сойти с места, пока не пришел настоящий военный, разрешивший ребенку оставить пост часового.

Честное слово – это своего рода клятва, нарушить которую было нельзя. Уверена практически на сто процентов, что этот рассказ Пантелеева Павел Михайлович знает. Он, как и большая часть советской детской литературы, учил подростков ответственности, благородству, воспитывал характер и тренировал силу воли. Обещание, данное самому себе, Павел Силаев с честью выполняет сегодня там, в Донбассе.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото из архива героя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × один =