Известный томский хирург и общественный деятель Владимир Байтингер написал книгу «Судьба», к которой, по его собственным словам, шел 40 лет. Презентация состоялась в библиотеке им. Пушкина и собрала большое количество друзей, коллег, единомышленников автора. Не только немцев (книга посвящена генеалогическим фамильным изысканиям в контексте трагической истории немецких переселенцев в России), но и представителей многонационального населения Томска.
Владимир Байтингер скрупулезно, с привлечением документов и архивных материалов изучил малоизвестные факты переселения швабов в закавказский регион Российской империи в начале XIX века. В числе этих переселенцев были и предки томского профессора Байтингера. Автор прослеживает путь добровольного и принудительного перемещения сородичей по территории царской, а затем советской империи и приходит к выводу о незаслуженном унижении российских немцев в период СССР. С одной стороны, великие имена (Витте, Клодт, Крузенштерн, Дельвиг…) и грандиозные свершения во имя России. С другой – концлагеря трудовой армии, отождествление с фашистами, физическое и моральное уничтожение.
– В детстве я не понимал, за что меня дразнят фашистом и почему я должен отмечаться в спецкомендатуре перед тем, как сходить в соседнюю деревню, – рассказывал Владимир Байтингер на презентации. – Не понимал, почему в отличие от моего друга Сереги у меня не приняли заявление для поступления в Ленинградскую военно-медицинскую академию. Серега тогда повел себя как настоящий друг: разорвал свое заявление.
Писатель Владимир Костин, профессор ТПУ Альфред Дульзон солидаризировались с автором: стыдно и позорно, что после Великой Отечественной, когда советских немцев скопом записали в предатели, они так и не реабилитированы как нация. Омбудсмен Нелли Кречетова заметила, что книга заставила ее задуматься над вопросом: почему Германия сумела быстро преодолеть фашизм, а Россия никак не может избавиться от сталинизма? Народный артист РФ Дмитрий Киржеманов, начальник департамента природных ресурсов Александр Адам, дочь известного томского немца профессора Стромберга Эльза Захарова и другие, взявшие слово, признавались, что после прочтения «Судьбы» Байтингера они не могли уснуть, настолько сильным было потрясение.
– Я, когда читал, плакал. По-другому книгу, написанную сердцем, читать нельзя, – резюмировал Дмитрий Киржеманов.
Несчастные немцы, и за что же их так.