Что за тайна в тебе такая, «Околица»?

За неделю фестиваль «Праздник топора» посетили около 150 тысяч человек

 

После двухлетнего перерыва бренд Томского региона вновь вернулся в родную стихию. Вместе с ним на всю прошлую неделю в «Околице» прописались российские и зарубежные мастера по дереву, металлу, глине и бересте.

Несмотря на проливные дожди, трассу на Зоркальцево заложили в свои навигаторы многие автомобилисты из Томска и соседних областей. Гости гуляли по парку, наблюдали за созданием деревянных скульптур, посещали гончарное шоу и, как прикованные, смотрели на работу кузнецов.

После зрелищ на природе посетители охотно утоляли голод в многочисленных палатках и кафе. Мастера кулинарии и фермерских хозяйств постарались на славу, дав возможность гостям фестиваля устраивать настоящие пикники в загородной «Околице».

От сохи и до ай-ти

Масштабы «Праздника топора» впечатляли. Хотелось буквально разорваться на части, чтобы всюду поспеть. Как же выбрать все и сразу? Решили пойти по знакомым тропам и навестить наших героев: о томских кузнецах «ТН» подробно рассказывали в прошлом номере газеты.

Мы не стали отрывать от работы Константина Афанасьева, взявшегося за изготовление двухметровой подковы для влюбленных. Уверены, она станет украшением «Околицы». По пути примерили металлическую копию шлема римских полководцев, изготовленную томичом Виктором Хохловым. Да, три килограмма на голове – это не оренбургский пуховый платок.

Чуть притормозили у горна Сергея Сметанина из Саратовской области. А все потому, что уже четыре года подряд он разъезжает по многочисленным мероприятиям со своим другом.

Спарта стала всеобщей любимицей с первого крупного фестиваля в Симферополе. Многие томичи, узнав о кузнице со спаниелем, тоже проложили сюда дорогу.

Сергей занимается мелкой пластикой – изготавливает сувенирные изделия из металла. И на ошейнике Спарты красуется миниатюрный молоточек – символ кузнечного ремесла. Для конкурса «У каждой наковальни свой голос» он готовил композицию «Вставай, брат». Очень актуальная сегодня тема.

– В Сибири я впервые – Уральские горы увидел несколько дней назад, когда проезжал на поезде. И здесь, в Томске исполняется одно из моих детских желаний – я наконец-то попробовал сибирские кедровые орешки. Вот распродам сувенирку и забью ими весь чемодан, – делится эмоциями и планами мастер из Саратова.

А вот и наш знакомый – педагог Владимир Кудряшов со своими учениками Андреем Коньшиным и Никитой Вишняковым. Под чутким руководством наставника ребята сотворили двухметрового робота, опирающегося на соху. Это ли не связь времен и поколений? Свою работу подмастерья так и назвали: «От сохи до ай-ти». Будущие механики, а пока еще студенты Томского аграрного техникума уверены, что кузнечные навыки им очень пригодятся в будущем. 

– Я родом из Чаинского района, так у нас вообще нет кузнецов, а я могу самостоятельно подкову сделать, – рассказывает Андрей Коньшин. – Мне нравится сам процесс ковки, поэтому я с охотой посещаю курс Владимира Василь­евича.

Мы тоже напросились к нему на мастер-класс, хотя на конкурсах такое не приветствуется. Но для «ТН» мастер сделал исключение, правда, сначала провел мини-инструктаж и предложил облачение: фартук, нарукавники, очки. Мне предстояло из четырех металлических прутьев сделать корзинку. Сначала заготовка долго разогревалась в горне. Этот процесс требует от кузнецов терпения, а сегодняшняя молодежь, сетует мастер, не умеет ждать. Заодно он еще и просвещает нас: «У кузнецов четыре стихии. Из земли добывается руда. Огонь – родная стихия кузнецов, воздух раздувает пламя, потом в воде мы остужаем заготовку».

Минут через десять мастер извлек раскаленный металл, вертикально закрепил его на кузнечном верстаке. Мне же предстояло клещами прокрутить заготовку на 180 градусов ровно, без заваливания и перекосов. Сначала в одну сторону, а затем в другую. На моих глазах (и у наблюдающей публики) плоская конструкция превратилась в раскрывшийся фонарик. После всех манипуляций педагог разрешил опустить ее в воду. И вот она – металлическая корзинка. Было ощущение полного счастья, как в далеком беспечном детстве. С таким настроением мы направились к гончарам.    

На зов глиняного сказа

В закрытом павильоне ваятели глины устроили такую выставку шедевров, что остановиться на чем-то одном было проблематично. Но мы нашли выход: заслышав знакомую мелодию «Как у наших у ворот», направились прямиком к ее исполнителю. Похожий на Чехова мастер играл на свистульке. Но у нее есть и другое название, поясняет нам Владимир Ситников из Твери. Это окарина – духовой музыкальный инструмент, род свистковой сосудообразной флейты. Глиняную народную игрушку энтузиасты возродили почти 50 лет назад в Торжке и теперь популяризируют ее на различных фестивалях. Мастера делают их из белой и красной глины. Внешне они напоминают коней.

– Конь – это символ солнца (конек не крыше), отсюда идет и вся солярная символика, которую мы видим и в ткачестве, и в вышивке, и в резьбе по дереву, – академическим слогом вещает нам профессор филиала Государственной академии славянской культуры Ситников. – По возможности рассказываю о нашем промысле, где нет ничего ради забавы, все глубоко символично с точки зрения мифологической основы нашей народной художественной культуры.

Владимир Иванович тепло говорит не только о своем ремесле, но и о самом фестивале. Он покорен и сибирским гостеприимством, и душевностью:

– Я много где бывал, но томичи поразили меня заботой об участниках. Чтобы мы не мерзли и не мокли, нам дали теплую одежду, дождевики и даже галошики. Такого нигде нет! На этом фестивале все направлено на то, чтобы активно популяризировать народные промыслы.

С опытным мастером полностью согласна Валентина Мировая из Читы, единственный в Забайкальском крае гончар.

– Конечно, я приехала за опытом, ведь здесь каждый второй является членом Союза художников России. Смотрю, кто как работает, подмечаю фишечки и лайфхаки у мастеров, – не скрывает Валентина. – И самое главное, здесь абсолютно все делятся секретами, видно, что мастера заинтересованы в росте начинающих ремесленников, наверное, поэтому наши промыслы и живут.

Дух старины глубокой…

Живут, да еще как! Это был настоящий праздник торжества народных умельцев, русского духа, неистощимых талантов, которыми богата наша земля. Среди гостей «Околицы» был и глава региона Владимир Мазур. Открывая XIII Международный фестиваль традиционных сибирских ремесел «Праздник топора», он отметил: 

– Наш фестиваль символизирует гостеприимство, дружбу, уважение к истории и традициям, которыми мы сильны. Здесь, в «Околице», уже несколько дней работают пилы, стучат наковальни. Мастера дают нам возможность прикоснуться к ремеслам предков, ощутить дух старины.

Мы видим, что интерес к традиционным сибирским ремеслам не угасает: нам на генетическом уровне знакома эта работа и дорога как дань уважения к своим предкам.

Добро пожаловать в берестяной чум

Гуляя по лабиринтам «Околицы», мы обратили внимание на несколько строений, которые участники фестиваля обивали метровыми квадратами бересты – этим материалом их любезно снабдили организаторы.

– Мы представляем малочисленные народы эвенков в номинации «Жилье из бересты», – приглашает нас в будущий чум Сокто Дашиев из Бурятии. – Женщины занимают в нем правую сторону, а мужчины – левую. Это временное жилище, которое обычно строится весной. Для его основы нужны оструганные колья от семи до тридцати штук. Сверху все обшивается берестой, и можно жить.

Сокто Дашиев уже выигрывал конкурс на томском фестивале в 2018 году. Нынче он выступает в тандеме с Андреем Дондуповым. Оба работают учителями технологии и в Томск приехали за опытом. Забегая вперед, скажем, что мастера из Бурятии вновь уехали с наградой.

Куда ведешь ты, лунная дорога?

Резчика по дереву Олега Гладкова можно с полным правом назвать завсегдатаем томского фестиваля. Четыре года подряд он представлял Новосибирскую область, заняв два первых места и одно третье. Совсем недавно он перебрался в Алтайский край. Мастер рассказал нам, что в Томск он приехал не побеждать, а пообщаться с друзьями. А чтобы оставалось на это время, выбрал работу «попроще». Но именно она вызвала неподдельный интерес у рядовых посетителей и высоких гостей. Вырезанная из кедра «Книга о Пилате» выглядит настолько реалистично, что, прочитав слова Воланда о прокураторе Иудеи, хочется перевернуть страницу, так изящно они прочерчены.

– Меня много куда приглашают на фестивали, но как-то они не привлекают, а здесь такая атмосфера, люди, энергетика, одним словом, тут просто здорово! – признался нам победитель (как позже выяснилось) в номинации «Резчики по дереву».

*  *  *

Кажется, организаторы XIII Международного фестиваля решили не просто превзойти самих себя, но и компенсировать всем его участникам и гостям два пандемийных года простоя. Все было устроено просто по максимуму. И отклики тех, кто побывал в «Околице», полны позитива. Как не согласиться с одним из них: «Радостно на сердце, потому что никогда народные умельцы не переведутся на просторах великой России и никуда не исчезнет наше народное творчество».

Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − пять =