Чтобы учить, необходимо учиться самой

И для Галины Хомяковой это аксиома

Обычно в Стрежевой приезжают молодыми специалистами и уезжают, состоявшись в профессии. В расчете на более высокую должность, заработную плату, новые возможности. Но случается и наоборот. Галина Хомякова переехала в северную столицу Томской области, имея за плечами 17 лет педагогического стажа. Решиться на кардинальные изменения ей помогла федеральная программа «Земский учитель».

Она родилась и выросла в селе Комсомольск, что в Первомайском районе. В школе была хорошисткой, любила точные науки, а после уроков на правах старшей в семье частенько помогала отцу ремонтировать технику. В 11-м классе сама собрала мотоцикл «Минск». На нем мужики потом на покосы ездили. Галину же вождение не увлекало, ей был интересен процесс сборки.

– Мама у меня воспитатель. Думала, пойду по ее стопам. После уроков прибегала к ней в сад, играла с детьми. И мне это нравилось, – рассказывает Галина Хомякова. – Когда в нашей школе открылся педагогический класс, я пошла туда. И быстро поняла, что хочу стать учителем. Математики и физики. Именно в таком порядке. Однако при поступлении не набрала нужного количества баллов и оказалась в группе, где ведущим предметом была физика. Попав в вузовские лаборатории с их оборудованием, я пропала. Влюбилась в предмет окончательно и бесповоротно. Поняла – вот оно, мое! И спустя годы очень рада, что я – физик.

Окончив ТГУ, вернулась в родную школу. Со временем к обязанностям учителя добавились новые – заместителя директора по воспитательной работе. В круговерти школьных дел годы летели незаметно. Приходили и уходили ученики, подрастали собственные дети. Галине Сергеевне хотелось, чтобы у них было больше возможностей. И семья задумалась о переезде. Программа развития кадрового потенциала системы школьного образования пришлась очень кстати.

– Выбор пал на Стрежевой. Почему, не знаю. Но меня тогда заинтересовала школа № 4. С углубленным изучением отдельных предметов. Я внимательно присмотрелась к программе развития образовательного учреждения, побродила по официальному сайту школы. Поняла, жизнь там кипит. И мне захотелось стать частью этой жизни.

Она подала пакет документов на конкурсный отбор и однажды ей позвонили: «Вы прошли, приезжайте». На сборы дали месяц. В Стрежевой Хомяковы прилетели в июле 2020-го. На новом месте ни друзей, ни знакомых. Встречали их люди, с которыми договорились об аренде жилья. А в декабре семья переехала из съемной квартиры в собственную. Приобрести ее помогли подъемные. Всем участникам программы «Земский учитель» государство выплачивает по 1 млн рублей.

– Я – сельский житель, поэтому очень боялась города. Но, оказавшись в Стрежевом, пришла в полный восторг. Здесь нет шума и суеты. Тихо, спокойно, уютно. Красивый, зеленый город. Понятные улицы. Много детей. Я сразу в него влюбилась. А как радушно меня приняли в школе! Всё показали, объяснили. С коллегами знакомилась по мере того, как они выходили из отпусков. Я очень быстро влилась в коллектив. Прошел всего месяц, а у меня уже было ощущение, что в этой школе я работала всю жизнь. Помню, как удивлялась: разве так бывает – только приехала, а все мое, будто для меня созданное?

Нагрузка у Галины Сергеевны, как и у большинства педагогов, серьезная. Она ведет физику, математику. Преподает старшеклассникам «Индивидуальный проект». В рамках внеурочной деятельности готовит учащихся к инженерным стартам и олимпиадам. Ее ученики – в числе призеров муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников, региональных научно-практических конференций.

А еще она тьютор и сопровождает индивидуальное проектирование в 10–11-х классах.

– Я с детьми и на уроках, и после. В выходные встречаемся. Порой мы с ними буквально живем в школе. У меня очень много проектантов. И далеко не все занимаются физикой. Пишут проекты по психологии, социологии – кому что интересно. В выборе тем я стараюсь предоставить им полную свободу. Помогаю, только если вижу, что ребенок никак не может определиться.

Обучая других, педагог продолжает учиться сама. Постоянно повышает квалификацию по предмету и не только. Живя в Стрежевом, окончила курсы «Профессиональная компетентность современного учителя физики в соответствии с профстандартом и ФГОС», «Формирование и развитие функциональной грамотности школьников в рамках реализации национального проекта «Образование».

Галина Сергеевна принимает активное участие в профессиональных конкурсах, делится своим опытом на мастер-классах и в выступлениях на региональных, муниципальных семинарах и стажировочных площадках. Она обладатель диплома II степени всероссийского профессионального педагогического конкурса «Исследовательские компетенции современного педагога в условиях ФГОС». Победитель регионального конкурса методических разработок и материалов педагогов «На стыке наук». Вместе с коллегами принимала участие в метапредметной олимпиаде «Команда большой страны» и вошла в число призеров регионального этапа.

– Иногда, в минуты усталости, хандры, думаю: «Зачем мне это?» Но в окружении детей все быстро проходит. Чтобы давать больше знаний, нужно самой знать больше. Умом и сердцем понимаю, это для них, для детей, я стараюсь, совершенствуюсь, расту.

1 сентября 2020-го в четвертой школе, которая является ресурсно-внедренческим центром инноваций Томской области, открылся центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В 2021 году Хомяковой предложили его возглавить, и она согласилась. Свободного времени стало еще меньше.

Центр работает по четырем направлениям: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, научно-техническому и общекультурному. В каждом блоке – до 10 кружков. В «Точку» ходит вся школа.

– До сих пор не понимаю, как я согласилась на руководство. Может, потому что директор школы Светлана Стрюк хорошо умеет уговаривать, – смеется педагог. – Честно, работа сложная. Но успехи и победы наших детей – у нас очень много звездочек! – все трудности окупают сторицей. А еще в нашей «Точке роста» работают потрясающие педагоги. Они способны найти подход к детям, увлечь идеей, раскрыть дремлющие таланты. Особой популярностью у наших школьников пользуется кружок робототехники. У меня дочь туда ходит. Постоянно рассказывает, над чем они там работают. Если честно, я в этом мало что понимаю. А ребенок уже в первом классе мог растолковать, что к чему. «Точка роста» – это, по сути, дополнительная подготовка к поступлению в вуз.

В четвертой школе работает собственное телевидение – «Медиаточка». С прошлого года наряду с новостными выпусками в эфир выходит программа «Точка истины». Она – о жизни учителей вне школы. Героя каждого выпуска выбирает ученическое сообщество. Галина Сергеевна была первой, с кем дети и подростки захотели познакомиться поближе. Посмотрев программу, вся школа узнала, что их учитель физики играет на гитаре.

В родном Комсомольске она брала ее в руки достаточно часто. Дуэт двух завучей – Лилии и Галины – «Лига» был знаменит на весь район. Педагоги выступали с концертами, участвовали в конкурсах. В том числе и с песнями собственного сочинения. Новых Галина Сергеевна не писала давно. Сказывается загруженность на работе. Глядя на маму, игру на гитаре освоила дочь Дарья. Как и мама, самостоятельно.

Галина Хомякова – многодетная мама. У девятиклассницы Дарьи и второклашки Татьяны, которая делает успехи не только в робототехнике, но и в плавании, есть брат. Андрей в прошлом году окончил «Томскнефть»-класс четвертой школы и сейчас учится в Нижневартовске. Получает профессию бурильщика. Хотя с детства мечтал быть кулинаром.

– Он печет такие торты, что мне и не снилось! И вообще готовит потрясающе. Очень люблю, когда сын встает к плите и балует нас чем-нибудь вкусным. Нефтяную профессию Андрей выбрал, проучившись два года в профильном классе. Но будет ли этот выбор окончательным, покажет время. Кстати, вкусно у нас в семье готовит не только сын, но и муж. Хотя в профессиональном плане он далек от кулинарии. Артур – сотрудник вневедомственной охраны Росгвардии. Он – опора и надежное плечо для всей семьи. Рядом с таким защитником ничего не страшно. Все свои победы и достижения я делю с ним.

О чем мечтает мама троих детей? О море. Поехать всем вместе. Вместе бежать навстречу волне, бродить по песку, слушать шепот прибоя. О чем мечтает учитель физики Галина Сергеевна Хомякова? Работать в удовольствие. Спокойно, без спешки, приходить на работу, вести уроки и больше времени проводить не за отчетами, а с детьми. И в этом желании она не одинока.

– Меня как-то спросили: «Если не в школе, где бы вы работали?» Я долго размышляла, куда бы могла пойти. И пришла к выводу, что никуда. Потому что не представляю себя без детей, не мыслю себя вне школы. Не знаю, как люди без этого живут. Отказаться от общения с учениками, от уроков? Нет, не смогу, мне это нужно, я этим живу. Думаю, со мной согласятся многие педагоги. Годами, десятилетиями верными школе остаются те, кто по-настоящему любит свою работу. Остальные уходят.

Автор: Юлия Бусыгина
Фото: Андрей Пихулин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.