Дайте музыку, скорее музыку!

Как танцы народов мира зажигали почтенную публику
Концерт, прошедший сразу же после Дня Победы в Доме ученых Томского научного центра, просто идеально вписывался в концепцию Года культурного наследия народов России. Зрители с наслаждением окунулись в мир танцев, язык которых понятен любому человеку без перевода.

Дающая радость

В вечерней программе выступили артисты нескольких томских хореографических коллективов, концентрирующихся на национальных культурах, которые друг за другом знакомили почтенную публику Академгородка с танцевальным искусством народов России, республик постсоветского пространства, Сибири и Юго-Восточной Азии.
Первыми на сцену вышли представительницы театра танца «Ярада» – десять лет назад ансамбль стал преемником школы танцев Татьяны Коноваловой.
– Есть несколько трактовок названия нашего коллектива: «сокра» – радость, «да» – дающий. Получается – «я, радость дающая». А вообще, у богини любви имя Радха, – погружает в лингвистические тонкости ведической культуры Руси руководитель театра танца «Ярада» Ирина Анкудович.
Понятно, что за прошедшие десять лет в коллективе неоднократно менялся состав. Самое удивительное, говорит Ирина Николаевна, что ни одна из танцовщиц напрямую не связана с творчеством. Сегодняшние участницы коллектива трудятся в сфере экономики, фармацевтики… Сама Ирина Анкудович по первоначальной профессии инженер-строитель. Потом был период работы в соцзащите, и уже гораздо позднее она пошла учиться на хореографа в Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций.


– Мы исполняем самый разнообразный репертуар: раньше в нем было много русских народных танцев – хороводы, пляски. Но славянские танцы такие шустрые, там нужно очень быстро перебирать ножками, – вдается в детали руководитель коллектива. – Так со временем мы перешли на танцы Средней Азии – таджикский, узбекский. Последний, между прочим, привлекает нас своей целомудренностью. Возможно, потому, что сейчас в коллективе в основном выступают возрастные участницы. Им ближе женский образ, сохраняющий чистоту, плавность рук, показывающий работу верха корпуса танцовщицы. А вот восточные танцы, в частности арабские, нам совсем не по душе, да и публика не всегда их принимает.
По словам руководителя «Ярады», коллектив поддерживает тесные связи с томской татарской диаспорой, которая частенько приглашает ансамбль на фестивали и различные праздники. Ну и, конечно же, без него в последнее время не обходится празднование Сабантуя.
Около двух лет назад театр танца наладил творческие мосты еще с одной томской диаспорой – узбекской. А совсем недавно «Ярада» принимала участие в IX Губернаторском фестивале народного творчества, сопровождая выступление солиста из Ташкента.
Выполняет коллектив и социальную миссию, выступая в приютах, интернатах. Например, уже несколько раз танцовщицы навещали обитателей специализированного дома ветеранов в Томске и шегарского дома-интерната для престарелых «Лесная дача».

Таланты не знают границ

Концертная программа тем временем продолжалась. Как добрых знакомых принимала публика выступление научных сотрудников Томска и по совместительству артистов Маленького академического театрика. Танзиля Козлова (ИФПМ СО РАН), Танзиля Иванова (ИСЭ СО РАН) и Ильмир Насртдинов (ИОА СО РАН) исполнили татарский танец из спектакля 2018 года «Вокзал для своих». Правда, специально к этому концерту они его существенно дополнили и видоизменили. А помогла им в этом хореограф Лариса Быстрицкая.


В свое время, когда постановка только замышлялась, ее авторы – трио «Миссис Хадсон» – решили, что вполне логично будет вписать в сценарий персонаж вокзального носильщика-татарина. Эту роль превосходно сыграл Ильмир Насртдинов, показав национальный колорит своего героя. Он в очередной раз доказал, что является универсальным артистом, умеющим и петь, и страстно читать монологи, и, конечно же, танцевать! А две хрупкие Танзили ему органично ассистировали.
В концерте дебютировали вокалисты Валентина и Виктор Дербеневы. Мама с сыном исполняли как казачьи песни, так и знакомые хиты группы «Любэ». Как заметила ведущая концерта начальник отдела по связям с общественностью Дома ученых ТНЦ Галина Юрченко, этот дуэт стал открытием вечера и, несомненно, расширит список друзей творческого коллектива Дома ученых Академгородка.

Жесты любви

На протяжении всего концерта артисты демонстрировали не только танцы народов Сибири и СССР. Вполне органично в программу вписались экзотические для сибиряков индийские мотивы. В свое время фабрика грез из Мумбаи (больше известного нам как город Бомбей) выдавала с киношного конвейера невиданное количество музыкальных фильмов. Достаточно вспомнить Раджа Капура и его черно-белого «Бродягу» или «Господина 420».
Вот и в этот раз зрителям предстояло познакомиться с оригинальным номером, который подарил им коллектив индийского танца «Parampara». Правда, чтобы он был более понятен томичам, руководитель ансамбля Наталия Нетренина сначала выступила в роли преподавателя. Она провела полноценный урок языка жестов, созданный в седой древности храмовыми танцорами Индии.
– В классическом индийском танце есть чисто техническая часть, когда определенные движения выполняются просто под музыку, а есть танцы-сюжеты, где танцовщица разыгрывает перед зрителями мини-спектакль, – поясняла руководитель коллектива. – Но поскольку эти танцы берут свои истоки в храмах и раньше были частью ритуала, то все истории, как правило, посвящались различным божествам. В нашем случае будет бог Картикея.
– Конечно, зрителям в Индии интереснее смотреть такие представления, ведь они понимают слова, а вам, чтобы все было понятно, мы сначала расшифруем язык жестов, а потом соединим все движения и жесты в танце, – продолжала вести урок Наталия Нетренина под нежный перезвон колокольчиков, пристегнутых к ее голеням. – Обратите внимание, что одна танцовщица изображает разных героев, которые встречаются в этом танце.
И понеслось! Однажды Картикея переоделся дряхлым стариком, пришел в дом юной красавицы, чтобы проверить, так ли она добра. Он попросил у нее еды, а потом воды. И девушка отвела его к источнику. Герой пьет и поглядывает на девушку. Юной красавице старик не понравился, но брат Картикеи уговорил ее на неравный брак. Сначала все было хорошо, а потом начались мучения: муж стал поздно приходить домой, гулять. Дошло до того, что жена выставила неверного супруга за дверь. Плача, она вспоминала, как же они хорошо раньше жили. Почему бы не вернуть все назад? В общем, хеппи-энд, как всегда в индийских фильмах. Этот номер точно запомнят все зрители, потому что такого исполнения, да еще с первоначальным препарированием движений и чувств никто из них точно еще не видел.

* * *

Ну и какой же вечер без цыган? В финале театр танца «Ярада» буквально высек искру в зале: зрители темпераментно подпевали, подтанцовывали и беспрерывно поддерживали артисток благодарными аплодисментами под мелодию «Мохнатый шмель» из кинофильма «Жестокий романс». Пока каждая из четырех солисток исполняла свою партию, другие танцовщицы угощали публику прохладительными напитками. Как же это было по-домашнему, гостеприимно. И потому благодарные зрители не спешили расходиться, они вновь и вновь говорили спасибо самодеятельным артистам за возможность прикоснуться к культурам, которые веками рядом, пусть даже в десятках тысяч километров от Сибири.

Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.