Давайте жить по солнечным часам

Кузнец Владимир Кудряшов не перестаёт это повторять

Каждый раз, когда он с женой бывает в филармонии, обязательно останавливается возле солнечных часов с кованым конем: ажурная композиция мастера показывает местное солнечное время с 2013 года. Летом скульптура утопает в море петуний, а в зимний период аккуратно укутывается в снежный покров. Она удачно вписалась в пространство перед Большим концертным залом, а буквально в остановке от нее, рядом с областным колледжем культуры, ожидающие общественный транспорт томички и гости города с удовольствием примеряют туфельку, которую им подает сказочный принц из «Золушки».

И этот голос наковальни

Этим летом кузнец Владимир Кудряшов вошел в медиапроект губернатора Владимира Мазура «Лучший миллион Томской области», героями которого становятся жители региона, достигшие значительных успехов в различных сферах деятельности.

– Владимир Васильевич – не только талантливый мастер. Вот уже восемь лет он передает свои знания молодежи, преподает в Томском аграрном колледже. Он не просто делится с ребятами секретами мастерства, а по-настоящему заряжает их любовью к этому сложному и такому красивому ремеслу, – объяснил свой выбор Владимир Мазур.

Глава региона пожелал томскому мастеру творческих успехов и талантливых учеников.

– Конечно, мне приятно стать участником этого проекта, – скромно улыбается кузнечных дел мастер. – На самом деле, у меня несколько скульптур, установленных в городе. Одна из них – солнечные часы с символом Томска перед БКЗ. Это место, считаю, идеально подходит для определения времени в полдень, а сама композиция хорошо смотрится со стороны проспекта Ленина.

Владимир Кудряшов не раз становился победителем международного фестиваля народных ремесел под брендом «Праздник топора». Правда, нынче он хоть и пропускает его по субъективным причинам, но все равно будет следить за работой коллег, участвующих в конкурсе «У каждой наковальни свой голос». Кстати, это название принадлежит Владимиру Васильевичу.

В свое время он стоял у истоков межрегионального фестиваля-­конкурса «Праздник кузнеца», который проходил при кураторстве администрации Томского района. На протяжении нескольких лет в Семилужки съезжались лучшие мастера художественной ковки из муниципалитетов Томской области и соседних регионов. Потом это мероприятие перешло в областное подчинение и заняло достойную нишу в структуре международного фестиваля «Праздник топора».

– До пандемии и санкций к нам приезжали кузнецы из США, Испании, в прошлом году мы приветствовали всего парочку мастеров с Кубы, а в основном участвуют представители из российских регионов и бывших союзных республик. Но меня радует тот факт, что наша площадка в «Околице» превращается в парк кованых фигур. Несколько лет назад на средства областной администрации там была поставлена добротная кузница, – рассказывает мастер, отмечая еще и высокий уровень организации фестиваля.

По уже сложившейся традиции Владимир Васильевич всегда просит своих коллег расписаться на его фартуке, который хранится в Томском аграрном колледже.

Из аудитории в мастерскую

Восемь лет назад руководство этого учебного заведения пригласило Владимира Кудряшова поработать мастером производственного обучения, а вскоре его перевели в преподаватели технических дисциплин. Таким образом, был сведен к минимуму разрыв между теорией и практикой во время образовательного процесса.

– На занятиях мы занимаемся подготовкой техники к земляным работам, ремонтом сельхозоборудования, агрегатов, – поясняет преподаватель технических дисциплин. – Во время практики студенты обучаются слесарному, кузнечному, сварочному делу. Очень важно, чтобы они руками поработали, лично перебрали бы запчасти. А то ведь как было на первом курсе: кто-то не мог даже молоток правильно в руки взять, неправильно ударить им. Но когда у них начинает получаться, как же они сами радуются обретенному вроде бы простому навыку. Конечно, мне приятно говорить о том, что большинство ребят лично заинтересованы в получении специальности тракториста, слесаря по ремонту сельскохозяйственной техники.

По словам преподавателя, он с благодарностью вспоминает свои школьные труды.

– Это же были самые любимые уроки, – улыбается Владимир Васильевич. – Мы работали на простеньких станках, с интересом изучали их устройство. И сейчас нужно стремиться к тому, чтобы у студентов было больше практических навыков. Да, они сегодня все сидят за компьютерами, но и ручной труд никто еще не отменял. Я им частенько говорю о том, что когда они женятся, заведут семьи, кузнечное дело всегда сможет их прокормить. Пусть оно не станет их основной профессией, но как увлечение, хобби, лишним точно не будет.

О том, что слова мастера не расходятся с делом, можно наблюдать по количеству ребят, посещающих его кружок по кузнечному и сварочному делу и даже осмеливающихся участвовать в «Празднике топора». Как, например, это сделали Никита Вишняков и Андрей Коньшин в 2022 году, создав под руководством мастера гигантского робота.

– Для меня самая главная задача состоит в том, чтобы передать свой опыт молодежи, – подчеркивает Владимир Васильевич. – Раньше проводилось очень много мастер-­классов и в губернаторском квартале, и на многочисленных народных праздниках. Дети и подростки всегда окружали меня, с удовольствием стучали по заготовке. Причем попробовать себя в роли кузнеца хотели не только мальчишки, но и девочки. И даже взрослые. Они изготавливали собственными руками пусть и небольшое, но свое изделие. С какой же гордостью они прижимали потом его к себе. Вот такие моменты мне всегда очень приятны.

С подковой на счастье

К большому сожалению, признается Владимир Кудряшов, два его взрослых внука не пошли по стопам деда, а связали свою судьбу с IT-сферой: «Постучать молотком приходят, но редко».

Видимо, у каждого человека свой путь и свое представление о счастье. Семейная удача, по мнению участника губернаторского проекта «Лучший миллион Томской области», заключается не только в хранении дома подковы на счастье. Это символ и не более того. А оберегом, по словам мастера, она стала во время Римской империи, когда ее делали только из золота. Такие изделия из-за мягкости металла не могли долго стоять на копытах лошади, потому что быстро стирались и отваливались, и тот, кто их находил, мгновенно становился обеспеченным человеком.

Сменялись эпохи, но обладание такими подковами продолжали обрастать самыми разными легендами и мифами.

– На входных воротах подкову всегда вешали рожками вниз, чтобы все зло и скапливающаяся негативная энергия от проходящих мимо путников непременно уходила в землю, – поясняет кузнец Кудряшов. – А по другой распространенной версии, однажды черт устроил в деревне переполох: мазал ворота, бил стекла, и тогда обеспокоенные селяне обратились за помощью к кузнецу. Тот поймал нечистую силу, накрутил его хвост на руку, наковал на ноги горячие подковы и дал пинка напоследок. С тех пор как увидит черт подкову на воротах, больше в тот домой ни ногой.

Владимир Васильевич не скрывает, что с большой охотой изготавливает такие сувениры, ведь спрос на них не проходит. С годами он отошел от крупных заказов и полностью сосредоточился на художественной ковке. Правда, иногда берется за интересные проекты. К примеру, недавно для одного гастрономического учреждения мастер изготовил швенкер – круглый гриль с лебедкой. Его размеры составляют полтора метра в диаметре и три метра высотой. Демонстрация возможностей этого гриля состоится в конце августа.

Работа, по признанию мастера кузнечных дел, была очень сложной, ведь ему пришлось применить множество технических решений, в том числе использовать лебедку для поднятия и опускания самого изделия, приваривать складные ножки.

Работа начинается с эскиза

Все свои скульптуры Владимир Кудряшов сначала прорабатывает на бумаге. Он считает идеальным тот вариант, когда художник приходит в кузницу, а не наоборот. И очень важно еще на берегу знать конкретного заказчика, чтобы работы, которые требуют сил, времени и средств, потом «не ложились в стол». Он вспоминает случай, когда его гигантский медведь по эвенкийским сказкам два года простоял бесхозным, пока его не приобрели верхнекетцы для своего фирменного фестиваля «Большой Амикан». Теперь эта композиция пользуется большой популярностью у жителей и гостей Белого Яра.

Есть у мастера мечта, которую он лелеял несколько лет. На сегодняшний день она уже выстрадана, выстояна и готова к воплощению. Это композиция на библейский сюжет о возращении блудного сына. Тема вечная, а образы – не совсем обычные, но когда начинаешь представлять их, понимаешь глубину первоначального замысла автора.

– Это будут два замка: один русский, большой, амбарный, и к нему на коленях прислонился небольшой, английский, – поясняет свою идею Владимир Кудряшов. – Поставить такую скульптуру логично в районе любой станции железнодорожного вокзала. Мораль всей композиции такова: сколько бы мы не ездили по заграницам, а возвращение на Родину неизбежно. Тема, считаю, для сегодняшнего дня более, чем актуальна.

* * *

Когда-то эстонский певец Яак Йоала проникновенно пел песню «Давайте жить по солнечным часам». Все творчество и педагогическая деятельность Владимира Кудряшова направлены на то, чтобы жизнь на земле была яркой, теплой и созидательной.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 4 =