Денег нет, но вы держитесь…

Известная фраза стала символом дорожного сообщения с отдаленными районами региона

Добраться по земле до некоторых отдаленных населенных пунктов области – большая проблема. Регулярные автобусы туда часто просто не ходят. Невыгодно. Этим в свою очередь пользуются нелегальные перевозчики и таксисты, взвинчивая цены и не гарантируя безопасности. Что делать и как исправить ситуацию? Ответы на эти вопросы постарались найти участники круглого стола «О регулярных межмуниципальных автобусных рейсах по маршрутам Томск – Каргасок – Томск и Томск – Парабель – Томск, организованного Общественной палатой Томской области.

Таксисты дерут цену

Начиная встречу, председатель комиссии по вопросам ЖКХ, строительства, территориального развития и охраны окружающей среды Общественной палаты Томской области Анатолий Долгов пояснил, что в Общественную палату поступила жалоба от жителя Парабели Николая Танькова на то, что добраться в этот районный центр на муниципальном транспорте из Томска невозможно.

– То, что я услышал, привело меня в замешательство, – искренне признался Долгов, – цена проезда от Томска до Каргаска составляет около 1 400 рублей, а до Парабели – 1 200. Огромные суммы. Вроде и живем в одном регионе, но доехать из одного его конца в другой – огромная проблема.

На эту несправедливость пожаловалась и другая жительница Каргаска, член Общественной палаты Томской области Оксана Жукова, главный редактор газеты «Северная правда»:

– В Каргасокском районе расположено 12 сельских поселений, – отметила она, – и в каждом из них жители задаются вопросом – почему с Томском нет регулярного автобусного сообщения? Только такси. Таких такси много. Но я знаю только одну фирму, которая соответствует всем нормам перевозки пассажиров.

Оксана Анатольевна рассказала участникам круглого стола, что до 2015 года регулярные перевозки между Томском и Каргаском выполняло Каргасокское АТП, но позже его потеснили недобросовестные конкуренты – те самые таксисты. И сегодня альтернативы им нет. И цены у них большие, и график маршрутов не всегда удобный для пассажиров.

Заместитель начальника Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Александр Михайлов пояснил, что проблема пассажирского сообщения между Томском, Каргаском и Парабелью гораздо глубже и сложнее, чем просто недобросовестная конкуренция. Оказывается, в 2020 году перевозчик на эти маршруты был найден. Специалисты разработали и график передвижения. Но, к сожалению, автобусы ходили практически незагруженными. Пассажиропоток составил всего до девяти человек на один рейс, выполнявшийся пазиками. Поэтому такой бизнес стал нерентабельным, и через полгода маршруты приказали долго жить. Отсюда альтернатива в виде частных микроавтобусов, которые сегодня курсируют между Томском, Каргаском и Парабелью, по мнению чиновника, являются единственным выходом из создавшейся ситуации.

– В Каргаске и Парабели налажена диспетчерская служба, – отметил Михайлов, – да и микроавтобусы иностранного производства комфортны для людей, доезжают до места на час быстрее, чем пазик. Плюс к тому жителей они забирают по телефонному звонку из дома, а не с вокзала. Все это нужно учитывать.

Итог выступления чиновника неутешителен: сегодня экономической возможности организовать регулярные рейсы в том виде, как это было раньше, у департамента нет.

Расписались в бессилии?

В ответ на это Анатолий Долгов констатировал:

– Складывается впечатление, что областная исполнительная власть в этом вопросе расписалась в своем бессилии.

Где же выход? Его подсказала Оксана Жукова. Она пояснила, что обеспечить доступность сообщения областного центра с районами – прямая обязанность областных властей.

– Уже говорилось, что ранее, до 2015 года, в Каргаске, условно говоря, девять человек выбирали большой автобус, работающий по всем правилам. Выбирали безопасность, отработанный график, порядок, – подчеркнула Оксана Анатольевна, – и не их вина, что такой автобус для владельца нерентабелен. Если требуется субсидирование этого рейса, значит, областная власть должна этим заняться. Приведу показательную цифру. В прошлом году для обеспечения транспортной доступности на территории Каргасокского района местный бюджет затратил порядка 24 миллионов рублей на авиаперевозки и порядка 4 миллионов рублей – на перевозку водным транспортом. Помимо этого, на строительство зимних дорог бюджет района тратит в год более 10 миллионов рублей. Получается, у муниципалитета больше ответственности, чем у областной власти?

Член Общественной палаты Томской области, исполнительный директор ассоциации юристов Томской области Анастасия Рукавишникова задала вопрос Александру Михайлову, был ли построен диалог с частным сектором о возможности обеспечить пассажироперевозки путем, например, предоставления льгот? Представитель областной власти ответил, что предоставлять льготы можно только на регулярных пассажироперевозках с регулируемым тарифом. Поэтому частникам, которые сегодня правят бал, государство не может предложить какое-то финансирование. Федеральное законодательство это запрещает. А других перевозок сейчас между Томском, Каргаском и Парабелью сейчас нет. Замкнутый круг.

Продолжая дискуссию, Анатолий Долгов обратил внимание на еще один аспект проблемы.

– Среди частников сейчас никто не контролирует вопрос безопасности перевозок. Эта деятельность не страхуется, – подчеркнул он. – Разве это правильно? Получается, как хотят, так и работают. А если, не дай бог, случится авария, кто и как будет компенсировать потери?

1 400 рублей цена проезда от Томска до Каргаска.

Нужен соцопрос

Тему безопасности, ответственности владельцев и водителей во время пассажироперевозок продолжил старший государственный инспектор дорожного и технического надзора ГИБДД УМВД России по Томской области Александр Щепетов. Он пояснил: проверяющим органам очень сложно доказать, что перевозки частным транспортом осуществляются на платной основе.

– Бывает, что мы останавливаем на трассе какой-нибудь микроавтобус с пассажирами, – пояснил офицер, – начинаем задавать вопросы, и выясняется, что пассажиры «просто едут со знакомым или родственником». Значит, и требовать с водителя по большому счету нечего. Мы собираем соответствующие материалы, а потом суды нам их возвращают.

Со своим коллегой согласился заместитель начальника Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Коротких:

– Проблема в том, что для пассажироперевозок сейчас используются в основном не автобусы, как мы привыкли, а легковые автомобили категории «В», которые есть почти в каждой семье, – отметил он, – поэтому их пассажиры и водитель хитрят, заранее договариваются и при проверке утверждают, например, что они родственники и едут по своим делам. Привлечь к ответственности водителя или владельца транспортного средства мы не можем. Мы один раз попытались наказать предпринимателя и проиграли шесть судов. Считаю, что этой проблемой нужно заниматься комплексно с привлечением множества служб и ведомств. Того же, например, антимонопольного комитета. Одна ГИБДД, технадзор эту проблему не решат.

Завершая круглый стол, Анатолий Долгов предложил, привлекая СМИ, провести среди населения Каргаска и Парабели социологический опрос, чтобы определить, какой транспорт их жители хотят получить для улучшения транспортной доступности. А после этого в конце сентября вновь собраться и обсудить результаты.

– После подведения итогов мы можем обратиться в областную администрацию с нашими предложениями, – отметил Долгов. – Что это будет: отдельная программа или предложение о субсидировании – покажет время. Надеюсь, социологический опрос даст достаточно фактов для размышлений.

P. S. Еженедельник «Томские новости» в своем Telegram-канале уже проводит такой опрос.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × три =