Деньги и дороги: две проблемы умного Томска

Спикер гордумы предлагает выйти из проекта БКАД

По мнению Чингиса Акатаева, региональный бюджет выделяет несоразмерно мало средств на реализацию в Томске проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Поэтому областному центру следует выйти из проекта и самому потратить деньги на дороги второй и третьей категории. Это революционное предложение он высказал в речи на открытии очередного собрания думы 1 июня.

Мост в будущее

Начал свое выступление спикер вполне традиционно – со Дня защиты детей и завершения учебного года в школах. От школьников органично перейдя к студенчеству, Чингис Акатаев вновь заметил: утверждение «каждый пятый в Томске – студент» давно перестало быть фактом. За несколько лет ситуация изменилась:

– Между количеством и качеством ведущие университеты выбирают качество, – резюмировал председатель думы. – Сейчас в Томске, по подсчетам специалистов, стало примерно на 30 тысяч студентов меньше – всего около 76 тысяч. Каждый восьмой горожанин.

Что теряет при этом Томск? Акатаев приводит расчеты экономистов:

– На каждого студента тратится около 190 тысяч рублей в год. Обучение инженеров обходится дороже – в 240 тысяч, гуманитариев – в 150. Таким образом, только прямых потерь город понес минимум на 5,7 миллиарда. Плюс мы понимаем, что студент тратит на жизнь не менее одного прожиточного минимума – около 13 тысяч рублей. При учете мультипликативного эффекта экономика города в целом, включая опосредовано бюджет муниципалитета, теряет до 10 миллиардов рублей в год. Соответственно, чем больше мы привлекаем студентов, тем лучше.

Именно для этого, констатирует спикер, создается Большой университет, под это заточен проект студенческого кампуса:

– Сейчас проект рассчитан примерно на 10 тысяч человек – на 10 тысяч, подчеркиваю, НОВЫХ обучающихся.

Это, в свою очередь, потребует иной инфраструктуры:

– По сути, это ядро освоения и развития левобережья. Там неизбежно будет строительство и новых жилых объектов, как в Томске, так и в Томском районе. И поток людей через Томь вырастет кратно. К этому нужно готовиться заранее. Для этого, кроме ремонта коммунального моста, нужен и третий мост через Томь, о котором боятся даже упоминать некоторые чиновники. К его строительству при развитии лево­бережья, а этот процесс уже идет, мы так или иначе придем. И чем раньше мы начнем прорабатывать этот вопрос, тем меньше проблем будет в будущем. При развитии левобережья это жизненная необходимость!

Если мы умные, почему не строим?

Градостроительная тема – один из коньков спикера. На этот раз Чингис Акатаев заострил ее финансовый аспект:

– По итогам 2020 года спрос на новостройки в Томске вырос на 9 процентов. При этом по итогам четвертого квартала 2020 года в Томске уровень предложений снизился на 44 процента. Отсюда рост средней цены первичной недвижимости в Томске на 22 процента к концу 2020 года по сравнению с четвертым кварталом 2019 года.

По мнению главы городской думы, дело не в инфляции.

– Речь скорее идет о дефиците предложений, искусственном или нет – это отдельный вопрос, и жадности продавцов.

Чтобы переломить ситуацию, власти должны, по мнению Акатаева, стимулировать ввод в эксплуатацию новых объектов:

– Для этого Томску нужен земельный ресурс и снижение издержек застройщиков. Это и формирование земельного банка, о котором я уже говорил на прошлом собрании, и разработка механизмов снижения затрат на технические присоединения к коммуникациям, и их альтернатива, чтобы застройщик сам мог выбрать, например, способ отопления – газовую котельную, централизованное отопление или другие источники.

Спикер считает, что Томск не использует свои ресурсы.

– Задача муниципальной власти – создавать максимально простые и понятные правила и привлекать новых инвесторов и застройщиков, чтобы не было монополизации этого рынка, в чем часто, и небезосновательно, упрекают Томск. Мы должны создавать равные и прозрачные условия для всех.

Для этого, говорит спикер, и. о. мэра следует поручить профильным департаментам разработать и публично представить концепцию развития территорий.

– Также прошу комитет по градо­строительству, землепользованию и архитектуре и комитет городского хозяйства подключиться к этой работе.

Бунт на корабле?

Спикер рассказал коллегам о своей командировке в Краснодар и о намерении посетить Белгород, Красноярск, Кемерово и несколько других городов, где, по его мнению, налажена плотная работа с Федерацией и региональными властями.

– Первое, что бросилось в глаза, – идеальное состояние дорог в городе! В Томске же дороги как после боевых действий. Причем все без исключения. Почему это все происходит?

Заметив, что в Тюмени дороги не хуже, спикер предполагает, что дело не в климате:

– Краснодар при численности населения около миллиона человек и протяженностью дорог в 1 700 километров на их ремонт в рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» направляет 2,5 миллиарда, причем львиную долю – из федерального и регионального бюджетов. Мы же при ненамного меньшей численности и протяженности дорог чуть более 900 км направляем порядка 734 миллионов. Из них около 245 миллионов выделяет город. Область выделяет только около 121 миллиона. Для примера: доля местного бюджета в софинансировании для Томска составляет 34 процента, в Барнауле – 3,9, в Омске – 12 процентов, в Кемерове – 25.

Вывод, который делает глава думы Томска:

– При таких условиях у нас никогда не будет хороших дорог. Предлагаю при таком подходе и отношении областного центра больше не участвовать в программе БКАД, а средства, которые мы направляли в качестве софинансирования, направить на ремонт дорог второй и третьей категории.

Площадки преткновения

В целом отношение нового состава думы к сложившимся в регионе межбюджетным связям прослеживается достаточно четко. Ярче всего оно проявилось при обсуждении поправок в текущий бюджет. Депутатам было предложено направить 17,8 млн рублей на завершение ремонта школы № 19. Ранее предполагалось, что деньги даст регион. Но не сложилось. Мэрия предлагает 8,18 млн изъять из муниципального фонда непредвиденных расходов, еще 9,65 млн – это сэкономленные средства бюджета. В результате оказалось, что 13,5 млн рублей, которые город собирался направить на установку детских спортивных площадок, подвисли в воздухе. И этот факт вызвал неподдельное возмущение городских депутатов.

По словам Чингиса Акатаева, он с ноября обращался в администрацию области по различным вопросам, но…

– Ни копейки мы не получили. Вот и все отношение области к городу. Школа № 19 фактически была брошена на распутье. Сегодня городу пришлось ужаться до минимума. Сэкономленные на СМИ средства пошли на крышу, сейчас обсуждаем фасад, – не скрывал досады спикер.

Ее вполне разделяли депутаты, потратившие много сил на выбор площадок и работу с населением на округах. «Как мы теперь выглядим в глазах избирателей?» – вопрошали думцы. Нашлись горячие головы, предлагавшие деньги на школу не перераспределять, а направить их, как и предполагалось, на детские площадки. Впрочем, целесообразность восторжествовала. Площадки – это здорово, но школа куда важнее.

В результате депутаты проголосовали за выделение 17,8 млн рублей на ремонт фасада школы № 19 и установку системы видео­наблюдения. При этом бюджетному комитету и его председателю Владимиру Самокишу рекомендовано все же поискать средства на установку детских спортивных площадок.

Еще раз про любовь

Дорожная тема также получила развитие в ходе думского собрания. Ею вплотную должна заняться постоянная комиссия по дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения, созданная на весь срок полномочий думы седьмого созыва. Как пояснил председатель комитета городского хозяйства Александр Губарь, одной из самых острых тем, с которыми обращаются к депутатам томичи, является отсутствие общественного транспорта в новых микрорайонах.

– Единственная причина, по которой она не может оперативно решаться, – это ширина дорог. Именно над этой задачей и предстоит в первую очередь работать.

В состав комиссии вошло девять человек, но впоследствии к ним может присоединиться любой депутат. Во время первого думского перерыва дорожная комиссия впервые собралась, чтобы избрать главу. По решению коллег, им стал… спикер думы Чингис Акатаев.

Наконец, в разделе «Разное» с отчетом о ходе дорожного ремонта выступил заместитель мэра Вячеслав Белоус. Вопросов к нему накопилось столько, что думское собрание затянулось примерно на час. Каждый депутат хотел узнать о состоянии дорог и тротуаров на своей улице, в своем округе. И конечно, всех волновали темы общегородского масштаба: переход на Южной, прокол на 76-м километре, предстоящий ремонт коммунального моста. Последний вопрос город надеется пристегнуть к строительству кампуса. «А что, если этого не случится?» – интересовались депутаты. Ответ: в любом случае миллиарды на капремонт придется просить у Федерации. У Томска таких денег нет даже теоретически.

Автор: Марина Боброва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =