Накануне вступления Денис Мацуев встретился с представителями местных СМИ. Общаясь с томскими журналистами, подтвердил статус настоящего сибиряка (музыкант родился и вырос в Иркутске): был доброжелательным, открытым и бесконечно обаятельным.
– Для меня большая честь и радость вновь выступать в Томске, последний раз я был здесь 18 лет назад, – отметил Денис Мацуев в приветственном слове. – Во-первых, потому что я очень нежно отношусь к сибирским городам. Во-вторых, потому что здесь проходили одни из первых моих гастролей, и здесь я впервые почувствовал себя востребованным и любимым артистом. Очень жалею, что по разным техническим причинам не получалось приехать в Томск раньше. Только что мы репетировали с вашим симфоническим оркестром, и должен сказать, что коллектив находится в блистательной форме, я получил огромное удовольствие от музицирования. Единственное, хотелось бы, чтобы был другой рояль – на этом же инструменте я играл 18 лет назад. Сегодня всю ночь над ним колдовал мой хороший друг, уникальный настройщик Владимир Спесивцев, заменил 20 струн и привел его в чувство. Но, конечно, городской филармонии просто необходим новый инструмент.
– Что изменилось в вашем представлении о профессии музыканта за эти 18 лет?
– Прежде всего, должен сказать, что все музыканты – счастливые люди. Сцена действительно обладает какой-то магической силой, она лечит, а порой происходят просто чудеса. В течение этой недели я вернулся из Америки, провел конкурс в Киеве, вчера вступал в Москве с Люцернским симфоническим оркестром, сегодня – в Томске, завтра – концерт в следующем городе. И в таком ритме я живу уже много лет. Но любая усталость и дурное самочувствие из-за бесконечной смены часовых и климатических поясов, мгновенно проходят, как только я выхожу на сцену. Она одухотворяет, окрыляет и дает невероятный прилив сил и энергии.
Что касается моего отношения к профессии, то я по-прежнему убежден: музыкант является проводником между композитором и публикой, которая приходит в зал. Я каждый раз с трепетом выхожу на сцену, независимо от того, где я выступаю, будь то в Нью-Йорке, в Париже или в Томске.
– Вы – музыкант, лидер ряда музыкальных фестивалей, занимаетесь благотворительностью…
– Я всегда стараюсь приносить пользу людям, чем бы ни занимался. Так меня воспитали родители. Если я имею реальную возможность кому-то помочь, обязательно сделаю все, что от меня зависит. В свое время фонд «Новые имена» подарил мне возможность объездить почти 40 стран с концертами и встретиться со многими известными музыкантами. Сегодня два моих любимых детища, фонд «Новые имена» и фестиваль «Crescendo», нацелены на поиск и поддержку юных дарований. В России много молодых талантливых ребят, которым, к сожалению, сложно «выбиться в люди» (для музыкантов это всегда было проблематично). Наша задача: открыть публике настоящих звезд. За последнее десятилетие информация, которую транслирует телевидение, сильно исказила представление о подлинном искусстве. К счастью, публика стала это понимать. Не только я сам, но и многие мои коллеги отмечают: в любом городе, где проходят концерты фортепианной музыки, собираются полные залы. Конечно, если спросить у 100 прохожих на улице, что для них музыка отнюдь не все назовут Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова. Но, тем не менее, есть немало людей, которые хотят встречи с лучшими образцами музыкального искусства.
— Каким вы видите свое будущее через 20 лет?
— Если я пойму, что общественная деятельность не позволяет мне полноценно заниматься основной профессией, отойду от нее. К счастью, сейчас она меня только вдохновляет.
Что касается моего профессионального будущего, то через 20 лет я хочу по-прежнему быть на сцене.
– Что для вас значит музыка?
– Во мне всегда звучит какая-то музыка, даже когда сплю. Иногда во сне разучиваю новые произведения. Каждый человек, с которым общаюсь, ассоциируется у меня с конкретным музыкальным произведением или мотивом.
Если говорить о современной музыкальной культуре, то сегодня, к сожалению, классическая музыка становится искусством для развлечения. Прежде всего, из-за проникновения в нее шоу-бизнеса. Поэтому я всегда радуюсь, когда в залы, где звучит классическая музыка, приходит новая публика. Даже если во время концерта раздаются звонки сотовых телефонов. У меня есть два часа, чтобы завоевать публику и доказать сидящим в зале людям, что они пришли сюда не зря. Если за время концерта зрители поймут, что прослушивание классической музыки не развлечение, а определенная душевная работа, это дорогого стоит.
— Вам рукоплещут зрители лучших концертных залов мира. Где ваша любимая публика?
— Для меня не существует разделения на простую и высокопоставленную публику: я люблю каждого, кто приходит в зал. Должен отметить, что российская публика, конечно, самая ответственная, понимающая, благодарная.
Но в каком бы городе мира я ни выступал, всегда становится теплее на душе, если знаю, что в зале есть сибиряки.
– Какое впечатление произвел на вас Томск?
– Прогуливаясь перед концертом по улицам Томска, я ощутил его особую «химию». Чувствуется, что город живет и дышит полной грудью. Вообще же я знаю Томск не только как город знаменитых университетов, но и благодаря футбольной команде «Томь». А еще здесь замечательная публика, я до сих пор помню теплый прием, который оказали мне томичи во время прошлых гастролей.
– Что делает вас счастливым?
– Безусловно, выход на сцену. Невозможно передать словами то чувство, которое вызывает возможность общаться с абсолютно любой аудиторией на интернациональном языке музыки. И тот восторг, который ощущаешь, когда ты отдаешься публике, и она отвечает тебе взаимностью. Еще огромное счастье для меня, если родные люди находятся рядом. Сегодня мои родители легко перемещаются со мной по всем городам и континентам, от Америки до Японии. За годы в профессии понятие дома для меня несколько трансформировалось: дом – это гостиница, самолет, концертный зал. Конечно, в связи с кочевым образом жизни и количеством выступлений возникает чувство усталости. Но это приятное утомление.
После концерта музыкант отправился на гастроли в Новосибирск, а затем в родной Иркутск, где станет участником эстафеты олимпийского огня. А томичи еще долго будут вспоминать его 40-минутное соло на фортепиано, виртуозное исполнение рапсодии Рахманинова в сопровождении симфонического оркестра, три композиции на бис и лучезарную улыбку, которую Мацуев подарил томичам на прощание.