Держись, Геолог, крепись, Геолог…

Наступление на природоохранные территории в Томске продолжается

Городские депутаты в очередной раз отвергли попытки администрации Томска решить текущие проблемы областного центра за счет особо охраняемых природных территорий. Это не первый случай за последнее время. Более того, наметился явный тренд на преобразование ООПТ в ООТ. То есть лишения их «природного» статуса. Выпадение эпитета в данном случае принципиально: теоретически земли ООТ сравнительно легко могут лишаться своего особого положения, тогда как территории, маркированные как ООПТ, ставятся на учет в Минприроды и в дальнейшем местным чиновникам практически недоступны. Даже в случае явной утраты их природоохранного значения. По крайней мере, на памяти нынешнего поколения экологов таких прецедентов не было.

Движение на юг продолжается

Как говорят представители исполнительной власти, иного выхода, кроме сокращения на 1,6 га ООПТ возле поселка Геологов (входит в городскую черту), просто нет. Южное направление остается одним из приоритетных в застройке Томска и пригорода. Развязка на 76-м километре железной дороги Тайга – Томск проблему доступности мегарайона не решила. Необходимо построить еще две – на Транспортной площади и на пересечении Богашевского тракта с трассой на Аникино – Яр.

Проектировщики – новосибирская компания «РосИнсталПроект» – предлагают число полос увеличить до четырех, а на месте примыкания улицы Басандайской к Богашевскому тракту построить развязку с двумя переходно-скоростными полосами. Общая протяженность составит 2,64 километра.

По словам разработчиков, сначала было представлено девять вариантов Аникинской развязки. Затем остановились на трех. BIM-менеджер «РосИнсталПроекта» Андрей Монухов презентовал все три варианта. По его словам, основными критериями стали пропускная способность, стоимость строительства и коэффициент движения.

Первый – это классическая форма развязки. Как пояснил Монухов, в данном случае это «труба» с путепроводом по улице Басандайской.

– Для въезда в поселок Геологов проектировался новый заезд с разворотной петлей, которая, собственно, и является минусом. Потому что для заезда будет перепробег.

Также при реализации этого варианта строители значительно зайдут на территорию ООПТ.

Второй вариант – путепровод по Богашевскому тракту с классическим въездом в город со стороны аэропорта.

– Тоннельный эффект отсутствует. Въезд в поселок Геологов проектируется новый, со стороны Богашевского тракта, – пояснил Монухов. – Единственным минусом можно назвать светофорное регулирование.

Наконец третий – кольцевая развязка с эстакадой по Богашевскому тракту, дополненная дублерами со стороны поселка Геологов и улицы Радиоцентр. Он позволяет не ставить светофоры на всем протяжении данного участка Богашевского тракта.

Однако, отметил эксперт, этот вариант развязки самый дорогой, а по коэффициенту загруженности у него худший результат.

В итоге второй вариант принят как оптимальный, именно он и прошел экспертизу. Прочие решения подразумевали значительно больший объем вырубки леса. Ну а выход на территорию РЖД – вообще глухой номер. С этим ведомством, говорят эксперты, решать вопросы нельзя.

– Невооруженным глазом видно, что проектируемая дорога в три раза шире, чем существующая. Устроена дополнительная полоса в сторону Аникина, потому что интенсивность движения очень большая. Если мы сносим развязку ближе к 76-му километру, то у нас вырубается гораздо больше деревьев, и мы занимаем гораздо больше территории ООПТ, – говорит главный инженер проекта Кирилл Мищенко.

С этим согласен и профильный заместитель мэра Томска Алексей Макаров, сообщивший, что проект планировки и межевания объекта утверждены. Более того, проект прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение. Призвав депутатов признать документ, он признал: в целом проект изменений не претерпел.

Заммэра по архитектуре и строительству рассказал: на время стройки участок дороги Томск – Аникино – Ярское, попадающий в зону строительства, будет использоваться для проезда транспорта, а затем выведен из эксплуатации, дорога разобрана и рекультивирована. После чего участок будет добавлен к ООПТ «Береговой склон Томи от Южной до Аникино». И да, это часть той самой дороги, которая была недавно отремонтирована за 140 млн рублей… Однако, как поясняют проектировщики, если не использовать Басандайскую, развязка неминуемо забирается на земли РЖД, и проект в этом случае оказывается «неэкономичным, нетехнологичным и невозможным».

Злые языки страшнее пистолета

При желании можно обвинить городских депутатов в том, что их возмутило не столько обрезание городских лесов, сколько то, что их поставили перед свершившимся фактом. Буквально звучало: если бы нас привлекли с самого начала – еще на уровне совещаний, возможно, ситуация и не возникла бы. Но и мэрия города также пролетела мимо процесса принятия решений. Этим полностью занималась область.

Как считает глава профильного комитета Андрей Петров, сейчас депутаты реально оказались в заложниках:

– От наших решений зависит, будет проект реализован или нет. Все же необходимо заранее обсуждать и, возможно, подключать городских депутатов к процессу принятия решений.

На конкретный результат такой политики «разобщенности» указывает спикер гордумы Чингис Акатаев:

– Проект разрабатывался больше года, на него было выделено порядка 63 миллионов рублей. При всем этом мы в прошлом году улицу Басандайскую включили в нацпроект «Безопасные и качественные дороги». Не возникает вопроса, почему, зная, что проект по-новому модернизирует участок, мы асфальтируем Басандайскую? Никто не задумывается о том, что когда-то возникнет вопрос о неэффективности использования бюджетных денег?

Есть и иные претензии: отсутствие экологической экспертизы. Правда, представитель «РосИнсталПроекта» заявил, что экологические изыскания проводились, но не выявили на территории, которую предлагается исключать из состава ООПТ, красно- книжных растений и животных, но не мог ответить на элементарный вопрос – в какое время года велись исследования. Депутаты попросили проектировщиков и администрацию предоставить заключение экологической экспертизы, но почему-то кажется, что томских экологов документ не удовлетворит. Еще одна серьезная претензия – проект рассчитан только на автомобильное движение, причем частный транспорт. Никаких выделенных полос для общественного транспорта не предусматривается вообще. Альтернативные варианты в расчет вообще не принимались, а именно скоростная электричка или трамвай (троллейбус) в аэропорт. Что касается последнего, то в свое время имелся даже такой проект. (Хотя, надо признать, он никак не влияет на перегруженность трассы на Аникино – Ярское.) При этом опыт крупных городов – от Москвы до Владивостока, включая и Новосибирск, свидетельствует о том, что строительство новых автомагистралей и эстакад не решает проблемы, а только приводит к дальнейшему росту количества личного транспорта, причем даже не в разы, а по экспоненте.

2,132 млрд рублей стоимость реализации проекта строительства транспортной развязки от Богашевского тракта в сторону Аникина в нынешних ценах.

На том стоим

Итак, что мы имеем? Проект строительства транспортной развязки в сторону Аникина, уже прошедший государственную экспертизу, это раз.

Предложение со стороны администрации Томска к гордуме: все же согласиться на обрезание особо охраняемой природной территории вблизи поселка Геологов – это два.

Особо отмечается – прошедший экспертизу вариант называют самым щадящим и экономичным. И это притом что строительство развязки предполагает снос заправки в районе свертка на Аникино, ликвидацию части автостоянки возле «Абрикоса» и ряда мелких объектов. А также выкуп порядка 30 земельных участков.

Так или иначе, предложение депутаты отвергли. Не окончательно – такое возможно только на общем собрании, но до следующего заседания комитета. Впрочем, с учетом того что реализация проекта начнется не раньше 2024 года (а скорее, 2025-го, говорят разработчики), особенно торопиться нам некуда. Как пояснил глава «Томскавтодора» Юрий Дроздов, на реализацию проекта потребуется 28 месяцев, однако источник финансирования работ еще не определен. Заказчик рассчитывает на финансирование из федеральной казны. Однако обещать – не значит жениться.

Автор: Марина Боброва
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + шесть =