Динамика развития томского НОК доказала правоту тех, кто делал ставку на инновации

До первого томского отчета в правительстве о ходе реализации проекта «ИНО Томск – 2020» осталось около месяца, так что процесс сбора огромного массива информации от всех участников томского инновационного процесса уже начался. И если о хозяйственной части – строительстве дорог, кампусов и прочих объектов – говорить еще рано (по объективным причинам, ведь с момента подписания премьером распоряжения об «ИНО Томске» не прошло и пяти месяцев), то все научно-образовательные показатели свидетельствуют: проект активно развивается, набирает обороты, и, судя по всему, по многим направлениям реальные результаты превысят ожидаемые.

Иллюстрируя многочисленными цифрами итоги прошедшего года, и.о. заместителя губернатора по научно-технической и инновационной политике и образованию Алексей Пушкаренко подчеркнул: окончательная статистика появится только в конце февраля, а значит, вполне возможно, некоторые показатели еще изменятся. На вопрос «В какую сторону?» – чаще отвечал: скорее всего, увеличатся…

Год судьбоносных решений

– Разумеется, главным событием прошедшего года стало подписанное в октябре распоряжение Правительства РФ «О проекте создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок». А в ноябре юридическое оформление получил и консорциум томских университетов и научных организаций, в который вошло 18 организаций томского НОК. Коме того, первой в числе 28 технологических платформ, утвержденных Правительством РФ, стала платформа «Медицина будущего», инициатором, разработчиком и координатором которой стал СибГМУ, а руководителем – его проректор, член-корреспондент РАМН Людмила Огородова. Сейчас в эту сетевую структуру входят 52 вуза, 73 НИИ и научных центра, 102 предприятия.

Эти три события являются ключевыми и даже, можно сказать, судьбоносными для томской науки и инновационного сектора.

Движение от платформы

– Но все три структуры, по большому счету, только-только стартуют… Когда почувствуем эффект?

– Что касается «Медицины будущего», она уже работает. Например, в рамках этой ТП в прошлом году СибГМУ и НИИ онкологии по заказу Минздравсоцразвития разработали проект отраслевой программы «Создание биомедицинской платформы злокачественных новообразований» с объемом 2,7 млрд рублей. При поддержке ТП в различных конкурсах уже выиграли многие томские проекты. Например, с 2011 года финансируются из федерального бюджета (260 млн рублей на 3 года ) два крупных проекта СибГМУ: по созданию набора реагентов для диагностики описторхоза и газоанализатора для неинвазивной диагностики воспалительных заболеваний органов дыхания. ТГУ получил поддержку в размере 146 млн рублей проекта по синтезу 2-метилимидазола для производства фармацевтических субстанций. ИФПМ разрабатывает технологию и создает производство нанобинтов (финансирование из федерального бюджета – 150 млн рублей на 3 года). По федеральной целевой программе «ФАРМА-2020» уже начато выполнение двух крупных проектов по доклиническим исследованиям лекарственных средств в НИИ фармакологии СО РАМН (финансирование – 66 млн рублей на 3 года). Одобрены к финансированию еще четыре крупных проекта по фармации с общим объемом инвестиций более 130 млн рублей… Это прорыв, и во многом благодаря появлению ТП «Медицина будущего».

Кстати, из 28 утвержденных технологических платформ ведущие вузы и научные организации Томска участвуют в 14. «Своими» мы считаем две: ТП «Медицина будущего» и ТП «Национальная информационная спутниковая система».

Тройной эффект

– Судя по всему, наука уже не сидит на голодном пайке?

– В целом организации томского научно-образовательного комплекса в 2011 году получили более 22,6 млрд рублей – это на 1,1 млрд больше, чем в 2010 году. Финансирование томских вузов превысило 13,5 млрд рублей.

Причем в университетах рост финансирования НИОКР в прошлом году по сравнению с 2010-м оказался самым ощутимым: около 36%. В ТПУ объем выполненных НИОКР превысил 1,5 млрд руб­лей (рост по сравнению с 2010 годом почти 300 млн рублей). Томский политехнический занимает второе место по объемам выполненных НИОКР среди 148 технических и технологических вузов Минобрнауки, уступая только МГТУ им. Баумана, и первое – по объему внебюджетных средств на НИОКР.

Значительно вырос объем выполненных НИОКР в ТГУ (рост более 260 млн рублей), в основном за счет конкурсных проектов по федеральным целевым программам и грантам. В ТУСУРе и СибГМУ рост более 100 млн рублей у каждого.

По трем государственным программам (по 218, 219, 220-му постановлениям правительства) в 2011 году томские вузы получили из федерального бюджета свыше 746 млн рублей. Еще 1,43 млрд рублей томские вузы и НИИ получили на реализацию проектов по различным федеральным целевым программам. Национальные исследовательские университеты – НИ ТПУ и НИ ТГУ – получили господдержку в объеме 750 млн рублей. Таким образом, итоговая сумма полученных федеральных средств организациями ТНОК составила 2,92 млрд рублей.

– То есть работают в основном бюджетные деньги?

– Внебюджетное финансирование выполненных НИОКР составляет более 53%. Причем в 2011 году количество хоздоговорных работ снова заметно выросло (на 15% по сравнению с 2010 годом). Томские ученые зарабатывают денег больше, чем получают от государства, и этим мы отличаемся от всех других регионов страны, где соотношение бюджета и внебюджета обычно 70 к 30.

Важный показатель: на каждый госбюджетный рубль, вложенный в выполнение пяти крупных проектов по созданию высокотехнологичных производств, которые выполняют наши университеты в партнерстве с бизнесом по постановлению Правительства РФ № 218, к 2015 году будет получен эффект в размере 3,5 рубля (по объему произведенной продукции). Это очень хороший показатель эффективности государственных вложений в науку.

«Сколково» здесь

– Томичи в свое время без восторга встретили сам факт появления «Сколково», да и в число резидентов центра попасть почему-то никто не спешил… Как развиваются отношения сейчас?

– Наши вузы первоначально единодушно отказались от возможности стать резидентами «Сколково», поскольку этот вариант предполагал переезд разработчиков вместе с идеей на ту площадку – зачем это им? Но, появившийся позже статус партнера «Сколково», распространяющий на компанию-партнера все льготы и преференции резидента без необходимости территориального перемещения, оказался для нашей науки гораздо интереснее. И сейчас Томская область занимает четвертое место (после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области) по числу проектов, получивших статус партнера «Сколково», – их уже 13. Есть и резиденты ТВЗ, получившие статус сколковского партнера. Томские университеты и студенты активно двигаются и в третьем направлении, участвуя в Открытом университете «Сколково» (ОТУС). В России пока заработало только три площадки ОТУС: в Москве, Санкт-Петербурге и в Томске (пока на площадях НИ ТПУ).

Бизнес на уме

– Удается ли делать знания не только товаром на продажу, но и бизнесом? Как складываются отношения науки с производством?

– Вузы и научные организации в 2011 году создали 24 малых инновационных предприятия по 217-ФЗ, теперь их у нас 79. И некоторые не такие уж малые – ЗАО «Манэл», к примеру, созданный ТГУ с Роснано и «ЭлеСи», имеет уставный капитал 145 млн рублей – самый крупный в России для таких предприятий. «Компахим» вошел в сколковский кластер энергоэффективных технологий…

– То есть наш малый инновационный бизнес, наша наука стали заметны с заоблачных высот корпораций?

– Взаимодействие с госкорпорациями (Роснано, Росатом, Ростехнологии) и акционерными обществами (Газпром, Росэлектроника, ТВЭЛ, ФСК ЕЭС, концерн «Сириус», «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева») у томской науки складывается достаточно тесное. В прошлом году шла работа по формированию предложений в программы инновационного развития госкорпораций и акционерных обществ с государственным участием – от томского НОК проекты были направлены в 14 таких программ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + 15 =