Для столичных артистов Людмилы Мальцевой и Юрия Назарова Чая и Томь «родненькие»

TNews738_38MB

TNews738_38MB2Легенда отечественного кинематографа Юрий Назаров и его спутница по творческому и личному союзу Людмила Мальцева приехали в Томск для участия в кинофестивале «Золотой витязь». Однако с Томской землей их связывают не только кинематографические, а гораздо более глубокие отношения. Дед и бабушка Людмилы Васильевны, репрессированные в конце 1930-х, нашли вечное упокоение на погосте в райцентре Подгорное; в селе Победа на Оби живут ее дальние родственники. Отец и мать Юрия Владимировича окончили Томский политехнический, дед и бабка работали в Томске, второй дед некоторое время жил в Парабели, да и сам будущий актер в детстве и юности много колесил по нашему краю. Поэтому предложение поехать на творческую встречу с жителями Чаинского района они приняли с душевным волнением. Оба давно мечтали прикоснуться к земле своих предков.

Долгая дорога в детство

Почти пять часов дороги до Подгорного беседуем с актерами о томском следе в их судьбах.

– Дед после окончания московского императорского училища путей сообщения служил в Томском речном пароходстве, – рассказывает Юрий Назаров. – Бабка была врачом, работала в институте усовершенствования врачей, потом ее перевели в Новосибирск. А мама с папой окончили ТПИ. Когда я родился, у меня нос был вдавленный, говорили, что мама готовилась к защите диплома и животом так сильно налегала на чертежную доску, что у меня деформировался нос. На время родов мама съездила в Новосибирск, к своей маме. Роды оказались интересные: процесс обезболили, а схваток не было. Я должен был появиться на свет 1 мая, а родился 5-го. Меня шлепали по попе до тех пор, пока я не заорал. Так до сих пор и не закрываю рот. После родов мама вернулась в Томск, и я здесь до года жил. Второй дед по специальности землемер, какое-то время они с бабкой жили в Парабели. Я приезжал к дедушкам-бабушкам и в Томск, и в Парабель. Помню послевоенную эпопею с дезобработкой перед посадкой на поезд Томск – Бийск. С билетом идешь в баню, сдаешь белье, чтобы вшей вытравили, только потом пускали в вагон. Помню памятник с лампочкой какому-то ученому.

– Петру Макушину, – подсказывают томичи. – Он до сих пор стоит на том же месте.

– Такой простенький, но такой трогательный памятник, символизирующий путь к свету, – восхищается Назаров. – А сейчас все сдурели, за так называемым цивилизованным миром побежали, все под себя, под себя, надо-надо!

– О, моя родненькая Томь! – микроавтобус въезжает на новый мост перед Северском. – Я ведь в Самуськах на землеройке работал. Назывался лебедчиком-мотористом, был старательный, но в технике тупой. Кроме как в артисты никуда больше не годился. Еще в Могочине работал. Отец говорил: плывешь по Оби, а воздух такой вкусный, что его можно пить. Вот я и «пил» его несколько месяцев. Как-то все лето у деда с бабкой в Парабели провел, там впервые на коня сел. Из Новосибирска до Парабели шлепали на пароходике пять суток. С матерью несколько раз приезжал в Томск, она была теплотехником, проектировала какую-то станцию. Сейчас, спустя несколько десятилетий, опять приехал в Томск, и у меня такое ощущение, что кругом родные.

Выживали, как могли

– Я всегда мечтала побывать в местах, где жили мои дедушка и бабушка и где прошло детство моей мамы, – включается в разговор Людмила Мальцева. – Их репрессировали и выселили с Алтая в Нарым. Высадили на пустом берегу в ноябре: выживайте кто как может! Рыли землянки в мерзлой земле, многие умерли от голода. У меня дед прошел и Первую мировую, и японскую войны, он георгиевский кавалер, умница. Когда его сослали, он сумел сохранить всю семью, семь человек, потерял только одну дочь – красавицу Оксану, и то только потому, что ее изнасиловали, она сошла с ума и умерла в психиатрической больнице. Весной, когда началась эпидемия дизентерии, дед отпаивал своих отваром из березовой вытяжки. Всех сберег! Потом они сумели перебраться в Подгорное. Мама мне рассказывала, что в 1941-м все парни из их класса ушли на фронт, их, уплывающих на пароходике, юных и красивых, провожали всем селом. Домой вернулся только один. Я благодарна кинофестивалю за то, что он дал мне шанс побывать на этой святой для меня земле. А перед поездкой я еще узнала, что здесь совершенно уникальная древняя кулайская культура. Нефти и газа нет, но такая история, такое смешение наций и такая удивительная многовековая культура! Я родилась в Кемерове, училась в Москве и Сорбонне, но меня всегда тянуло сюда. А фамилия у деда была Ластовера.

На месте погоста – сосновый бор

После концерта в Подгорном, вызвавшего восторженную реакцию зрителей, Людмилу Васильевну и Юрия Владимировича окружили местные жители. Старожил поселка Мария Полынянкина предложила показать дом, в котором жили люди с фамилией Ластовера. Оказалось, что Людмила Мальцева знает этих своих родственников, она поддерживала с ними связь, когда они переехали в Краснодарский край. Глава администрации Чаинского района Владимир Столяров вызвался провезти гостей по улице, где жила семья Ластовера. Подвез и к месту, где когда-то было кладбище – место последнего упокоения бабушки и дедушки Людмилы Мальцевой. Кладбища уже нет. На его месте выросли сосны.

– У деда была любимая песня «Зеленый гай», – говорит Людмила Васильевна, – а гай в переводе с украинского означает сосновый бор. Я нахожу судьбоносную символику в том, что мои предки теперь покоятся под любимыми соснами.

Ничто в этой жизни не проходит бесследно, все взаимосвязано, переплетено. И все возвращается. Человеческой памятью.

 справка «тн»

Юрий Назаров, народный артист России. Родился в 1937-м в Новосибирске. После окончания школы поступил в театральное училище им. Щукина, но, не окончив первого курса, бросил учебу. Работал на строительстве мостов разнорабочим, молотобойцем в кузнице, мотористом на судостроительном заводе в Самуськах. Через два года поступил в высшее театральное училище им. Щепкина, по окончании которого служил в театре им. Ленинского комсомола, с 1963-го – актер театра-студии киноактера. Снялся почти в 200 фильмах, среди наиболее известных – «Андрей

Рублев», «Зеркало», «Маленькая Вера» и т.д.

Воспитал пятерых детей.

справка «тн»

Людмила Мальцева, актриса, культуролог, заслуженная артистка России. Родилась в Кемерове. Окончила высшее театральное училище им. Щепкина. Продолжила образование в Сорбонне, где изучала культуру казачьей эмиграции. Снялась более чем в 20 фильмах, среди них «Здравствуй, Гриша!», «Найденыш», «Пасечник» и другие. Преподает во ВГИКе.

Дочь – актриса театра на Таганке Полина Нечитайло.

 

«Мне позвонили из Новосибирска и сообщили, что при смерти бабка. А в это время что-то случилось на авиатрассе, она была закрыта. Я полетел в ближайший открытый пункт – Томск. Думал: из Томска я хоть на тормозной площадке товарного поезда да доберусь. В Томске в кассе говорю: «Девочки, у меня осталось два рубля, но мне надо как-то добраться до Новосибирска». Через пару часов они посадили меня на рейс до Новосибирска, я взял на руки какого-то ребенка и как раз успел к последнему вздоху бабушки. С большим опозданием низко кланяюсь девчонкам из томского аэропорта.

Юрий Назаров

«Нам с Юрием Владимировичем приходится много ездить по миру и по России. Каждое место по-своему интересно. Но бывают места наособицу. Нынешняя поездка в Чаинский район, конечно, сопряжена с моими личными переживаниями – здесь мои корни и могилы моих предков, но здесь какая-то особенно мощная и здоровая собирательная энергия, та самая пассионарность, о которой говорил Гумилев. В зале эта энергия почувствовалась сразу. Зал дышал. В унисон отвечал душевной парадигме артистов. Люди здесь живут в гармонии с природой, с землей. Уметь так жить – талант.

Людмила Мальцева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × два =