Дмитрий Евсейчук: О штрафах за курение

Дмитрий Евсейчук

 Дмитрий Евсейчук, журналист

С 15 ноября в России начали действовать штрафы за курение в общественных местах, в том числе в 15 метрах от входа в аэропорты и вокзалы, на территории  больниц, школ и детских площадок, почти во всех видах общественного транспорта. Перечень запретных для курения мест очень внушителен, да и штрафы солидные – от 500 до 3 тыс. рублей.

Однако штрафовать курильщиков пока никто не спешит. Знакомые сотрудники полиции говорят, что они психологически не готовы это делать, так как многие из них сами курят. По той же причине лояльно относятся к нарушению антитабачного закона охранники учреждений, на территории которых нельзя курить. Корпоративная солидарность, так сказать. Более того, курящие охранники сами вынуждены курить в неположенном месте, так как отходить далеко от своего поста они не могут и курят, как правило, на улице возле входа.

Конечно, начальство может заставить полицейских и охранников наказывать нарушителей антитабачного закона. Но делать они это будут без огонька, формально. Кроме того, среди начальников тоже много курящих, они также   чувствуют себя жертвами закона и, соответственно, сочувствуют его нарушителям.

В июне следующего года вступят в силу штрафы за курение в поездах дальнего следования, гостиницах, пунктах общественного питания, магазинах… Практически всюду. Чтобы не нарушить закон, курильщикам сначала придется оглянуться, нет ли поблизости перечисленных в законе мест общественного пользования. Впрочем, почти уверен, что и тогда штрафовать всех подряд не будут.

Ведь мало закон принять, надо создать условия для его выполнения. В России курит почти половина взрослого населения. А мест для курения практически нигде нет. Антитабачный закон обязывает организовывать такие места только на пассажирских кораблях дальнего плавания. Во всех остальных случаях собственники помещений могут по своему усмотрению создавать «специально выделенные места на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции». Но требования к таким курилкам довольно жесткие, выполнять их накладно, не говоря уже о проблемах с пожарными инспекторами. Дешевле и проще выгонять всех курильщиков на улицу, где те будут дымить на свой страх и риск.

Для владельцев ресторанов и прочих развлекательных заведений запрет на курение настолько невыгоден, что они почти наверняка уже ищут способы обойти формальные требования закона. Лазейки там есть, но подсказывать не буду, сами сообразят.

Правительство, конечно, может проявить волю и потребовать от исполнителей жестко карать нарушителей Закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Но тогда в обществе возникнет сильное социальное напряжение, ибо борьба одной половины населения с другой не может быть мирной, тем более в России.

Проблема в том, что курение – это не просто вредная привычка, а давняя традиция, образ жизни, освященный культурным кодом целых поколений. Например, существовал огромный культурный пласт табакокурения, связанный с образом советских солдат времен Великой Отечественной войны. «Давай закурим, товарищ, по одной», – пела Клавдия Шульженко, «Друг, оставь покурить», а в ответ – тишина», – пел в одной из своих самых проникновенных песен про войну Владимир Высоцкий. И это, не говоря о многочисленных фильмах, где советские солдаты практически всегда представали перед зрителями с самокрутками в руках.

Поэтому одни запреты и ограничения в борьбе за здоровый образ жизни будут малоэффективны. Необходимо менять массовое сознание россиян, внедрять в него установки о том, что курить неприлично, несолидно и даже стыдно. И такой путь в законе обозначен. Например, он полностью запрещает любую пропаганду табакокурения и табачных изделий, а за демонстрацию курения в новых фильмах, мультиках и прочих видеоматериалах правительство ввело крупные штрафы – от 20 до 50 тыс. рублей с должностных лиц и от 100 до 200 тыс. рублей – с юридических.

Однако работа по изменению массового сознания требует не только много сил, средств и времени, но и тонкости, деликатности. И делать это должны не чиновники и правоохранительные органы, а учителя, воспитатели и люди творческих профессий – кинематографисты, писатели, художники, культурологи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + пять =