Дмитрий Хлопцов: о кризисе с оптимизмом

 Дмитрий Хлопцов, председатель правления Томского регионального отделения Российского общества оценщиков
Дмитрий Хлопцов, председатель правления Томского регионального отделения Российского общества оценщиков

Дмитрий Хлопцов, д.э.н., зав­кафедрой общей и прикладной экономики ТГУ, директор бюро оценки «ТОККО»

Финансовая повестка недели не сулит, кажется, ничего хорошего для российской экономики: Евросоюз готовится ввести новые секторальные санкции, суд в Гааге обязал Россию выплатить 50 млрд долларов бывшим владельцам ЮКОСа, Центробанк неожиданно объявил о повышении ставки рефинансирования, на фоне чего рубль достиг трехмесячного минимума… Однозначно можно сказать, что все это говорит о возрастании рисков: рисков вложений в бизнес, рисков получить более дорогостоящий кредит, рисков того, что Запад не даст денег на рефинансирование банковской задолженности. В конце концов, это и возрастание рисков для бюджетников: государству придется выплачивать ЮКОСУ эти 50 млрд, значит, из чьего-то кармана надо будет их взять и где-то урезать бюджетные расходы.

Но в стоимостных отношениях риски всегда ассоциируются с доходностью: чем больше риск, тем больше возможный выигрыш. Не зря слово «кризис» с китайского переводят как возможность для роста. Вспомним, что в России самые кризисные годы были в начале 1990-х. Но весь бизнес только тогда и зародился! Поэтому я бы воздержался от оценки, что отрицательные решения на финансовом рынке обязательно приводят к спаду производства или к падению деловой активности, или к снижению нормы прибыли. Да, кое-какие проекты будут заморожены. Но некоторые окажутся более выигрышными.

Конечно, для заматерелых, сложившихся предпринимателей важна стабильность. Но она отрицает возможность для развития нового бизнеса: как его открывать, если нет рывков, рисков, ничего не развивается? Причем это характерно именно для России. Вот в Германии рисков нет. Никто 50 млрд не отберет, санкции не предъявит… Все стабильно. В этом плюс? Несомненно, но в наших российских условиях стабильность часто предполагает загнивание. Немцы не загнивают, потому что в любых условиях продолжают педантично работать. Мы не такие, нам всегда нужен стимул, пинок. Поэтому стабильность для экономики России хуже, чем серьезные потрясения. А вот когда есть общий «внешний враг», экономические сложности – тогда самое время встать с печи, где лежали 33 года. Такие ситуации всегда приводили к тому, что Россия становилась крепче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − пятнадцать =