Томичи на бис приняли музыкальный детектив по произведениям Достоевского
Часовой мюзикл смотрелся на одном дыхании: самодеятельные артисты сумели передать зрительному залу атмосферу Петербурга XIX века и погрузить публику в нешуточные страсти, бурлившие на небольшой сцене Дома ученых Академгородка.
Когда сюжет шиворот-навыворот
В последние дни зимних каникул наступившего 2022 года труппа Маленького академического театрика (МАТ) дважды сыграла новую версию музыкального спектакля «Преступление и показания». В нем известный авторский коллектив «Миссис Хадсон» в составе Марии Павлющенко, Людмилы Смирновой и Галины Юрченко представил зрителям не только узнаваемых персонажей Федора Михайловича, но и его самого, отдав дань уважения 200-летнему юбилею писателя-пророка.
К творчеству классика русской литературы сценарно-режиссерская группа Дома ученых ТНЦ впервые обратилась в 2017 году, и вот новая встреча с известными героями Достоевского. Правда, в этот раз все персонажи запели и даже затанцевали, ведь они представляли музыкальный детектив и криминальный балет одновременно.
– Жанр абсолютно несерьезный, – утверждает художественный руководитель постановки Мария Павлющенко. – Это хулиганское представление, где использованы аллюзии на известное произведение Достоевского и где мы позволили себе его перефразировать: у нас не «наказание», а «показания». Одним словом, получился сюжет шиворот-навыворот.
С первых же минут спектакля публика оказалась вовлеченной в расследование хитро закрученного резонансного преступления: опытному следователю Порфирию Петровичу (Ильмир Насртдинов, Институт оптики атмосферы) предстоит найти убийцу не старушки-процентщицы, а самого Родиона Раскольникова. Показания по столь громкому делу в своей интерпретации дают многочисленные герои мюзикла – Сонечка Мармеладова (Анна Ильина, Институт химии нефти), содержанка Грушенька (Варвара Овсянникова, Институт химии нефти), братья Карамазовы (Борис Воронин, Институт оптики атмосферы, Дмитрий Сорокин, Институт сильноточной электроники, Антон Федотов, директор строительной фирмы).
Наряду с классическими персонажами литературных произведений Достоевского публике предстояло познакомиться с рядом вымышленных, но тоже довольно ярких героев, через образы которых авторы мюзикла попытались обнажить человеческие пороки: трактирщиком Модестом (Владимир Бондарюк, «ТомскРТС»), медиумами сестрами Карамазовыми (Елена Хоробрая, Лилия Молчунова и Людмила Бутченко – все из Института физики прочности и материаловедения), поручиком Ржевским (Виктор Тимкин, ИФПМ СО РАН), цветочницей Алисой (Алиса Щетинина, «Академия танца»), прекрасной Нинон (Нина Ярославцева, поэтесса), хозяйкой притона (Вера Долженкова, главный редактор еженедельника «Томские новости»), женой городового (Галина Юрченко, руководитель PR-службы Дома ученых ТНЦ).
Показание каждого героя «снималось» на музыкальном фоне. Мелодию шарманки как типичное отражение того времени сменили русские народные песни и городские романсы, затем в ход пошли забойные цыганские напевы и настоящая опереточная ариетка в блистательном исполнении Олега и Евгении Севрюковых. А кульминацией спектакля стало знойное танго в исполнении Грушеньки и Порфирия Петровича.
Читайте классику, друзья!
После тщательного расследования коварный преступник был найден. Он вполне логично вписывался в заявленный жанр постановки.
– Ну и кто у нас в России виноват? – задается извечным вопросом режиссер. – В нашей постановке виноват топор, поэтому его мы и отправляем на каторгу за все преступления, совершенные против человечества. А чтобы они не повторялись вновь, мы предлагаем зрителям взять с полки книгу Федора Михайловича, уяснить сюжет и понять все психологические мотивы и подводные течения. Одним словом, читайте классику, друзья, а не «Википедию»!
Крупье, разгоняй барабан!
– Это такой драйв! – не скрывала эмоций после долгих оваций одна из зрительниц, томичка Елена Пономарёва. – Игра самодеятельных актеров может посоперничать с игрой профессионалов. Здесь было столько искренности на сцене, столько переживаний!
– Мы так отдохнули, зарядились отличным настроением на весь год, – поддержала подругу Елена Максимова. – Когда на сцену вышли сестры Карамазовы, мы просто легли со смеху: пампушечки в капорах вызывали такое умиление! Много было интересных реквизиторских находок, например, когда артисты вынесли на сцену ковер с завернутым в него телом, я действительно подумала, что там живой человек: так правдоподобно смотрелась голова и ноги в ботинках. А топор в спине Раскольникова?!
Чтобы сотворить органику на сцене между всеми действующими лицами, потребовались длительные часы прогонов, спевок, занятий в студии звукозаписи. По словам Марии Павлющенко, этот спектакль может сойти за хорошо отрепетированный капустник, где просто ювелирную работу проделал звукорежиссер Андрей Кудрин.
Взяв за основу музыкальные произведения известных композиторов и народные песни, он так сумел их аранжировать, что нужная тональность идеально совпала с вокальными данными самодеятельных артистов. Кстати, не всю фонограмму можно было отличить от живого воспроизведения.
А за хореографию в этой постановке отвечали Лариса Быстрицкая, Анастасия Смирнова и Вера Крылова. Над оформлением спектакля, костюмами и реквизитом колдовали Анастасия Павлющенко, Алина Чащина и Людмила Ковалева.
Букет от мамы
Костяк Маленького академического театрика составляют друзья Дома ученых. Многие перешли в труппу из академовской команды КВН. Причем на одной сцене играют не только супружеские пары, как чета Севрюковых. Например, вместе с завлабом оптических излучений Института сильноточной электроники Дмитрием Сорокиным (один из братьев Карамазовых) в спектакле принимал участие его 10-летний сын Матвей. Подросток так бойко анонсировал в зрительном зале заголовки из «Петербургского вестника», что серьезно захотелось купить у него городскую хронику. На его счету уже три спектакля, но именно с Достоевского четыре года назад началась актерская судьба ученика Академлицея. Для Матвея образ разносчика газет не был сложным, ведь уже несколько лет он серьезно занимается бальными танцами. Как выходить на сцену и, самое главное, как подавать себя, чтобы запомниться публике, паренек отлично знает. Хотя, признается Матвей, небольшое волнение в самом начале спектакля все равно бывает.
Дорога в Дом ученых стала для подростка хорошо знакомой. Он приходил на репетиции и в одиночку, и с отцом.
– Я здесь просто играю, и мне это нравится, – откровенно признался после спектакля юный актер, бережно прижимая красивый букет от самого благодарного зрителя – мамы.
Есть такое хобби!
Младший научный сотрудник ИФПМ СО РАН Танзиля Козлова вернулась в возрожденный спектакль практически сразу после рождения сына. Если в своем первом спектакле «Ноев колхоз» гибкая и утонченная актриса играла волну, то в мюзикле – одну из танцовщиц. К слову, канкан кордебалета ученых сорвал шквал зрительских аплодисментов.
– Когда я только пришла в коллектив, очень волновалась, мандраж бил сильный, а сейчас все стало проще, – признается Танзиля. – Сцена очень помогает мне в работе, потому что часто приходится выступать публично.
Ее увлечение поддерживает муж.
– У каждого из нас свое хобби: у него рыбалка, у меня – театр, – улыбается кандидат физико-математических наук и просто восточная красавица. – Лично меня сюда, в Дом ученых, тянет творческий коллектив. В общении с людьми других профессий, например с филологами, журналистами, предпринимателями, ты сам раскрываешься и больше узнаешь о жизни.
– А мы, когда слышим, что наши актеры уезжают выступать на престижные зарубежные конференции, удивляемся, как мы с ними здесь по-простому, по-панибратски общаемся, а они вон какими светилами современной науки являются, – улыбается в ответ Мария Павлющенко.
Впереди у артистов новые встречи со зрителями. Как заверила администрация театра, спектакль будет играться до конца сезона, а самая ближайшая постановка состоится 5 февраля в честь Дня российской науки.
Фото: Евгений Тамбовцев