И я сделаю это!
Эта одиночная экспедиция на исток реки Томь, берущей начало у западного склона древнего вулкана Карлыган (Харлыган), стала для меня огромным глотком свежего воздуха. Во всех смыслах…
Цель похода – дойти до истока Томи, где в период освоения томскими казаками территории западной Сибири происходили драматические события, сохранённые в легенде о свободолюбивом хакасском хане Ханза-Беге, восставшем против воли русского царя в середине XVIII века.
Моя река жизни
Для меня Родина – это, прежде всего, река Томь. С раннего детства помню её. Вот я на плечах своего отца, переходящего вброд протоку у острова Медвежьего. Мне страшно и весело. Мне всего пять или шесть лет. Помню, как поймал своего первого пескаря. Радость и гордость от вдруг случившейся удачи переполняли целый день. Помню свой восторг, когда в третьем классе мне доверили вести семейную моторную лодку. Чувствовать себя настоящим капитаном – было так круто! Все мое детство и юность наполнены картинами, связанными с рекой, на которой я вырос, с течением которой и сегодня сверяю свое время, черпая пригоршнями силу из её струй и свое вдохновение. И не было случая, чтобы река обманула меня. Даже если я забывал про неё, она терпеливо ждала, понимая, что придет время, и я вернусь к ней, как возвращаются дождями реки к своим истокам.
1 747 метров высота горы Карлыган (Харлыган), топоним с хакасского языка означает «Заснеженный».
Желание побывать на истоке Томи давно томило меня. Очень хотелось увидеть своими глазами начало главной водной артерии Кузбасса, воспетой в древних легендах и сказках народами, проживающими в долине реки. Именем которой люди назвали город Томск и даже поставили реке памятник на гранитной набережной. По Томи шло освоение казаками Кузнецкой земли. Река помогала им строить села и города, передавая людям черты своего непростого характера. Поэтому для меня исток – это не просто ручеек и географическая точка на карте, а начало реки жизни на Земле, частью которой я себя ощущаю.
Нормальные герои всегда идут… вперёд
Начало Томи находится в Хакасии, у западного подножия древнего вулкана «Карлыган» в северной части Абаканского хребта, всего в тридцати километрах от железнодорожной станции Бискамжа. Две трети пути до истока реки от железки проходит по старым убитым лесовозным дорогам, постоянно пересекающим Томь, ширина которой тут 10-20 метров. В сильный дождь уровень воды быстро поднимается, превращая броды в непростое, порой непреодолимое препятствие. Постепенно дорога превращается в тропу. И за шесть километров до начала реки она сходит на нет. Отсюда начинается самый труднопроходимый участок пути. Склоны гор, покрытые курумом (ограниченные скопления каменных остроугольных глыб), сужаются. А узенькая Томь сплошь завалена лесинами с торчащими острыми сучьями. Неширокая речная долина изобилует проточками и болотцами.
Люди ходят тут редко. Чего не скажешь про маралов и медведей. Особенно в августе, когда зверь усиленно набирает вес и силы перед долгой зимой. Натоптанная тропа, вся в свежих следах – тому подтверждение. Так что столкнуться в лесных буреломах лоб в лоб с хозяином тайги очень вероятно.
У западного подножия Карлыгана сливаются два ручья Правая и Левая Томь, и начинает свой бег река, которая вобрала в себя своенравный характер горной Левой Томи, стекающей с величественного заснеженной вершины горы, и спокойный нрав Правой Томи, берущей начало в болотистой долине. И уже на самых первых своих километрах Томь приобретает вид настоящей реки с перекатами и короткими плёсами.
Шерше ля фам
У юной реки есть своя красивая и драматичная сказка. 300 лет назад у истока Томи, где бьют родники с целебной водой, жила шаманка, хранительница древнего рода. В округе же было неспокойно. Непокорный воле русского царя местный князь Ханза-Бег вёл войну с Томским воеводой по кличке Боярин. Измотанный боями хан с остатками своего войска ушел из долины реки Урюп в верховья Томи, где били ключи с лечебной водой. Воины надеялись залечить раны и восстановить силы. На склонах заснеженной горы они основал своё государство Хонгорай. Томский воевода не стал штурмовать гору, а обманом склонил шаманку к предательству. При встрече опоив настоем свободолюбивого хана, женщина позволила казакам пленить героя. И его, распятого, на плоту по Томи доставили в Томск, где жестоко казнили на Воскресенской горе. Осознав содеянное, шаманка покончила с собой. И с тех пор редкие в этих местах охотники нет-нет, да и увидят в утреннем тумане тёмный силуэт женщины, медленно плывущий над водным потоком.
Место встречи изменить нельзя
Побывать на местах этих драматических событий и было целью моего похода. Готовясь к нему, мне удалось определить место, где жила шаманка и где, возможно, находятся целебные родники. Поэтому выход в тайгу должен был состояться в любом случае. Даже в одиночку и несмотря на то, что по легенде исток реки охраняет таёжный дух Карлыгана – огромный медведь, который решает, пропустить тебя или нет. Надо сказать, что это вторая моя попытка дойти до начала Томи. Первый раз в 2021 году я шёл с сыном, и мы не смогли пробиться через завалы из-за резкого ухудшения погоды. В этот раз мне помешала встретившаяся у ручья Кедровый медведица с пестунами, обойти которых я не смог. Видимо моего таёжного опыта для этого недостаточно. Пришлось осторожно уйти обратно на стоянку к первому крупному притоку Куйсук, а затем и вовсе вернуться. Так и шёл назад с медвежьим эскортом. Я хоть и не видел косолапых, но хорошо слышал. В тайге всё слышно. Сопроводив меня до лесовозной дороги, они растворились в тайге.
Выходит, что река опять не захотела открыть мне свои тайны. Ну что же… Дойду до истока на следующий год.
Над горой Карлыган дождь и туман.
В шумящем ручье прибывает вода.
Я был там, я видел вечность,
Я слушал тишину, и я вернулся обратно…
Автор: Евгений Тамбовцев
Фото автора