Анатолий Алексеев
Руководит обоими Виктор Оккель. Он объединил под одной крышей в теории несочетаемые сферы – дорожную и крестьянскую. Получился крепкий, общий для ДРСУ и хозяйства «Подсобное» коллектив в 240 человек. Знают о нем большинство томичей не понаслышке: кто не ел популярные кожевниковские творог и сметану? А водители-дальнобойщики из далеких весей четко определяют, где на трассе от Шегарки до новосибирской Колывани начинается ответственность дорожного хозяйства Оккеля. По звуку шин сразу слышно, что обыкновенная межсубъектная дорога по качеству превращается в федеральную.
Подъезжая к Кожевникову на встречу с Виктором Оккелем, мы немного заблудились. У обочины стоял небольшой фургон для путешествий. Спросили, как проехать к ДРСУ. И тут заметили, что номера-то иностранные. Путешественник из Германии приветливо отозвался: райцентр знает плохо, но где ДРСУ покажет.
Так что попали мы на встречу к назначенному времени. Виктор Германович рассказал об особенностях удивительного холдинга и секретах плодотворной работы сразу после утренней планерки.
Фирма из колхоза
ООО «Подсобное» – одно из самых больших и развитых хозяйств Кожевниковского района. Его название уже давно не отражает суть прежнего исторического статуса.
– Теперь это наш бренд, наша вывеска, – уверен хозяин кабинета. – Из подсобного и второстепенного хозяйство со временем стало важным элементом холдинга. В начале 2000-х годов о быстрой эволюции подразделения и не думали, заботились о выживании.
Случилось так, что при резком сокращении финансирования Кожевниковского ДРСУ нужно было увольнять работников. Но как бросить своих людей? Руководство предприятия пошло нетрадиционным путем: приобрели земли почившего в бозе колхоза и устроили на его площадях вспомогательное хозяйство, логично ставшее тогда подсобным. С годами оно стало практически основным. Теперь все в одной упряжке, всё взаимосвязано. На полях закончен сев – и в это же время скосили траву у обочин трассы. Ямочный ремонт завершили – приступили к полевым работам. Команда проверенная, каждый знает свой маневр.
– Моя задача – добиться четкого решения всех поставленных задач, – говорит Виктор Оккель. – Для этого нужна дисциплина и планирование. Зимой мы спланировали окончить сев 1–2 июня, значит, именно в эти дни он и должен завершиться. Ведь сколько времени сеяли культуру, столько и убирать будем. Не надо никуда спешить – работы должны идти по графику, в том числе и по природному. Что первое посеяли, то первым и скосим.
У «Подсобного» 12,5 тыс. гектаров, но засеивает хозяйство 8,5 тыс. га. Помимо зерновых сеет однолетние травы, второй год – кукурузу. Посевные площади расширяются: в этом сезоне хозяйство взяло еще 1 670 га в районе деревни Борзуновки. Много забот, потому задача руководителей – сократить сроки посевной. Чтобы обработать все, «Подсобное» расширяет парк техники – в этом году купили посевные комплексы «Кузбассовец».
– Делу помогает годами и опытом выработанная привычка думать о будущем, работать наперед, предугадывать ситуацию. Важно иметь подушку безопасности, заначку, – улыбается Виктор Оккель. – Это значит – быть уверенным в завтрашнем дне. Я уже знаю практически до мелочей, что будет на следующей год. Определенный оптимизм есть: в прошлом году урожайность составила 19 центнеров с гектара. Продовольственную пшеницу хозяйство сдает на «Томские мельницы» по третьему классу с клейковиной 28.
Опасный импорт
В давнем споре, какая техника лучше: наша или импортная, «Подсобное» имеет свою позицию. Уже четыре года хозяйство покупает только отечественные «колеса». Да, по некоторым показателям импортная техника лучше в разы, она изумительная и комфортная, работает лет пять без поломок. Но дальше начинаются вопросы. Ремонт обходится в копеечку – цены на запчасти кусаются. Кроме того, нужно вызывать специалистов с заводов-производителей.
Отсюда оправданный крестьянский расчет: отходим от старой техники, берем новую. Российские комбайны от Ростсельмаша «Акрос» вполне сравнимы с зарубежными по производительности. Как, кстати, и посевной комплекс «Кузбассовец», но он еще и в три раза дешевле аналогов. Зачем переплачивать?
– Раньше было сложно с удобрениями, но теперь все в наших руках, – утверждает глава «Подсобного». – Конечно, если хочется всего и сразу, то тогда придется столкнуться с болезнями роста. У нас не так: все делается постепенно. В том числе в животноводстве.
Идеальных ферм, красивых и чистых, не бывает, убежден директор хозяйства. Производительность и условия труда улучшаются постепенно. Можно влезть в кредиты и сделать все сразу, но будет ли экономический выигрыш?
– Когда мы приобрели колхозное стадо в 150 голов, то о молочном производстве и рентабельности содержания дойного стада знали немного, – рассказывает Виктор Оккель. – Опыт показал, что для самоокупаемости и получения прибыли количество животных нужно увеличивать. Сейчас в хозяйстве 431 корова, надо довести стадо до 500 голов. Для наших условий это идеальное количество. Если увеличивать до тысячи голов, то будут проблемы с кормовой базой, площадями, затратами на технику, ГСМ, обучение специалистов. Будет ли это выгодным и эффективным для нас? Мы выбрали сугубо экономический подход. В том числе с определением продуктивности животных. У нас есть коровы-рекордсменки, дающие по 30 литров молока в сутки, но не они определяют основные показатели хозяйства. Оптимально для «Подсобного» от породы черно-пестрых коров получать 5–6 тыс. литров молока в год.
Натурпродукт
Производство готового пищевого продукта раньше было уделом крупных организаций с большими мощностями. Но в нулевых годах ряд хозяйств в области начали осваивать новое для себя дело – переработку сырья.
– Когда мы стали заниматься переработкой, то начали с выпечки хлеба, – вспоминает глава «Подсобного». – Муки в продаже не было. Купили мельницу, мололи свое зерно. Хлеб назывался «Дорожный», он был самый дешевый в округе. Потом пришла очередь молока. Томские молочные заводы брали сырое очень дешево, да и нередко обманывали. Жаль было своего труда. Нашли оборудование, нам помогли с субсидией, и процесс пошел. Из 7–8 тыс. литров молока в день перерабатываем 2 тонны. Задумываемся о расширении объемов. Проект уже готов. Если государство поможет, то новый цех вполне реален.
Мясная переработка – как аппетит, который приходит во время еды.
– Мы едим только свое, – улыбается Виктор Германович. – Хлеб, сметану, сыр, теперь вот колбасу. Это наше сырье, мы знаем, из чего сделан конечный продукт. Я больше всего люблю полукопченую колбасу «Покровскую», кому-то больше нравится вареная или конская. Все полезно, потому что сделано по-настоящему. Залог успеха – стабильная работа коллектива. Это дело тяжелое. Потому особо хочется поблагодарить наших доярок, трактористов, бригадиров, работников офиса, заведующего молочным комплексом за ежедневную работу без выходных и праздников.
Любимых направлений у Оккеля нет, ему все интересно. Оттого все сбалансировано. А в итоге – крепко стоящее на ногах предприятие.