Доверяют ли томичи врачам

врач02

Россияне стали меньше доверять профессиональным медикам. К такому выводу пришли специалисты ВЦИОМ по результатам опроса жителей 130 населенных пунктов 46 регионов России, проведенного в начале сентября. Кто-то предпочитает лечиться за границей, кто-то с помощью нетрадиционной медицины, кто-то – домашними средствами. Только немногим более трети опрошенных положительно оценивают качество медицинской помощи – 36%. Средний балл по вопросу о доверии – 3,2 из 5. Впрочем, по результатам еще одного социологического исследования Томская область оказалась на 12-м месте по уровню доверия к бесплатной медицине – выше большинства регионов Сибири. На первом месте Москва, на втором – Краснодар, на третьем – Омск. И тут уже удовлетворены уровнем бесплатного медицинского обслуживания 57% россиян. Насколько важно доверять врачу? Растет или снижается качество медицинских услуг? Размышляют эксперты «ТН».

Мнения экспертов корреспонденты «ТН» собирали в начале недели – до того, как во вторник вечером в соцсетях появилась информация об умершем из-за аппендицита томиче. По словам родственников, 23-летнему Владиславу несколько раз вызывали скорую, а врачи долгое время не хотели его госпитализировать. Родственники томича обратились в следственный комитет. Следователи проверят действия врачей в тех медучреждениях, куда пациент обращался, – больнице по месту жительства, СибГМУ и горбольнице № 3. Департамент здравоохранения проводит свою служебную проверку. Подробности истории – в одном из ближайших номеров «ТН».

Помогай и доверяй

doktor-plehanov
Игорь Плеханов, завотделением хирургических лечений сложных нарушений ритмов сердца и электрокардиостимуляции НИИ кардиологии

– Доверие – ключевой момент лечения: пациент должен поведать всё о недуге, врач обязан установить нужную атмосферу. Больной должен верить ему, его статусу. Но лечение – не игра в одни ворота, многое зависит и от пациента. Если он спокойный, дружелюбный, настроен на лечение, то отношения сложатся. Ведь врач – не враг, от него придет помощь.

Но есть пациенты, которые приходят на прием и буквально лопаются от злости и претензий по поводу всего. Начиная от оценки диалога с персоналом в регистратуре и заканчивая недовольством всем учреждением. Так и хочется их сначала к психотерапевту отправить… Чтобы человек успокоился, иначе до истоков болезни не докопаться. Но и с такими людьми нужно работать, долг врача обязывает.

Тех, кто патологически не доверяет современной медицине, не много. Не пещерное время, слава богу. Думаю, и теми, кто не идет к врачу вовремя, руководит не недоверие, а необъяснимый страх перед лечением или сожаление от потери времени на анализы, очереди. Не исключаю и религиозные причины. Но запущенная болезнь – пролог будущих печальных последствий.

Абсолютное основание доверия – профессионализм и опыт доктора. Коммуникативные и человеческие качества играют все меньшую роль: норматив на общение врача и пациента сильно сократился. На приеме врач вынужден больше писать, заполнять формы в компьютере, чем разговаривать с больным. Нет былого контакта «глаза в глаза», чтобы рассказать доктору о своих терзаниях и болях. Да и у доктора часто нет стремления и желания выслушать всё, что греха таить. Некоторые пациенты видят в этом профессиональное отсутствие сострадания. Доктор должен быстро все понять, поставить диагноз или отправить на прохождение анализов. Если пациенты выходят от врача воодушевленные и успокоенные, значит, верят его слову. А слово лечит: то есть болезнь побеждается совместно. Если же больной, считая, что все ему обязаны, разговаривает на повышенных тонах, то как потом доктору манипулировать или оперировать? Тебе загодя обещают все кары земные и небесные…

Если предстоит сложная операция, больной должен полностью довериться врачу, здесь не может быть вариантов. Бывает, привозят человека экстренно, но диагностика ничего угрожающего не показывает. Выписывают. Домой? Нет, все равно оперируйте меня. Я что, зря приехал?

Что это? Доверие? Врачей любят и идут в больницу на «своего» доктора за умение найти причину и быстро выправить недуг. Хочешь выздороветь – помогай и доверяй.

Доктора стали не те

tatyana-egorova
Татьяна Егорова, экономист

– Если ты записался в поликлинике на прием, то можешь нарваться на кота в мешке. Многие сталкивались с такой ситуацией. Персонал, особенно узкие врачи, часто меняется. Чтобы подзаработать, они путешествуют из клиники в клинику. Был на приеме у имярек, в следующий раз – ба, уже другой специалист сидит. Ты его не знаешь, он тебя в глаза не видел. Начинай с чистого листа. Как ему, варягу приходящему, к тебе относиться? Если он за конечный результат не отвечает, то как к раздражающему фактору. Быстрей с тобой закончить, ведь очередь ждет. Да ладно бы толковым оказался и за 10–12 минут твои болячки как рентгеном просветил и точный диагноз поставил. Но, скорее, будет лихорадочно что-то писать в карточку и отпихиваться от твоих вопросов и сомнений как черт от ладана. Особенно этим грешат молодые врачи. Не поймешь, какие они неврологи, урологи, хирурги…

Такое впечатление, что для них самое важное – не нарушить инструкцию страховой компании, а не человека вылечить. На лбу у такого врача цинично написано: «Мое время стоит дорого – получил порцию невнятных советов и отваливай». Совместитель больше думает о деньгах, чем о пациентах. Вы доверите ему лечить себя, своего ребенка? То и дело слышишь: люди не всегда довольны качеством лечения, а доктора требуют повысить зарплату.

Во врачах не сомневаемся

Татьяна Соломатина
Татьяна Соломатина, врач, депутат Госдумы РФ

– Доверие между врачом и пациентом архиважно. Если пациент не верит диагнозу врача, то может полагаться на объективную диагностику или обратиться к другому специалисту. Но лечебный процесс очень сильно зависит от взаимодоверия. Люди все разные: бывают сложные в общении доктора. Встречаются и капризные больные. Воспитывать необходимо и тех и других. Но результат должен устраивать всех: излечение. Успех реален, когда желание пациента, возможности и усилия врача создают синергетический эффект. Без веры друг в друга это невозможно. Конечно, в лечении многое зависит от доктора, он сильное звено. У врача должна быть безупречная репутация в профессиональном плане и дар убеждения.

Одна из причин снижения доверия в том, что доктор и пациент перестали разговаривать. Напишет терапевт на бумажке и ничего не разъяснит: почему этот препарат, до или после еды, почему важна регулярность. Опытные доктора прекрасно знают, что душевный разговор как плацебо – улучшает физическое состояние пациента чуть ли не на треть.

Мы переходим в высокотехнологичную, насыщенную информационными технологиями медицину XXI века. Возможно, скоро ходить к доктору будет не нужно: все симптомы будут изучены и лечение станут назначать удаленно. Я считаю, что какие-то лакуны надо оставить для личного человеческого общения. Это можно сделать, если у каждого будет свой доктор. Качественное лечение можно получить только от врача, которому пациент доверяет.

В Томской области уровень доверия к медицинским работникам очень высокий, не хуже, чем в столицах. Это я могу сказать компетентно. Мы гордимся нашими учеными-медиками, научными школами, продвинутой инфраструктурой и не сомневаемся в высочайшем профессионализме наших врачей.

По одну сторону баррикад

anvar-mamliev
Анвар Мамлиев, рыбак

– Когда я в очереди к терапевту в нашей небольшой поликлинике слышу разговоры о претензиях к медицинскому обслуживанию (диагноз не так поставили, не тот зуб удалили, анализы потеряли, оставили во время операции тампон), то не совсем понимаю это. Ошибки бывают, врачи тоже люди. Понятно, к хорошему быстро привыкаешь и начинаешь соринки искать, забыв про бревно в глазу. Вспомните, еще два-три десятка лет назад не было такого уровня знаний, препаратов эффективных, не было сложнейшего диагностического оборудования. Все теперь знают слова «УЗИ», «томограф», «ангиография». А раньше? На терапевта с фонендоскопом только не молились. Доверяли его слову как последней инстанции. Лечились, суп больничный ели и нахваливали за диетичность. Теперь палаты на двоих не редкость, операции высокотехнологичные какие хочешь, не надо в Москву ездить… Ведь это результат старания наших врачей для нас, пациентов. Разве они по другую сторону баррикад?

То, что средняя продолжительность жизни у нас увеличилась на несколько лет и почти сопоставима с европейскими показателями, находится в прямой зависимости от доверия к профессионализму врачей. Лечить стали качественней и лучше – это факт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × три =