Другая война «афганца» Владимира Зверева

Владимир Зверев со своими коллегами из спецслужб правительства Афганистана
Владимир Зверев со своими коллегами из спецслужб правительства Афганистана

25 лет назад советские войска ушли из Афганистана. Юбилей для нашей страны грустный – мы потеряли больше 15 тысяч солдат. И понятно, что день вывода войск из Афганистана – это и праздник афганцев-ветеранов, и день памяти и скорби о погибших воинах-интернационалистах.

Образы воинов-афганцев в немногочисленных (по пальцам пересчитать можно) фильмах о той войне всегда разные. Бравый майор комиссар Каттани в «Афганском изломе», прапорщик Хохол с голливудской улыбкой в «9-й роте», бескомпромиссный к врагам полковник Зайцев из «Рэмбо-3». Как бы они ни разнились, но это солдаты. И их объединяют реальные противники, засады, зачистки, смерть друзей. Но были и те, кто вел в Афганистане другую войну, цель которой – не уничтожить врага, а договориться с ним о мире.

Заболеть холерой по блату

Старший лейтенант Комитета государственной безопасности Владимир Зверев попал в Афганистан в сентябре 1985-го, предварительно пройдя жесткий отбор в Союзе. Полтора года изучал язык дари, местные обычаи, правила работы с населением и оказался на востоке страны. Томич очень удивился этому, поскольку в Джелалабад попадали только по великому знакомству.

– Климат в провинции Нангахар субтропический. Экзотических растений – хоть сад ботанический разбивай, в отличие от большей части Афганистана, где в основном хроническая пустыня и скалистые горы, поэтому в Нангахар стремились многие. Но в том, что туда отправили именно сибиряков, была серьезная подоплека. В то время в провинции свирепствовала холера: душманы отравили родник, где брали воду советские солдаты. Тогда многих наших ребят подкосило. Мы об этом ничего не знали, пока в Кабуле медики не устроили на нас прививочную атаку. Стало понятно, что нас ждет особое место службы. Но, с другой стороны, забота о здоровье солдат лишний раз подчеркивала силу нашего государства. Из всей группы никто не заболел.

Выучили на свою голову

Восточная сказка Джелалабада поражала советских чекистов: персидские ковры, высокие башни минаретов, базары с пряностями и фрукты, которые раньше только в учебниках и можно было увидеть.

В госпиталь Владимир Зверев все же попал. Вскоре после прибытия он заболел малярией. Во время лечения он впервые увидел изуродованные минами тела молоденьких солдат, к чему так и не смог привыкнуть.

Крупные города к тому времени уже были под контролем советских войск. А вот в деревнях зверствовали многочисленные племена, объединившиеся в так называемый альянс семи партий, ожесточенно воевавшие на стороне оппозиции. Вот с их командирами в соседней провинции Лагман и предстояло договариваться группе Владимира Зверева.

– Главная наша задача – навести порядок в стране, а не воевать и уничтожать население, поэтому в ход шли политическая агитация и убеждение, – вспоминает Зверев. – Мы постоянно объясняли местным жителям, что остановить кровопролитие в Афганистане возможно только при законном правительстве.

Пытаясь навести порядок в стране, спецслужбы использовали разные инструменты. В том числе готовили агентов для внедрения в банды. Это было довольно сложным делом, потому что вербовали их из местных лидеров, которые не всегда потом выполняли приказы ставки. Одного такого по имени Шер Махомад мы потом четыре года ловили. Став нашим агентом и вернувшись в родной кишлак, он, воспользовавшись полученными в разведшколе знаниями, сколотил банду. Ни одна войсковая операция по его поимке не имела успеха. Шер Махомад безжалостно нападал на колонны. Дошел до такой наглости, что стал угрожать расправой сотрудникам КГБ. На помощь пришла шпионская хитрость.

– Через агента мы завязали с ним переписку, – продолжает Владимир Вениаминович. – Сначала просто общались, потом даже высылали деньги. Бандит отвечал, что у него и так их много, но все же брал. А потом якобы для политической агитации отправляли ему издания Ленина и Маркса. В одной из таких книг замаскировали бомбу, она срабатывала при распечатывании пакета. Взрыв серьезно покалечил Шер Махомада, которого тут же отправили в Пакистан, так как своего врача не было. Мы воспользовались временным безвластием в стане противника и навсегда выбили духов с занимаемых позиций.

Кино для душманов

Сказочные оазисы восточных провинций Афганистана появились во многом благодаря помощи Советского Союза. Еще до войны в провинции Нангархар оте-чественные специалисты построили ГЭС, а от нее систему каналов и арыков, которые орошали территорию. За это жители провинций с уважением и благодарностью относились к нашим соотечественникам. Но за годы войны все изменилось.

– Хотя в Афганистане и была сильна народно-демократическая партия и даже аналог комсомольской организации существовал, сознание населения вызывало сочувствие: мужчины неохотно шли служить в армию, некоторые переходили на сторону оппозиции. Афганистан всегда отличался выстроенной системой кланов и главенством религии. В любом случае мы искренне хотели помочь афганскому народу в строительстве цивилизованного государства. И нам бы это обязательно удалось. Но правительство Советского Союза под давлением Запада решило вывести свои войска из страны, тем более что за много лет от войны устали все стороны. Как-то для местного населения мы крутили фильм. Среди зрителей оказались и духи с оружием. Что делать? Стрелять нельзя – много мирных жителей. Наш командир и говорит: «Пусть досмотрят, фильм закончится, они и уйдут». Так и произошло.

И снова в бой!

Официально Владимир Зверев и его коллеги числились советниками сотрудников подразделения ХАД (спецслужба Афганистана). Поэтому в атаку они никогда не ходили, по ущельям не лазили и зачисток не проводили, но в боях участвовали регулярно.

– Нападения на наш район случались два-три раза в неделю, а обстреливали нас каждую ночь. До позиций душманов было не более двух километров, но они прятались в зеленке и пещерах, поэтому засечь их часто не удавалось. Иногда случалось, что они подходили вплотную к дому и обстреливали нас, в том числе из гранатометов, спасала толстая каменная стена. Но наглость им выходила боком. Как-то наш шифровальщик засек огневую точку сразу после выстрела гранатомета и накрыл ответным огнем. Бандиты понесли серьезные потери.

От старлея до майора

Начиная с 1986 года войска постепенно выходили из Афганистана, и спустя время  Владимира Зверева, который уже успел стать к тому времени майором, перевели на север, в провинцию Джузджан, где обучал афганских товарищей экономической безопасности.

– Здесь душманов разогнали в радиусе 100 километров, до этого я два года находился в непосредственной близости к противнику, поэтому для меня было удивительно, что страна та же, а все вокруг ходят без оружия. Так у меня автомат весь год и пылился. Ко мне приехала жена, и я начал потихоньку привыкать к мирной жизни.

Вернувшись в Томск, Владимир Зверев дослужился до звания подполковника и в 1994 году уволился из органов. И вот уже 20 лет работает в областном управлении Центробанка РФ. О трех годах в Афганистане рассказывает спокойно, от свиста пуль во сне не вздрагивает, в свое время все они прошли мимо.

Фото: из личного архива Владимира Зверева

Лидеры афганских маджахедов во время переговоров с нашими чекистами
Лидеры афганских маджахедов во время переговоров с нашими чекистами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − четыре =