Как развивается научно-образовательный комплекс области
Заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмила Огородова рассказала об итогах работы научно-образовательного комплекса области за 2022 год и ответила на вопросы журналистов.
Прежде всего она отметила, что в минувшем году на реализацию госпрограммы по развитию образования в Томской области направлено 24 млрд рублей, 3,5 млрд из них – средства федерального бюджета, остальные – областного. Все они потрачены на выполнение социальных гарантий в сфере образования и выполнение областных обязательств перед научно-образовательным комплексом. Федеральные деньги – целевые, они поступают из средств, специально предусмотренных по поручению президента на организацию горячего питания детей в школах, на развитие инфраструктуры и создание современной образовательной среды в рамках национального проекта «Образование». Средства из областного бюджета также выделяются на осуществление образовательного процесса и обеспечение образовательных учреждений всем необходимым.
– Каждый год мы стремимся привлечь как можно больше средств из федерального бюджета в региональный, – отметила вице-губернатор. – Это и президентские, и правительственные программы. Наша задача состоит в том, чтобы мы не потеряли ни одного бюджетного рубля и эффективно его использовали.
Студентами прирастаем
Что представляет собой научно-образовательный комплекс региона и какова его динамика?
Его финансирование осуществляется из четырех национальных проектов, а всего программа «Образование» курирует 12 нацпроектов. Такой масштабный охват только на руку региону, так как количество учащихся и студентов у нас растет. В 2022 году численность школьников увеличилась на 2 тыс., учащихся средних специальных заведений на 1 тыс. Есть областной проект, цель которого – повысить емкость системы специального профессионального образования. Уже сейчас она насчитывает 27 тыс. учащихся, а рубеж в 30 тыс. прогнозируем в недалеком будущем.
Что касается студентов вузов, аспирантов, то их число тоже увеличилось на 2 тыс. и составляет сейчас 62 370 человек. Ставка делается на их прирост, поскольку наша основная стратегия – развитие региона как центра науки и образования. А приоритет будет отдан воспитанию, молодежной деятельности в соответствии с тем, что именно в эту сторону сместились акценты в образовательной сфере, что соответствует национальным целям развития России.
Все начинается с детского сада…
Регион уделяет большое внимание доступности дошкольного образования. Завершен серьезный проект по строительству восьми детских садов, четыре из которых сданы в прошлом году, что позволило обеспечить на 100% местами детей от полутора до трех и от трех до семи лет. Это один из показателей, по которому оценивается эффективность работы региона. Около тысячи мест остаются еще незанятыми. Означает ли это, что можно почивать на лаврах?
– Отнюдь, – возражает Людмила Огородова. – Что мы начали делать? Улучшать условия в детсадах. Например, на Каштаке, где появляются свободные помещения, мы можем организовать отдельные спальные места для детей. Кроме того, сохраняется потребность в детских дошкольных учреждениях у жителей новых микрорайонов. Это Южные Ворота и Северный Парк. Мы слышим сигналы, которые поступают оттуда. На сегодня ситуация там такая. Мы получили финансирование на строительство детского сада в Северном Парке по протоколу поручения премьер-министра РФ Михаила Мишустина. В Южных Воротах ждем от администрации Томского района выделения земельного участка, и тогда будем искать финансирование. И надо уже планировать программу ремонта детских дошкольных учреждений. Сейчас мы ждем предложений от муниципалитетов и руководителей образовательных учреждений, чтобы сформировать полноценную программу.
Много школ не бывает
Говоря об особенностях реализации национального проекта «Образование», Людмила Огородова отметила, что региону удалось вернуть в областной бюджет 302 млн рублей. Это экономия, полученная за счет досрочной сдачи в эксплуатацию школы в Северном Парке (строительство, рассчитанное на два года, завершили за год). Всего финансирование региональной программы «Модернизация школьных систем образования» национального проекта «Образование» в 2022 году составило 1,006 млрд рублей, из которых 873,1 млн рублей – средства федерального бюджета.
Вице-губернатор рассказала, что, несмотря на сложности в строительной отрасли, в 2022 году в Томской области введены в эксплуатацию пять средних общеобразовательных школ с однолетним сроком капитального ремонта по программе «Модернизация школьных систем образования». Это школа в с. Ново-Кусково Асиновского района, Володинская школа в Кривошеинском районе, Куяновская школа в Первомайском районе, школа № 1 г. Кедрового, школа № 41 г. Томска. Еще одна – Подгорнская школа Чаинского района – отремонтирована на средства областного бюджета.
В 2022 году начат капитальный ремонт школ, завершить который планируется в 2023 году. Это Чернореченская школа Томского района, Комсомольская школа Первомайского района и школа № 2 г. Колпашево. Также на 2023 год получены средства федерального бюджета на капитальный ремонт 11 объектов образования.
304 школы работают в Томской области, в них обучаются более 128 тыс. школьников и работают около 10 тыс. учителей.
С 2022 года на 2023-й перенесены капитальные ремонты школы № 16 г. Томска, Коломиногривской школы Чаинского района, лицея № 8 им. Н.Н. Рукавишникова г. Томска, школы с. Новониколаевка Асиновского района и Михайловской школы Зырянского района.
Таким образом, в Томской области в 2023 году по программе «Модернизация школьных систем образования» будут отремонтированы 19 объектов.
Но не слишком ли много мы строим школ, если учитывать, что численность дошкольного населения у нас уменьшилась за год на 2 900 человек, а это потенциальные школьники? Однако Людмила Огородова отметила, что строительство новых школ в области позволит организовать для учеников формат полного дня, когда ребенок задействован в образовательном учреждении с утра до вечера. Это удобно для родителей и, кроме того, позволит уйти от вторых смен, которые сейчас есть в 40% учреждений.
Другая задача строительства новых школ – замена ветхих. В ряде школ районов области дети учатся в деревянных зданиях 1950-х годов постройки. Опасения о переизбытке школ напрасны еще и потому, что по прогнозу рост количества школьников в Томском районе и Томске будет продолжаться до 2024 года.
Образование плюс бизнес
Особо Людмила Огородова остановилась на развитии инфраструктуры и образовательных проектов системы специального профессионального образования (СПО). Это вызвано ростом количества учащихся и педагогов в этой сфере и тем, что возникает насущная потребность в общежитиях, мастерских, других помещениях. Областной думе представлен проект программы по обновлению таких объектов. Это строительство общежития в с. Первомайском, разработка проектно-сметной документации на общежитие в Парабельском районе, создание дополнительных мест в общежитиях педагогического и медицинского колледжей. В регионе уже отремонтированы 49 мастерских, а комплексная, системная их модернизация позволит создать условия для получения профессиональной ориентации и в будущем легче найти рабочее место.
Тем более что этому способствует программа «Профессионалитет», которая успешно реализуется в регионе. Это интеграция бизнеса и специального профессионального образования. Наглядный пример – совместный проект томской компании «Сибагро» и Томского аграрного колледжа. Инициатором его выступила аграрная компания, которая расширяет свое присутствие в других регионах, и ей для реализации масштабного инвестпроекта потребовалось 2 500 специалистов. Их СПО одномоментно и при существующем финансировании подготовить не может. Нужны серьезные вложения, которые и предоставляет бизнес, выделяя средства на стипендии, капремонт общежитий, базу подготовки. Ресурс создан серьезный. Условия подготовки специалистов здесь аутентичны производственной среде.
На аналогичных условиях реализуется совместный проект Томского техникума железнодорожного транспорта и компании «Российские железные дороги».
Проекты будущего
Говоря о развитии высшего образования и науки, Людмила Огородова отметила, что определены два перспективных проекта, каждый из которых должен стать новым самостоятельным направлением. Это создание Центра малотоннажной химии и производство детекторов синхротронного излучения, которые в России пока не производятся.
– Развитие масштабных научных и научно-образовательных проектов – это та задача, которую поставил губернатор и которая, по сути, является условием развития суверенных технологий, – отметила Людмила Огородова. – Ее решение позволит региону успешно развиваться, привлекая дополнительные ресурсы, создавая новые рабочие места.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
-
- «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок»,
- «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований в Российской Федерации»,
- «Развитие научной и научно- производственной кооперации»,
- «Социальные лифты для каждого»,
- «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»,
- «Социальная активность»,
- «Молодые профессионалы»,
- «Кадры для цифровой экономики»,
- «Цифровая образовательная среда»,
- «Успех каждого ребенка»,
- «Современная школа».
Автор: Нина Губская