Энергосервисные контракты: от идеи к реальности
Специфику энергосервисных контрактов в бюджетной сфере обсудили участники межрегионального конгресса «Энергосбережение-2011». За круглым столом собрались представители профильных департаментов, банков, энергосервисных компаний:
– Наша задача – чтобы ни у кого не осталось вопросов о том, как работают энергосервисные контракты в бюджетной сфере, – направлял участников дискуссии Валерий Падерин, начальник проектного офиса Томской энергосбытовой компании.
На первый взгляд, механизм прост: предприятие заключает с энергосервисной компанией контракт на оказание услуг по проектированию, установке и эксплуатации энергосберегающего оборудования. Задача подрядчика – минимизировать расход энергоресурсов. В этом компания заинтересована кровно: ведь образовавшаяся экономия – источник возмещения затрат на проведение энергосервисных мероприятий и получение прибыли. Срок контракта и доля экономии, на которую претендует подрядчик, каждый раз обсуждается отдельно.
Но если в отношении бизнеса заявленный механизм работает достаточно успешно, то с реализацией энергосервисных контрактов в бюджетной сфере возникает масса сложностей – от несовершенства законодательной базы до банального непонимания между руководителями бюджетных учреждений и представителями энергосервисных компаний.
Махнуть на них рукой не получается:
– Федеральный закон № 261-ФЗ определил экономию энергоресурсов в размере 3% в год как одну из важных задач бюджетной сферы, – напомнила участникам круглого стола Наталья Шереметьева, начальник отдела энергоэффективности и энергосбережения областного департамента экономики. – Один из инструментов, которые мы вправе использовать для достижения этой цели, – энергосервисный контракт. Он позволяет привлекать дополнительные источники финансирования в бюджетную сферу.
Сегодня департаменты экономики и государственного заказа Томской области готовят конкурсную документацию для заключения первого энергосервисного контракта в бюджетной сфере. В пилотный проект готовится войти областная психиатрическая больница. Опыт работы по подготовке этого контракта и лег в основу обсуждения круглого стола.
Калужский опыт
Во внедрении энергосервисных контрактов в бюджетную сферу Томск нельзя назвать аутсайдером. Этот процесс в России только начинает разворачиваться. Однако есть регионы, которые уже плотно работают в рамках пилотного проекта. Например, Калужская область. В качестве эксперта на круглый стол был приглашен представитель инвестиционной энергосервисной компании «Энэфком», которая вот уже год сотрудничает с одной из школ Калуги в рамках энергосервисного контракта.
В школе специалисты ИЭК «Энэфком» реализовали набор типовых мероприятий по энергосбережению: провели теплоизоляцию трубопроводов, ремонт подвального помещения, герметизацию окон. Установили теплоотражающие экраны и регулируемый элеваторный узел. Заменили источники внутреннего и наружного освещения.
Администрация города, в свою очередь, поменяла щербатые школьные окна – один из основных источников теплопотерь.
В итоге удалось достичь экономии энергоресурсов на уровне 23% в год:
– По нашим расчетам, окупаемость проекта составит 4,7 года при сроке энергосервисного контракта, который заказчик определил в пять лет, – рассказал Сергей Сергеев, представитель энергосервисной компании «Энэфком». – То есть проект является окупаемым, если считать затраты, которые возникают после заключения контракта.
В поисках золотой середины
Окупаемым. Но не прибыльным. Такую благотворительность энергосервисные компании могут позволить себе лишь в рамках пилотного проекта. Нормативная база для таких контрактов в бюджетной сфере еще не отработана: возникает множество вопросов и законодательных сложностей. Реализация пилотных проектов – возможность повлиять на складывающуюся законодательную базу, сформировать ситуацию, выгодную как для подрядчиков, так и для заказчиков услуг.
– Энергосервисный контракт – инструмент, позволяющий экономить электроэнергию предприятиям и зарабатывать энергосервисным компаниям, – объяснял Валерий Падерин. – Задача сторон – найти в процессе переговоров золотую середину. На какой срок будет заключен контракт? Какую долю экономии ежегодно будет получать энергосервисная компания, какую – предприятие бюджетной сферы?
То, что процесс переговоров может быть непростым, стало ясно уже на круглом столе. Впрочем, для того и собирались, чтобы найти ответы на все вопросы.
Бюджетную сферу интересовали нюансы оформления энергосервисных контрактов (заключение договоров будет проходить в рамках 94-ФЗ), ответственность подрядчиков и собственные обязанности. Что будет, например, если запланированной экономии не удастся достичь?
– Это риски энергосервисной компании, – объяснял Сергей Сергеев. – После того как перечень мероприятий исполняется полностью, мы проводим замеры: какой эффективности мы достигли? А дальше просто экстраполируем результат на объемы потребления в зависимости от температуры наружного воздуха. Если предполагаемые объемы экономии не достигнуты, мы приходим на объект и смотрим, работает ли наше оборудование? Если все в порядке, очевидно, что потребителю надо пересмотреть взгляд на потребление энергоресурсов. У нас в контракте прописан так называемый принцип презумпции экономии. Результатов мы сможем достигнуть только вместе.
Большие риски
Но отсутствие привычки экономить – не единственный риск, с которым сталкивается энергосервисная компания. Самый большой источник беспокойства: неликвидность обязательств бюджетных учреждений.
– Эти учреждения, как правило, не имеют ни одного источника доходов, кроме субсидии из бюджета. Но бюджет никак не отвечает по обязательствам бюджетного учреждения, – делился наблюдениями Сергей Сергеев. – Для решения этой проблемы что-либо, кроме бюджетных гарантий, придумать сложно.
Еще одна проблема – бюрократия, которая пронизывает деятельность бюджетных учреждений. Так, например, компании «Энэфком» пришлось отказаться от приема ежемесячных платежей – слишком трудоемкая процедура оформления – и перейти на поквартальную схему оплаты.
– Условия конкурсов должны быть максимально лояльными к энергосервисным компаниям, – резюмировал калужский опыт Сергей Сергеев. – Энергосервис – единственный из конкурсов, который проводится по 94-му ФЗ и при этом является инвестиционным. Компания вкладывает в работы 100% средств и потом ждет, выполнит ли бюджет свои обязательства или нет. Чтобы привлечь инвестора, бюджет должен создавать максимально комфортные условия работы.
Зеленый свет надежным
Вот так и получается, что энергосервис, который в США, например, считается одним из самых надежных бизнесов, в сегодняшней России высокорискованный. Представители банковской сферы сходятся во мнении: кредитовать энергосервисную компанию часто слишком рискованно. За исключением тех случаев, когда компания является частью холдинга и может предоставить в качестве обеспечения займа другие активы. Работать с крупными предприятиями выгоднее и заказчикам услуг: опыт, репутация – один из гарантов того, что мероприятия по снижению потребления энергоресурсов будут проведены добросовестно.
Локомотивом на томском рынке энергосервиса может стать Томская энергосбытовая компания. Андрей Буздалкин признается: энергетики не прочь сделать энергосервис, в том числе для бюджетной сферы, одним из основных направлений работы.
– Меня часто спрашивают: вы энергосервисная компания, зачем вам-то энергосбережение? Чем больше потребят – тем больше заплатят, – признавался Андрей Буздалкин, генеральный директор Томской энергосбытовой компании, который принимал активное участие в работе круглого стола. – Это заблуждение. Мы хотим работать с нашими клиентами долго, дружественно, хотим, чтобы у них были деньги на оплату счетов за электроэнергию. Развитие отрасли в целом, промышленности, региона зависит от объемов выработки электрической энергии. Кардинальное увеличение выработки в ближайшем будущем не планируется. Сегодня энергоэффективность одних предприятий дает развитие отраслям, которым не хватает мощностей. Территория становится богаче. А ведь собирать платежи в богатом регионе гораздо легче, чем в бедном. Поэтому мы и занимаемся энергосбережением, собираемся заниматься энергосервисом – идем навстречу нашим клиентам.