
Претензии к качеству бензина – одна из любимых тем автомобилистов и автомастеров. «Не топливо – бодяга, движок не тянет», – хором жаловались водители на АЗС, когда журналист «ТН» и эксперт «Центра стандартизации метрологии и сертификации» отбирали пробы.
Выбор остановили на марке АИ-95 – ей все чаще отдают предпочтение автовладельцы. Взяли и АИ-95G: чтобы выяснить, отличается ли этот, «улучшенный» вид топлива от своего «классического» собрата.
Для экспертизы отобрали 5 проб бензина марки АИ-95:
«Лаки Стар» (сеть «Лукойл») – 29,80 руб.
«Газпромнефть-Кузбасс» – 30,90 руб. (95G)
«Региональная нефтяная компания» – 30,00 руб.
«Томскнефтепродукт ВНК» (сеть Роснефть) – 29,90 руб.
Сибнефтепродукт (сеть «ELKE-авто») – 29,80 руб.
Как проверяют
— Бензин исследуем по выборочным показателям, по которым точно можно судить о составе топлива, – говорит главный специалист отдела испытаний «Томского ЦСМ» Елена Клевцова.
— Октановое число – главный показатель качества (горючести) бензина. Учитывали массовую долю серы, ароматических добавок, и, в обязательном порядке – экологические параметры топлива. Подводить результаты экспертизы будем, оценив не только качество бензина, но и то, как на АЗС работают с потребителями: есть ли в свободном доступе обязательная информация, предоставляют ли по требованию покупателя паспорт качества топлива, – уточняет ведущий инженер отдела испытаний «Томского ЦСМ» Галина Баранас.
– В рамках областной программы ведется ежегодный мониторинг качества топлива. В 2010 году проверили 50 проб, в 2012 году – 80, в 2013-м будет исследовано рекордное для региона количество проб – 200, что позволит оценить ситуацию масштабно.
Нефтепродукты должны соответствовать Техническому регламенту (имеет статус ФЗ). Контроль их качества – задача Управления Росстандарта. Увы, финансирование по этой части настолько скромное, что условий держать топливный рынок под контролем у Росстандарта нет. Ситуация повсеместная: не сомневаюсь, что скромное финансирование и, как следствие, надзор – напрямую связаны с топливным лобби в России, – считает Лариса Хустенко, замдиректора по техническому регулированию «Томского ЦСМ».
Уроки химии
Винур Аметов, профессор ТГАСУ:
— В Томскую область топливо поставляют Ачинский НПЗ – 50% рынка (Роснефть), Омский НПЗ – 30 % (Газпром), остальные 20%делят небольшие игроки: завод в Семилужках, минизаводы региона. Продукция последних чаще попадает на заправки частников, а не в крупные сети, в основном, она и вызывает нарекания.
Некоторые минизаводы выпускают бензиновые фракции под названием «топливо печное», а ушлые ребята разбавляют его бензином («подженивают»), снижая себестоимость конечного продукта. И такое сырье попадает на АЗС.
По опыту могу сказать, чем дальше от Томска, тем сомнительнее качество бензина. Это проблема локальная.
Глобальная же, в масштабах страны: изъятие из Техрегламента пункта о потребительских качествах топлива, там остался только показатель экологии. Это отчасти привело к тому, что в производстве конечного продукта все чаще используются аромодобавки – например, отходы химических производств, которыми «подтягивают» октановое число. Такое топливо уже не отвечает потребительским критериям: мощность машины меньше, тяга падает, а расход бензина увеличивается.
АИ-95 G – облегченный бензин. Его стоит покупать, если заботишься о надежности и долговечности автомобиля. При использовании более тяжелых видов топлива в машине, словно в человеческом организме, накапливается «холестерин»: в цилиндрах оседают смолы. Со временем двигатель начинает перегреваться, не отводя через детали тепло, начинают гореть поршни, клапаны. Это может проявиться после использования 500-1000 литров «тяжелого» бензина.
Экологические параметры у очищенного АИ-95 G высокие, но эксплуатационные качества ниже: хуже тянет движок, медленнее набирается скорость. Однако, если вы не автогонщик, и территория передвижения – городская среда, то есть смысл использовать именно АИ-95 G, – советует Винур Аметов.
Результаты экспертизы
1 место: «Газпромнефть-Кузбасс» АИ-95G (Евро-4). Не возникло вопросов к паспорту качества (предоставили на АЗС по первой просьбе). К качеству топлива претензий у экспертов тоже не оказалось. Эко-класс более высокий.
2 место: «Томскнефтепродукт ВНК – Роснефть» (Евро-4). Документы на АЗС представили, в них содержится вся необходимая информация. Качество топлива: октановое число в норме, но ароматика на пределе. По мнению экспертов это говорит о том, что октановое число дотянуто за счет ароматических углеводородов. Ароматики (высокооктановые добавки — толуол, ксилолы) вводят чтобы снизить себестоимость топлива.
3 место: «Лаки-стар» (Лукойл), Евро-3. Паспорт качества не предоставили («Читайте документ, приклеенный на стекле!», но эта бумага паспортом не является). По техническим характеристикам проба оказалась пограничной: АИ-95 не дотянул до нормы по октановому числу (показатель 93,2 при необходимом не ниже 95).
4 место разделили: «ELKE-авто» (Евро-3) иРегиональная нефтяная компания (Евро-3). Специалистов не устроила информация, отраженная в документах, к тому же на обеих АЗС паспорта пришлось изучать за стеклом. Проба «ELKE-авто» по октановому числу оказалась на предельном значении. Проба РНК не прошла по октановому числу: ниже нормы, на пределе и по ароматическим углеводородам. В целом о двух последних пробах эксперт сказал: «Это скорее 92-й, чем 95-й. Есть подозрение, что топливо смешали (с умыслом или без), залив в емкость, где еще оставался АИ-92».
Советы эксперта

- Не «прыгайте» с одной марки бензина на другой. Ушли на АИ-95, не возвращайтесь к тяжелому АИ-92. Двигатели привыкают к конкретному топливу, его присадкам, переход для автомобиля болезненный.
- Сохраняйте чеки на масла, фильтры, бензин, пока их используете, – это, в случае необходимости, будет основанием пойти на рекламацию. (Насторожитесь, еслимашина перестает заводиться, внезапно выходит из строя двигатель, выхлоп густой).
- Учитывая, что наш 95-й – это фактически хорошо очищенный 92-й, советую хотя бы раз в месяц залить очищенный бензин (АИ-95G), выехать на трассу и разогнаться. После того, как машина избавится от «шлаков», она будет работать лучше.
- Если возникают сомнения в качестве топлива, жалуйтесь в Росстандарт (ул. Косарева, 17 А).
- Если автовладелец «кормил» автомобиль не тем бензином, что указан в ПТС, то ремонт машины – даже стоящей на гарантии – придется оплачивать водителю. Обратите внимание, все авто 2008 г.в. и позже требуют АИ-95 и Евро-3.
Фото: Максим Кузьмин.
Если я не ошибаюсь на Лукойле пишут под колонкой что топливо Евро5 на 95-м.Хотя вечером заеду перепроверю.
и на чек обратите внимание — может там Евро-4?
Заправлялся на лукойле, пока периодически не стал загораться чек-енжайн. Ошибка — неправильная работа каталиков. Перешел на 95й гпн и проблема, тьфу-тьфу, ушла.
Cтатья явно заказная,решил поэкспериментировать,заправлял поочереди на разных заправках.Лукойл и Елке бензин неплохой,недолив на 500 рублей 2литра,Газпромнефть бензин плохой,проверено не раз,машина не едет,недолива практически нет,Гарант,по Иркутскому тракту в сторону Михайловки, бензин хороший,недолив на 500 рублей 3 литра,хочу попробовать Роснефть,так же на 500рублей,отпишу по качеству и количеству.
я на роснефти заправляюсь…тьфу-тьфу,сам работал там заправщиком,95-92ой с присадками!
92 лью по сей день,не жалуюсь
Добавлю,бензин 95,авто шевроле авео 2012 г.в
Газпромнефтевский бензин сгорел на глазах,расход неприлично большой,машина не едет, первый раз услышал стук пальцев на своем авто,при заправке слышен шипящий звук в баке,ощущение что заливаешь газировку,похоже бензин газируют,отсюда и большой расход,газ попросту испаряется,сегодня заправился на Роснефти,машина,после Газпрома ожила,налили нормально,про расход напишу позже.
Добавлю,заправки где заправлялся,Елке возле Тойота центра и на Фрунзе.Лукойл на Герцена и на Бела Куна,Газпромнефть на Елизаровых,Гарант по Иркутскому тракту,Роснефть на Шевченко.
Обещал написать расход,Газпромнефть с прогревами на 100 км- 12,7 литра,Роснефть с прогревами-11,07 литра, Лукойл и Елке примерно по 12 литров, делайте выводы,я выбрал Роснефть.
Хотелось бы пригласить к себе в гости: топография. Буду рад видеть у себя в гостях, желаю развития блогу!
Постоянно заправляюсь на АЗС «ELKE» у Тойота-центра на Фрунзе. Мотор тянул все хуже и хуже. Вчера посмотрел свечи. Много черного нагара и выраженный красный налет, что говорит о добавлении в бензин соединений марганца. В общем, бензин говенненький, двигатели убиваются.