Экспертный совет по экономике очертил круг первоочередных задач

Отсутствие отраслевых приоритетов для экспертного совета по экономике – это одновременно ограничение и перспектива. Отсюда сплошная трансграничность, необходимость в четкой координации работы с другими департаментами и экспертными советами (ЭС). И если всем прочим советам предстоит участвовать в разработке одной-двух отраслевых стратегий, то этому нужно будет ­изучать все основные, включая региональную.

Задачи, поставленные перед ЭС губернатором: экспертная оценка проектов в курируемой сфере, экспертиза готовящихся нормативных документов, разработка предложений, помощь в перспективном планировании, обеспечение общественного контроля за качеством исполнения, обобщение и оценка общественных инициатив.

Но как оценить эффективность власти? Это какие-то интегральные показатели, конкретные дела и цифры?

– Нам нужно выставить ту нулевую отметку, от которой мы начинаем работу, обозначив самые острые моменты, – заявила председатель ЭС по экономике Елена Новоселова, открывая его первое заседание. – От этого зависят задачи, которые поставит перед собой совет.

Этой отметкой и стал обстоятельный обзор ситуации в регионе, представленный заместителем главы экономического департамента Еленой Дубровиной.

С низкого старта?

Социально-экономическая ситуация по итогам 2012 года в целом соответствует общероссийским тенденциям, отметила Дубровина. Позитивное: прирост численности населения, объемов продукции ТЭК, рост доходов населения (за счет резкого повышения зарплаты в бюджетной сфере в соответствии с майскими указами президента), оборота розничной торговли, объема инвестиций в основной капитал, появление новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений…

Но несколько существенных фактов меняют общий фон картинки. Это снижение не только объемов сельхозпроизводства из-за засухи, но и ряда важных обрабатывающих производств (неф­тепродуктов, ядерных материалов, электронного, оптического, электрооборудования и др.). Замедление темпов роста ВРП (в 2012 году он составил 356,5 млрд рублей – 102,8% к уровню ­2011-го) и физического объема промпроизводства (98,7% к уровню предыдущего года), при этом опережающими темпами развивались прежде всего добывающие и энергетические отрасли, неплохо – деревообработка, производство машин и оборудования, пищевых продуктов и напитков, химпроизводство. Инвестиции в основной капитал составили почти 108 млрд рублей (против 101,9 в 2011 году), в основном опять-таки в нефтедобычу и нефтепереработку. Впрочем, началась и реализация ряда проектов в агросекторе, строительство социальных объектов, да и по вводу жилья мы в лидерах по СФО… Ожидаемая в 2013 году динамика также умеренная: инвестиции – 100,2%, ВРП – 103,5%, промпроизводство – 102%.

Зато с налогами все развивалось куда динамичнее: в 2012-м с территории области во все уровни бюджетной системы поступило 131,6 млрд рублей, из них 92,4 млрд ушло в федеральный бюджет (рост – 120,6%), в консолидированный региональный – всего 39,2 млрд (рост – 115,3%).

Напрашивается необходимость инвестирования в производство, развитие промышленности, увеличение других сфер, помимо бюджетной и сырьевой.

На вопрос, за счет чего регион планирует достичь в 2015 году уровня доходов 57 млрд рублей, Елена Дубровина ответила:

– Увеличение финансирования бюджетной сферы и налоги от сырьевого сектора, прежде всего Газпрома.

А хотелось бы по-другому…

Кто поднимет экономику?

Современная инвестиционная логика такова: чем больше собственных средств регион направляет на развитие, тем больше дает Федерация, к этому подтягиваются деньги бизнеса. Но в консолидированном бюджете 2013 года денег на развитие заложено совсем немного – 6%. Рассчитывать на существенное увеличение вливаний из центра тоже сложно.

На что расчет?

– Задачи, которые ставит перед собой администрация, – реализация майских указов президента, развитие конкуренции, модернизация, повышение производительности труда, поиск механизмов по увеличению доходной части бюджета и оздоровлению предприятий, стимулирование предпринимательской деятельности, энергосбережение и подготовка условий для перехода на программно-целевое бюджетирование на основе госпрограмм, – говорит Дубровина.

– Указы указами, но почему мы не ставим перед собой такие задачи: привлечение инвестиций и улучшение инвестклимата региона? Чтобы не 100, а 200 млрд шло на развитие производств, – откликается член совета Иван Кляйн.

Реплики и выступления свидетельствуют: совет нащупывает свою дорогу:

– Нужно сосредоточить усилия нашего совета на решении двух-трех самых важных задач. Например, привлечение инвестиций…

– Искать новые механизмы развития бизнеса! Отдельно будем заниматься развитием малого и среднего?

– Давайте не распыляться. Экспертно оценим две-три самые острые проблемы: левобережку, БРЕСТ-300…

– Все производственные вопросы мы должны трансформировать так, чтобы у людей появилась удовлетворенность от жизни в регионе. Сегодня острые темы – повышение доходов населения, инфраструктурные проекты, ЖКХ, социалка…

Подготовка региона к условиям членства в ВТО, разработка приоритетов и инструментов экономического развития, выработка предложений в новый порядок перспективного планирования, в налоговое законодательство… В какой-то момент показалось, что задачи, стоящие перед советом, из разряда «объять необъятное».

– Мы в сегодняшних цифрах видим тревожные тенденции, и мы должны их озвучить для профильных департаментов и советов, чтобы через три года нашей работы цифры и тенденции изменились, – резюмирует председатель.

Кстати

Из 52 показателей, содержащихся в финансово емких майских указах президента, госпрограммами учтены только 36, из них профинансированы бюджетом РФ 18. Но все эти 52 показателя регион должен максимально учесть в своих долгосрочных целевых программах и в стратегии развития ТО.

Сформированы рабочие группы, которые будут квалифицированно готовить вопросы: группа стратегического планирования и программно-целевого управления (руководитель – Ирина Никулина), налоговой политики (Надежда Акимова), информационного взаимодействия (Дмитрий Афонин), тарифного регулирования и энергосбережения (Валерий Падерин).

Кураторы ЭС от обладминистрации – Татьяна Чудинова, Сергей Антони, Елена Дубровина, Александр Тарабановский и Наталья Забавнова.

Прямая речь

Валерий Падерин, член ЭС по экономике:

– Как-то наш многолетний спикер сказал: если «Белый дом» окружить рвом с водой, много месяцев никто не заметит изменений. Внутри будут так же слать бумаги друг другу, а снаружи – жить своей жизнью. Мне кажется, нас сюда пригласили, чтобы выстроить мосты. Чтобы власть не была в автономном полете, чтобы люди понимали, что она делает, и подбрасывали идеи. Было бы правильно вызвать на дискуссию представителей правящих элит и население по самым острым вопросам: куда должен развиваться город, почему наши старые мощные предприятия погибают или перепродаются, как перестать быть сырьевым придатком и начать управлять собственной экономикой самим, как уменьшить зависимость своего развития от федерального бюджета? Думаю, кое-какие решения тут есть, но, чтобы их сформулировать, необходима обратная связь. Власть нуждается в поддержке, а это колоссальный ресурс! И решение вопроса, КАК этого достичь, не менее важно, чем фактическое наполнение обсуждаемых сегодня документов.

Елена Новоселова, председатель ЭС по экономике:

– Сегодня важно сформулировать, как должен работать ЭС, каковы его зоны ответственности, цели и результаты. Это будет вырабатываться на практике. Нынешнее заседание показало, что люди заинтересованы в реальном решении задач, которые поставлены. Да, есть разные представления о предстоящей работе, целях, возможностях… Смысл совета в том и заключается, чтобы в результате обсуждения выработать общие цели. Мы пришли к общему мнению: совет должен помогать в составлении стратегии, а не в решении сиюминутных вызовов. Приоритет – повышение инвестиционной привлекательности региона и, соответственно, поиск значимых направлений, инструментария для этого. Совет и создан для того, чтобы собирать, консолидировать мнения бизнеса, ученых, общественности и доносить их до власти, очистив от противоречий.

Не нужно придумывать задачи, они поставлены губернатором. Теперь нужно выработать алгоритм их решения. А это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × пять =