Зачем в массовом порядке устанавливать электросчетчики? Почему ТЭК заходит на общедомовые сети? Кто первый в списке должников и как его сократить? На эти и другие вопросы ответил на пресс-конференции 17 августа генеральный директор Томской энергосбытовой компании Андрей Буздалкин. Главной темой стали проблемы экономии электроэнергии. О чем бы ни спросили журналисты, Андрей Александрович неизменно возвращался к ней.
Долговые ямки
Но для начала Буздалкин озвучил информацию по долгам:
– На сегодняшний день все потребители должны нам чуть более полумиллиарда рублей. Население – 250 млн рублей; ТСЖ Томска – 21 млн; УК – 12 млн, на сферу ЖКХ приходится 33 млн. Котельные должны энергосбытовой компании 27 млн рублей. Показательно, что львиную долю должников составляют котельные, расположенные вокруг Томска (13,7 млн рублей). Хочу предупредить – отопительный сезон начнется для этих предприятий тогда, когда все долги будут погашены.
Поскольку люди платят из рук вон плохо, меры приходится применять достаточно жесткие.
– В среднем 1,5 тыс. потребителей ежемесячно отключаются за неуплату. И им приходится не только гасить долг, но и оплачивать работы по отключению-подключению. Есть проблемные потребители, ворующие электроэнергию у соседей. Против таких «умельцев» уже возбуждено 12 уголовных дел. Думаю, что найдем поддержку в полиции и поставим этот процесс на более широкую ногу…
Счет на киловатт.часы
Естественно, Андрею Буздалкину задали вопросы по поводу установки счетчиков. По идее, ТЭК они не выгодны – чем больше неразберихи с экономией, тем больше денег можно взять за электричество. Но оказалось, компания ведет эту работу активно и отнюдь не из-под палки.
– Проделан достаточно большой пласт работы по установке приборов учета. Планируемый объем выполнен на 70%. Счетчики уже обошлись компании в 82 млн рублей, а весь «приборный парк» потянет более чем на 100 млн рублей.
Следующий шаг – проведение энергоаудита, то есть выяснения, что необходимо для эффективной экономии электроэнергии. Но и это еще не заключительная стадия работ. Дома и даже небольшие предприятия, которые финансово не готовы поставить энергосберегающее оборудование, ТЭК, по словам Буздалкина, может этим оборудованием обеспечить. Разумеется, не бескорыстно: деньги планируется возмещать из тех средств, которые раньше тратились на закупку энергоресурса. Кроме того, компания планирует расширить сферу влияния – зайти на внутридомовые сети, которыми до этого не занималась:
– Сегодня мы начинаем приводить их в порядок. Работы оплачивают УК. Почему пошли по этому пути? Только так можно обеспечить надежность и качество поставки. Нередки случаи, когда до стен дома электроэнергия доходит, что называется, в лучшем виде, а из-за дефектов внутренних сетей у потребителей сгорают бытовые приборы, дорогостоящая техника. Начинается судебное разбирательство – кто виноват? Я считаю, что таких процессов быть не должно. Если уж мы отвечаем за сети – при ЧП будем возмещать и убытки.
Смягчить энергоудар
И все-таки, зачем это компании? Ведь экономия или расточительство – прежде всего проблемы потребителей?
– Да, в народе сложилось мнение, что сбытовые компании непременно хотят взять больше денег. Но существует нюанс: чем дороже ресурс, тем сложнее получить за него расчет. Прямая проверенная зависимость. Сбытовая компания стоимость энергии не регулирует, ее диктует рынок. Сибиряки пользуются электроэнергией по льготной цене – 1,5 рубля за киловатт.час. Государство дотирует затраты. Реальная рыночная стоимость – 3,9 рубля! И мы постепенно к ней приближаемся. Cбить рыночную цену не получится. Человек может урегулировать ее самостоятельно только за счет экономии, смягчив, таким образом, энергоудар по своему карману. Но эту мысль население усваивает медленно. Нас приучили, что страна богата, энергоресурсов много… Мы никогда не задумывались об электроэнергии, она просто всегда была – доступная, дешевая. Теперь – придется.