Единственная в Томской области обувная фабрика не боится кризиса

Фото: Юрий Цветков

Ронокс_фото_Цветков_03
Воском натирает ботинки женщина, должность которой называется ­«намазчик верха обуви»

Помните стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремесла»? «У каждого дела запах особый. В булочной пахнет тестом и сдобой…» А в цехе по производству обуви фабрики «Ронокс» пахнет натуральной кожей, овчиной и сапожным кремом. Еще стрекочут швейные машинки, шумят различные станки, с помощью которых вырезаются кожаные детали будущего ботинка и стельки. Есть техника, которая натягивает кожаную модель на колодку, приклеивает подошву – всего не перечислить. Чтобы сделать один ботинок, мастерам фабрики нужно произвести не менее 60 манипуляций. Из них часть – дело техники. Все остальное – ручной труд.

Шагреневая кожа

Детали одной из моделей обуви новой весенней коллекции этого года выкраиваются вручную. Закройщик Людмила Пивнева раскинула на большом столе кусок черной кожи.

– Кожа мягкая, работать с ней одно удовольствие. Потрогайте, какая она на ощупь приятная, – улыбается мастер.

Людмила прикладывает выкройку к коже, обводит ее карандашом и затем вырезает специальным остро заточенным ножом деталь ботинка – союзку (так называется наружная деталь верха обуви, закрывающая верхнюю поверхность стопы). Когда изготавливается партия не более 200 пар, дешевле ручной труд. Когда массовая партия – используется другой нож. Он вставляется в автомат, который режет коду. Выглядит он словно формочка для печенья, только гораздо больше.

– Сталь для такого ножа безумно дорогая. Если ее покупать для каждой новой модели, можно разориться, – поясняет директор компании «Ронокс» Станислав Олтаржевский.

Обувь шьется только из натуральной кожи. В ход идеДворовый хоккей уверенно завоевывает города и села областит коровья – на верх ботинка. Свиная хороша в качестве подкладки. Кожа – единственный российский материал, из которого производятся ботинки. Все остальное сырье импортное.

Прожорливый башмак

В 2014 году сырье для производства обуви начало дорожать – из-за санкций Евросоюза. Российское – на 10–20%. Зарубежное подскочило в цене до 40–50 и даже 100%! К примеру, хорошая подошва выросла на 70%. За счет термоэластопласта, который добавляется в виде специальной крошки в подошву. Такая подош­ва не скользит зимой и не дубеет в морозы. Еще сильно ударили по бюджету немецкие реагенты для обработки кожи. Но то, что цены выросли в разы, это полбеды, считает Станислав Олтаржевский. Беда в том, что некоторые материалы и вовсе стали дефицитными.

– Даже кожа отечественного производства! Если раньше я мог приехать на склад и начать выбирать. Первый сорт, второй… Турция, Италия. А сейчас беру то, что есть в наличии, – рассказывает директор компании.

«Ронокс» успел запастить кожей и прочими материалами. Их закупили впрок еще по старым ценам в прошлом году – до скачка доллара и евро. Благодаря этому удалось не только сохранить объем производимой продукции, но и увеличить его. За счет старых запасов и ценник в розницу менеджеры предприятия не стали поднимать. Пара зимних ботинок сейчас стоит 3 тыс. рублей. Демисезонных туфель – около 2,5 тыс.

Ронокс_фото_Цветков_01

Станислав Олтаржевский прошел все ступени в своей профессии – от ученика сапожника до директора обувной фабрики
Станислав Олтаржевский прошел все ступени в своей профессии – от ученика сапожника до директора обувной фабрики

Сапожник с сапогами

Часть новеньких ботинок готова к отправке в магазин. За качеством следит старший мастер сапожного участка Вадим Пресняков.

– Перед тем как упаковать пару, я тщательно обследую каждый ботинок: смотрю, как приклеена подошва. Ровные швы или нет. Обращаю внимание на высоту задника. Сравниваю левый с правым, чтобы ботинки были одинаковы. Еще смотрю дефекты кожи. У нас жесткий контроль качества продукции, – поясняет Вадим. – Поверьте, мы сами носим эти туфли.

– Я тоже ношу наши ботинки. Да и каждую новую модель первым примеряю. Если что-то не так, потом она доводится до совершенства. Обувь должна быть удобной, – говорит Станислав Олтаржевский.

Рынок России отечественной обувью обеспечен только на 10%; 90% – импорт, из них 80% – товары из Китая, где свой курс. Доллар дорожает к рублю, а юань растет к доллару. Российские компании, торгующие заграничными туфлями и сапогами, уже сократили закупки обуви в КНР.

– Думаю, ближе к осени на рынке сложится дефицит обуви. Цена вырастет на импорт. Да и на нашу обувь тоже. Программа импортозамещения в этом году на 100% не заработает. Нужно время и хорошая господдержка, – резюмирует Станислав Олтаржевский.

Воском натирает ботинки женщина, должность которой называется ­«намазчик верха обуви»

Ронокс_фото_Цветков_02

«Роноксу» 17 лет, и этот кризис в истории компании не первый. Два удалось успешно пережить. Фаб­рика уверена – трудности преодолеет и сейчас.

На фабрике отшивается около 30 тыс. пар обуви в год. Ее шьют 40 человек. Одна смена производит 100 пар ботинок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + восемнадцать =