ЕГЭ в таежных селах будет проводиться с помощью средств объективного контроля

TNews795_10

Сергей Безвинный

По исследованиям известного французского математика Тома Рене, серьезные изменения или катастрофы, через которые прошло становление человечества, разрешались естественным путем, то есть механизмами отбора. В багаже настоящего и будущего оставалось то, что, пройдя точку выбора, было полезным и, главное, несло стабильность и уверенность в правильности пути. Вот так, зайдя издалека и глобально, хотелось бы посмотреть, что нового появляется в развитии технологий и организации единого государственного экзамена с точки зрения его роли в появлении иного образовательного качества и его доступности.

Куда мышь не проскочит

Единый государственный экзамен, начавшись с небольшого пилотного проекта (эксперимент по его введению был начат в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Саха (Якутия), а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам, а затем и в Томской области), стал основной системой проверки знаний выпускников школ. Хотя не все регионы сразу восприняли новую идеологию управления качеством образования (до последнего сопротивлялись Москва и Нижегородская область), но тем не менее ЕГЭ дошел до самых до окраин. Тем более совмещение его со вступительными экзаменами в вузы сделало его безальтернативным.

Теперь, если оглянуться назад, видно, что гигантскими усилиями создана Система! В ней есть десятки подсистем, начиная от подготовки контрольных измерительных материалов (КИМ), то есть тех задач, которые дети решают непосредственно на экзамене, с архивом в тысячи и тысячи вариантов стандартных заданий и до глобальной подготовки сервисных специалистов по организации проведения ЕГЭ и обработке результатов. Не забыта и технология независимой оценки учебных достижений детей, а также школ и учителей. Да и процедура сдачи экзамена ныне расписана так подробно, что мышь не проскочит. Подобного в мире нет.

А все потому, что за последнее время технология проведения единого экзамена в целом, не претерпевая коренных изменений, постоянно совершенствовалась, отвечая на извечные попытки страждущих «найти дырку в заборе». Достаточно вспомнить, как еще несколько лет назад страну сотрясали бесконечные массовые скандалы с толпами «стобалльников» с Кавказа, хакерскими взломами информационных баз, вбросами заданий в Интернет, отменой результатов в ряде регионов, снятием с позором чиновников с постов, переездами детей из столиц в отдаленные села для экстерната и даже суицидами. От чего еще большего так лихорадило общество? Разве только от войн и денежных реформ.

Контроль с глушилками

По итогам нынешних испытаний Рособрнадзор рапортует о том, что экзамены в субъектах Федерации прошли без утечки контрольных материалов и без массовых нарушений. Действительно, проведение школьных экзаменов превратилось в сложную техническую процедуру с привлечением важных государевых служб и специальных средств. За всеми выпускниками страны следят объективы видеокамер, а на входе каждый входящий сканируется металлоискателем. Телефоны и электронные приборы перестают работать под действием глушилок. Все это служит для того, чтобы обеспечить объективность экзамена во всех городах и весях. Но, несмотря на категорические претензии части россиян и его демонизацию в ряде СМИ, единый экзамен не только не свернут, а обрастает гуманистическими конструкциями, которые делают его одновременно прагматичным и более встроенным в современные реалии жизни. Вот, например, обязательных предметов стало только два – русский язык и математика, остальные по профильному выбору, и оценки за них аттестату не помеха. Хоть и в усеченном виде и без особого трепета, но вернули сочинение.

Экзамен по математике в этом году проводился по новым правилам: введен базовый и профильный уровни. Кому не нужны высокие результаты, сдают части А и В, а все остальные – более сложную и творческую С.

К тому же теперь российские школьники будут иметь больше возможностей для результативной сдачи единого государственного экзамена. Завалил математику и русский, а в Томской области таких набралось нынче 51человек, пожалуйте осенью на пересдачу. Волнений для родителей и учителей меньше: 26 сентября ученики в этом году смогут пересдать математику, 29 сентября – русский язык, 9 октября можно пересдать и математику, и русский язык. Долой стресс, не в этом году в вуз, так в следующем! Ну чем не переэкзаменовка «с человеческим лицом»?

Но если в большинстве регионов это делается относительно легко, то в тысяче школ, расположенных в таких местах, куда только вертолетом и можно долететь, этого достичь проблемно. Поселки в тайге, тундре, горах, на островах, и связь с этими учреждениями весьма затруднительна во времени и в пространстве.

Квадрант в объеме

По рекомендации российского Минобрнауки томские ученые из ТПУ вместе с коллегами из ТГПУ и специалистами предприятия ООО «НТП «Киберцентр» создали оборудование, которое данный вопрос снимает.

– В отдаленных школах электричество может отказать в любой момент, – поделился идеей проекта доцент кафедры информатики и проектирования систем ТПУ кандидат технических наук Алексей Шамин, – могут возникнуть проблемы с каналами связи. И мы разработали систему, которая обеспечивает беспрерывную видеозапись экзамена в любой ситуации. По времени работы заняли около года. Ученые разработали программное обеспечение, спроектировали аппаратный комплекс системы. Сборку доверили томским предприятиям. Программно-аппаратный комплекс (ПАК) называется «Квадрант». Он ведет видеонаблюдение внутри класса сразу с нескольких камер и передает изображение в режиме реального времени со своего сервера на мониторы регионального центра ЕГЭ. На рабочем месте сотрудника центра можно увидеть изображение с камер в реальном времени, просмотреть записи, отправить ключ расшифровки для КИМ.

Система позволяет не только следить за госэкзаменом в онлайн, но и может работать автономно – семь часов на своем аккумуляторе, а этого хватит с запасом. Видеозапись передается по нескольким каналам связи: спутниковому, сотовому и оптическому. Если откажет один из каналов, то система воспользуется другими. На случай если связи не будет совсем, устройство обладает памятью и сохранит видео, чтобы передать его позже.

Большой ПАК над Улу-Юлом

Чтобы включить «Квадрант», нужно в самой школе вставить в него флешку и подождать, когда загорится индикатор. Это означает, что пришел электронный ключ. Оборудование имеет антивандальную защиту, простое в управлении, разрабатывалось с минимальным количеством кнопок. Помимо прочего у комплекса есть еще одна очень полезная функция – он позволяет оповещать об экстренных ситуациях, работая год под контролем МЧС.

В этом году под наблюдением «Квадранта» проходил ЕГЭ в поселке Улу-Юл Первомайского района, в двух сотнях километров от Томска.

По заверениям самих разработчиков (к сожалению, не удалось получить комментарий из пилотной школы в Улу-Юле, поскольку педагоги в летнем отпуске), все прошло в штатном режиме. Дети выполняли задания, видеокамеры беспристрастно следили за аудиторией, а картинка хорошего качества в то же время оказывалась на мониторах в областном центре. Далее оборудование планируется разместить в медвежьих углах не только Томской области, но и в школах Крайнего Севера и Дальнего Востока и использовать во всех случаях жизни.

Можно порадоваться за томских ученых: комплекс нужен и, несомненно, будет востребован. Если тренд на подобную техническую оснащенность сохранится, то ЕГЭ будет проходить в идеальных для соблюдения объективности и контроля условиях. Что и требовалось получить по замыслу реформаторов.

На сон грядущий

Могу предположить, что в будущем экзамен будет организован так, что утечки информации стопроцентно не будет, наличие педагогов станет необязательным, а результаты учащийся получит тотчас, по окончании испытания. Кликнул – и на мониторе количество баллов, а также список университетов, куда с таким количеством берут. И отыщется новый Ломоносов и пойдет за обозом в столичные дали, престижный вуз осваивать.

Осмелюсь предугадать: в дальнейшем ЕГЭ для поступления в вуз школьники будут сдавать в специализированных кустовых центрах, в любой день, индивидуально. Подготовился и пошел покорять многобалльные вершины… К окончанию 11-го класса можно будет без нервотрепки иметь весь пакет сертификатов, реализуя свой выбор на приглянувшуюся специальность. Чем не победа демократии? А вот если мы хотим думать о будущем страны, то для получения аттестата о среднем образовании надо вернуть все школьные экзамены. Сделав шесть или восемь предметов обязательными, как в советское время. Ведь и нынешнему строю нужны люди дивергентного типа мышления, способствующего поиску нескольких вариантов решения жизненных и учебных проблем, а не угадывания одного ответа из четырех.

Впервые ЕГЭ был введен во Франции в 60-х годах XX века. Чтобы дети мигрантов из бывших французских колоний в Африке с очень низким уровнем грамотности получили образование, для них серьезно упростили систему экзаменов. Для этого ввели тестовые опросы, а выпускной экзамен совместили со вступительным испытанием в вуз.

Пересдать ЕГЭ по математике можно в этом году 26 сентября, по русскому языку – 29 сентября. Кроме того, 9 октября можно еще раз попытать счастья в ЕГЭ и по математике, и по русскому языку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 1 =