«Обсуждение изменений в законодательстве о долевом строительстве на территории Томской области». Такая повестка очередного заседания экспертного совета при заместителе губернатора региона по строительству и архитектуре сулила рутину. Но неожиданно превратилась в живой мозговой штурм по обсуждению злободневных тем, касающихся будущего всего строительного комплекса и рынка жилья.
Закон суров, но закон
Заседание начиналось привычно: начальник Департамента архитектуры и строительства Томской области Дмитрий Ассонов проинформировал экспертов и дал короткие комментарии изменениям по долевому строительству за последние два года. Новшеств очень много: памятуя о череде скандалов с обманутыми дольщиками, только за 2016 год законодательная власть приняла 11 федеральных законов, изменивших Градостроительный кодекс и законодательство о долевом строительстве.
Уберечь дольщика от обмана призваны государственный компенсационный фонд долевого строительства, единый реестр застройщиков, специальные эскроу-счета (деньги дольщика хранятся в банке до момента передачи квартиры), а также новая форма проектной декларации, по объему похожая на том Большой советской энциклопедии.
В 2016 году в Томской области введено в эксплуатацию 470,2 тыс. кв. м жилья. План на 2017 год – 475 тыс. кв. м.
Теперь уставной капитал застройщика, претендующего на возведение 1500 «квадратов», не должен быть меньше 2,5 млн рублей. А для прозрачности работы он обязан вести собственный сайт строительства дома и предоставить график. И, наконец, все собранные деньги должны идти именно на данный дом.
Поистине фантастические полномочия получает департамент архитектуры и строительства: он вправе не только жестко контролировать процесс (особенно график работ), но и проводить внеплановые проверки. А запланированные (с 1 июля) изменения предоставят департаменту полномочия выдавать предписания и приостанавливать привлечение застройщиком денег для возведения многоквартирников.
– После семинара, который мы организовали для руководителей организаций по изменениям в законе, строители ушли, мягко говоря, озабоченными, – резюмировал Дмитрий Ассонов.
Реакция рынка тоже не заставила себя ждать: в первом квартале 2017 года объем финансирования долевого строительства сократился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 60% (с 2 млрд рублей до 800 млн рублей). Зарегистрировано три первых договора о долевом участии (за аналогичный период 2016 год их было 20). Для стимулирования падающего рынка предлагаются классические меры – субсидирование ипотечных ставок, программы господдержки, компенсации.
Что делать с рынком жилья?
– На наших глазах основной и удобный инструмент, который долго работал в жилищном строительстве, прекращает свое существование, – подытожил Евгений Паршуто.
На фоне сложного положения в отрасли под особенно большие риски подпадают мелкие компании строительного комплекса. Вице-губернатор предложил экспертам не обсуждать изменения, а выйти на системные решения, найти механизмы, которые позволят отыскать новые форматы для развития томской стройки.
Кому помогать – строителям или покупателям? Как снять самую сложную и острую проблему – низкого спроса на жилье? Почему люди плохо покупают уже готовые квартиры и отказываются от уже оформленных ипотек?
В Томской области 37 застройщиков строят 108 объектов с участием дольщиков. Обязательства застройщиков по 2669 договорам долевого участия составили 7 млрд рублей.
Какие есть внутренние ресурсы? Люди хотят высокое качество жилья и инфраструктуры – какие площадки для этого использовать и есть ли они? Как в максимально короткий срок снять проблему районов комплексной застройки, когда дом есть, а сада и поликлиники нет? На все эти вопросы и пытались ответить за круглым столом ученые, руководители крупнейших строительных компаний, архитекторы и представители СРО.
Представители застройщиков высказали свое мнение об эффективности программ субсидирования ипотечных ставок и необходимости дополнительных средств для подготовки инфраструктуры. Архитекторы – об особенностях проектирования объектов и целых микрорайонов. Незаметно в дискуссии всплыло слово «реновация», которое волшебным образом подтолкнуло обсуждение в предельно конструктивное русло. Реновация в столице спасает строительный рынок, а в Томске большое количество домов, особенно деревянных многоквартирников, которые устарели морально и физически. Подходы к пониманию реновации по-томски могут вызвать к жизни разнообразные варианты оживления рынка. По мнению ряда экспертов, томская реновация, причем не домов, а целых территорий, позволит одновременно развивать и микрорайоны с жильем нового типа, и центральную часть Томска, и пригород. Могут заработать разные формы оживления рынка от долгосрочной аренды с правом выкупа до расселения аварийного и ветхого жилья и появления системы преференций по содержанию жилья в обмен на новые площадки.
Идей получилось неожиданно много. После тщательного анализа и широкого обсуждения специалистами и общественностью что-то станет реальностью, поскольку при подведении итогов совета прозвучало: главное, не перетерпеть сложные годы, а определить правильный курс.