Слово «Росреестр» стало входить в обиход россиян с 2008 года, эта важная государева структура с полным официальным названием «Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии», ведающая вопросами недвижимости, давно была известна большинству дееспособного населения.
Елена Золоткова, нынешний руководитель Управления Росреестра по Томской области и главный государственный регистратор региона, попала сюда со студенческой скамьи. За полтора десятилетия работы в разных должностях сумела вырасти в зрелого современного руководителя крупной организации и профессионала высокой пробы. Будучи гостем редакции «Томских новостей», Елена Григорьевна, молодая симпатичная женщина и интересная собеседница, с удовольствием отвечала на вопросы журналистов, открывая для наших читателей новые страницы и особенности сложного, отнюдь не скучного, но предельно интересного дела.
Полжизни за кадастр
– Если к вашей профессии применить подходящий эпитет, то какая она – героическая, романтическая, тяжелая, сложная?
– В первую очередь это ответственная работа. Ведь наша основная функция – регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Есть еще масса других функций, в том числе и государственный земельный надзор, и контроль за деятельностью саморегулируемых организаций, арбитражных управляющих… Но главное – собственность и иные вещные права на недвижимость. Ведь за каждым документом о праве на собственность стоят люди с их личными судьбами, кровными интересами и надеждами. Жилье вообще относится к основной потребности и является почти абсолютным приоритетом. К тому же с точки зрения материальной значимости любой объект недвижимости – вещь весьма дорогостоящая, и потому специалисты Росреестра за свои решения несут все виды ответственности. От дисциплинарной до уголовной.
– Вы представляли, куда вы идете после окончания Юридического института ТГУ?
– Если честно, то нет. 3 сентября 1998 года я пришла в свой первый рабочий день в учреждение, которое в этот день впервые открыло свои двери для заявителей. Вернее, новая служба на уровне Федерации была создана в рамках реализации Федерального закона 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который с большим количеством редакций и дополнений существует и поныне. Не было ничего. Не то что разработанных положений или методик – помещения нормального не имелось. Первый руководитель – Виктор Зуев, начав с подбора штатов и поиска офиса, открыл учреждение для заявителей как раз в день моего прихода. Так что карьера началась с работы справочной службы: сидела и консультировала граждан, которые сами приходили с круглыми глазами, не зная, что спросить, и я с такими же глазами, не зная, что им ответить.
Теснота страшная, списанная еще при царе Горохе мебель. Напротив меня сидели три IT-специалиста, бравых парня, а компьютер был один, и тот находился в приемной, так что они тоже не знали, чем им заняться. Первую зарплату сотрудники нашей организации получили через три месяца, перед Новым годом. Так что я заслуженный ветеран нашей службы от самих истоков!
– Ну а дальше-то было проще?
– Дальше был путь от простого специалиста до главного спецэксперта. В свое время мы проводили регистрацию прав и на предприятия как имущественные комплексы. Потом эту функцию в 2005 году передали в центральный аппарат Росреестра, и с тех пор имущество предприятий регистрируют только в Москве. Затем с 2006-го по 2012-й я руководила отделом регистрации ипотеки и договоров долевого участия в строительстве. Почти три года была заместителем руководителя управления, а с 9 декабря 2015 года меня назначили на должность руководителя.
Собственность требует учета
– А чем отличается нынешний Росреестр от изначального?
– Сегодня в аппарате 244 госслужащих, в основном это юристы, и 33 обслуживающих специалиста. Причем раньше персонала было значительно больше. Штатная численность сократилась на 35%, а функции, объемы работы и задачи возросли при сохранившемся уровне оплаты труда. Поэтому кадровая ситуация непростая – при таких условиях труда очень трудно удержать профессионалов. Но костяк организации, самое дорогое, что у нас есть, удается сохранять. Да и отношения среди сотрудников такие, что большинство тех, кто уходил, возвращаются ради коллектива, а те, кто приходит впервые, быстро осваиваются в дружеской среде. Средний возраст специалистов около 40 лет. В основном это женщины. Работа весьма кропотливая – документы! Не каждый мужчина выдержит, потому и не можем мы к себе их завлечь. Даже красивыми женщинами-коллегами.
– Давайте о вечном интересе поговорим – об институте собственности. В советское время она была только личной, лишь в 1990-х годах появилась частная собственность. Сложился ли этот институт? Достаточно ли правовой базы, чтобы люди не боялись за свое имущество?
– Однозначно. Вряд ли кто отнимет нашу собственность. Думаю, что институт частной собственности не только сложился, но и развивается. В гражданском законодательстве есть нормы, которыми закреплено понятие недвижимого имущества и определены объекты, которые к таковому относятся. Не так давно к ним отнесли объекты незавершенного строительства. А с нового года к недвижимости будут относить машиноместа. На кадастровый учет они не могли быть поставлены по ряду признаков. Объект недвижимого имущества, который ставят на кадастровый учет, – все, что неразрывно связано с землей, имеет свои границы и уникальный идентификационный номер. Вот сегодня машиноместо номера кадастрового не имеет. Теперь же их признают недвижимостью, и они смогут быть поставлены на кадастровый учет. Значит, владелец сможет оформить на него права.
– В этом смысле наша система учета лучше или не очень, чем в других странах?
– Конечно, везде есть свои нюансы. В истории нашей страны был 70-летний период, когда частная собственность отвергалась, а в других странах указанный институт последовательно развивался. Но, начав фактически с нуля, мы свою систему не только быстро создали, но и вывели на конкурентный уровень. Вобрав в себя лучшие практики, сегодня мы занимаем 10-е место в мире по развитости системы учета недвижимости, опередив при этом такие развитые страны, как США, Китай.
Разрыв шаблона
– 15 июля вступили в силу новые поправки в закон, отменяющие выдачу свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и часть общества встретила это изменение неоднозначно.
– Да, знаю, не все восприняли позитивно тот факт, что больше не будет выдаваться привычная бумажная версия свидетельства о государственной регистрации. Вместо этого документа будет выдаваться выписка из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Но не нужно опасаться. Выписка будет содержать всю необходимую информацию, и, по большому счету, какая разница, как называется документ: свидетельство или выписка? Никакой! Прежний документ обладает той же силой, их никто не изымает. Выписка подтверждает, что на указанную в ней дату выдачи за определенным лицом зарегистрировано право на конкретный объект недвижимости, о чем в ЕГРП в этот день сделана регистрационная запись под соответствующим номером. К тому же документ можно получить как в бумажном, так и в электронном виде. Кстати, с каждым годом становится все больше заявителей, которые предпочитают получать услуги посредством электронных сервисов. Можно, не выходя из дома, подать заявление на регистрацию прав на свое имущество, имея электронную цифровую подпись (ЭЦП) для физических лиц. По результату оказания услуги о регистрации прав на личную электронную почту приходит выписка из реестра с ЭЦП регистратора, кстати, и госпошлина меньше на 30%. А не хотите в электронном виде, тогда бумажный вариант придет по обычной почте, в конверте. При помощи электронного сервиса любой гражданин, даже не имея ЭЦП, но зная характеристики объекта, как минимум может зайти на портал и посмотреть сведения о правообладателе любого объекта. По объектам информация носит открытый характер. Закрытой является информация о правах отдельного человека: не зайдешь и не посмотришь, какая у Иванова собственность.
– Как может обычный гражданин оградить себя от мошеннических действий с его недвижимостью?
– От мошенничества оградят поправки, которые были внесены в закон ранее. Если есть сомнения, то гражданину можно обратиться к нам с заявлением, чтобы без его личного участия никакие сделки с его объектом не совершались.
На самом деле реестр для всех закрыт, за исключением специалистов.
– И даже нотариус не может войти?
– Нотариус по запросу может получить нужную ему информацию по системе межведомственного электронного взаимодействия, причем в течение рабочего дня.
– А если злоумышленники – хакеры?
– Ведомство гарантирует, что система надежно защищена. Тем более со следующего года вступает в силу очень объемный нормативно-правовой документ – Федеральный закон №?218-ФЗ «О регистрации недвижимости», который предполагает объединение двух ранее отдельных процедур – регистрации прав и кадастрового учета. Две информационные базы будут объединены в одну, следовательно, будут меньше уязвимы.
– А сведения об объектах в них могут не совпадать?
– Могут. Но с 2011-го мы с филиалом кадастровой палаты провели огромную работу по гармонизации и верификации сведений наших баз. В результате по Томской области по объективным причинам не сопоставлены сведения только о 179 земельных участках и около 2 тыс. по объектам капитального строительства (ОКС). Сопоставить сведения об указанных объектах мы не можем без участия заявителей, о чем мы их уведомили. Из общего массива сведений – 227?663 участков и 532?353 ОКС, процент несопоставленных сведений минимален, и он не мешает нам перейти на Единый реестр недвижимости.
– Если объект бесхозный, брошенные коммуникации, например. Бывает?
– Бывает, но тогда по решению суда объект оформляют как бесхозный, и он переводится в собственность муниципального образования.
– Можно ли безнаказанно изменить границы земельного участка без оформления прав в установленном порядке?
– Конечно же, нет! За самозахват земли предусмотрена ответственность. Одна из функций управления – государственный земельный надзор. И если в рамках надзора состоится плановая либо внеплановая проверка и будет установлен факт нарушения правил землепользования, гражданину будет назначен штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а юридическому лицу от 100 тыс. до 200 тыс. Но штраф может заплатить и тот горе-владелец, который не использует участок по целевому назначению более 3 лет. Таким гражданам, чтобы избежать санкций, надо просто прийти в Росреестр и подать заявление о прекращении прав на участок.
– Если регистратором в Росреестре совершена ошибка, то несет ли он ответственность?
– Если регистратор что-то нарушил и факт установлен, то как минимум дисциплинарную, а максимум – уголовную. Но лицо, понесшее убытки от действий специалиста, может и иск о возмещении ущерба предъявить. Такой случай у нас был, но суд отказал заявителю в удовлетворении иска и признал наши действия законными.
– А бывают ли случаи регистрации прав по поддельным документам?
– Допускаю. Дело в том, что мы наделены полномочиями только по проведению правовой экспертизы, в пределы которой не входит установление подлинности подписей на документах. Не единожды были ситуации, когда мы в процессе правовой экспертизы устанавливали факт поступления поддельных документов-доверенностей, документов органов технического учета. По указанным фактам материалы передавались в правоохранительные органы, но ни одного факта возбуждения уголовных дел после этого не последовало. Заявители, подавшие подозрительные документы, когда им звонят и говорят, что представленные документы вызывают сомнения на предмет их подлинности, тут же подают заявление о прекращении регистрации и исчезают. Не так давно был случай, когда по поддельной доверенности у гражданина увели объект, и только благодаря тому, что он узнал об этом, что называется, по горячим следам, заказав на объект выписку из реестра, смог оперативно в судебном порядке наложить арест и вернуть имущество.
– А какую недвижимость сейчас больше покупают?
– Жилье, конечно. Этот вид недвижимости всегда будет самым востребованным.
– Часто ли наши люди продают землю? Или ее уже не осталось в обороте?
– Почему не осталось? Продажи идут стабильно, каждый день. Одни продают, другие покупают. Земля первична, все иные объекты на ней расположены, и продать здание, сооружение или иной самостоятельный объект без земли невозможно.
Счастье земное и неземное
– Что вас радует как руководителя?
– Радует, что не стало очередей для подачи документов. Многие, думаю, помнят еще те времена, когда для того, чтобы сдать документы на регистрацию, нужно было занимать очередь с раннего утра. Теперь более 90% территории Томской области охвачены сетью МФЦ. Только в Томске четыре отдела МФЦ. Комфортно, на текущий день можно записаться и даже домой приедут и примут документы, если не хотите идти лично. Отрадно, что значительно сокращены сроки регистрации. Если раньше не меньше месяца, то теперь в среднем шесть дней. А по жилой ипотеке так вообще от одного дня до пяти. Если за гражданина документы подает нотариус через электронный сервис, то срок регистрации составит всего один рабочий день. Сократились и сроки постановки объектов на кадастровый учет. Радует появление межведомственной системы взаимодействия. Прекрасно налажено взаимодействие с Пенсионным фондом, миграционной службой, налоговой инспекцией, службой судебных приставов. Оперативно получаем необходимую информацию.
Счастлива, что у меня интересная и благодарная работа.
– А что радует как человека, женщину?
– Как и любую женщину, меня радуют успехи ребенка, внимание и забота. Очень люблю путешествовать с семьей. У нас потрясающе красивая страна! Поэтому летом отдыху на море предпочитаем путешествия по России. Люблю водить машину, за рулем более 15 лет. В Томске тоже не скучаем: по выходным и вечерами активный отдых – бассейн, велосипед, зимой – лыжи.
– Чем балуете мужа и сына за столом?
– Для моих любимых мужчин главное за столом в обед – наличие первого. На второе с удовольствием едят все, что приготовлю. Сын очень любит выпечку и лазанью.
– Ну а ваши интересы учитываются?
– Конечно, я ведь у них одна.