Елена Смирнова
Фото: Артем Изофатов
Дедморозили и снегурили в редакции «Томских новостей»:
- Андрей Сидоров, председатель Томского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, заслуженный артист России, актер Томского областного театра драмы
- Владислав Хрусталев, актер Томского областного театра драмы
- Юрий Орлов и Олеся Кондратьева, актеры театра куклы и актера «Скоморох»
- Вероника Цай, солистка Томской областной государственной филармонии
- Сергей Иванов, актер Северского театра для детей и юношества
- Дмитрий Вершинин и Лина Воробьева, аниматоры детского праздничного агентства «Весело»
Вот ведь как бывает: Новый год – один, а Дедов Морозов и Снегурочек – много. И все без исключения красивые, добрые, колоритные… Настоящие! Ну и как тут выбрать одного-единственного и непременно самого лучшего?
Накануне любимого праздника мы надумали провести слет новогодних волшебников в редакции «Томских новостей». Уж очень много вопросов накопилось к этим парочкам. За бокалом шампанского гости без утайки выдали нам секреты новогодней конкуренции, рассказали о том, почему Снегурочке не нужна диета и как поступят два Деда Мороза, встретившись на одной дорожке.
«Анну Снегину» заказывали?
– Каждый год, 31 декабря, ко всем людям приходит счастье: впереди ночь в компании оливье и шампанского, получение подарков и целая неделя ничегонеделания. И только Дед Мороз взваливает на плечи мешок, берет посох и заступает на новогоднюю вахту. Какое уж тут веселье…
Дмитрий Вершинин:
– Да что ты, внученька (обращается к обозревателю «ТН» Елене Штополь. – Прим. ред.)! Для нас со Снегурочкой это двойное веселье: сначала развеселить себя, потом – всех вокруг.
Андрей Сидоров:
– Особенное веселье наступает, когда ребенок читает стихи уже минут 15. И сам он по счету 515-й! (Улыбается.)
Сергей Иванов:
– Сейчас, кстати, наметилась тенденция декламировать Дедушке Морозу целые поэмы. Раньше как было: рассказал ребенок четверостишие, получил подарок и рад. А сейчас вышел со своим стихотворением и плевать ему, что за ним в очереди еще 200 детишек.
Лина Воробьева:
– На самом деле это проблема родителей, а не детей. Разучивая с ним стих побольше да поцветастее, мамы и папы хотят показать: «Мой ребенок самый лучший и талантливый!» А он и так самый лучший, по определению!
Юрий Орлов:
– Да гештальты они свои отрабатывают! Наверное, им Дед Мороз в детстве не дал прочитать до конца «Анну Снегину»…
– Можете отметить топ-5 стишков или песенок, которыми вас радуют детишки? «В лесу родилась елочка», наверное, на первых позициях будет?
Юрий Орлов:
– Вот уж нет! Сейчас «Елочка» не в тренде. Если ты опустился до этой песни и ничего больше не можешь спеть-рассказать, значит, что-то с тобой не так. Во всяком случае, никакого авторитета в хороводе после такого к тебе точно не будет.
Олеся Кондратьева:
– Популярных и всем известных названий в этом рейтинге точно нет. Бывает, что подряд звучат одни и те же четверостишия про Новый год, которые мы лично слышим первый раз в жизни. Уж не знаю, где ребята их берут: в детском саду такие раздают или «Гугл» в помощь…
– С чем можно сравнить этот безумный новогодний марафон?
Владислав Хрусталев:
– С Олимпиадой! Потому что за 14 дней тебе нужно выложиться по полной программе.
Юрий Орлов:
– А вообще Новый год для нас наступает с того момента, когда из шкафа извлекаются борода, костюм (в лучшем случае постиранный с прошлого года) и посох. Потом все это хозяйство наутюживается, приводится в парадный вид и занимает почетное место на вешалке. У Снегурочек примерно такая же программа.
– На диету перед Новым годом Снегурочка, как истинная женщина, садится, чтобы быть самой красивой на этом празднике?
Дмитрий Вершинин:
– Вот уж это лишнее. Снегурочка за время утренников и новогодних балов так наскачется и натанцуется, что все калории сами собой сгорят. А Деду Морозу вообще тощим быть противопоказано! Хотя… Для новогоднего волшебника что главное: авторитет, душа и красивая Снегурочка.
– Если подумать, хорошая работа у Дедушки Мороза – сутки через 364! Оттрубил ударно день да ночь и на целый год свободен…
Дмитрий Вершинин:
– Стоп-стоп-стоп! Новогодняя ночь – это когда нашу работу видно. А потом на следующий праздник заряжаться нужно в течение года – бороду сушить, подарки для всех придумывать…
Лина Воробьева:
– Снегурочке тоже не легче. Сани летом готовить, лошадей кормить. Их у Деда Мороза целый табун – чтобы всех ребятишек объехать-поздравить.
Шуба, борода, мешок… селфи-посох!
– В каждой профессиональной среде есть не только цеховое братство, но и конкуренция. Как Деду Морозу доказать, что только он сделает самый лучший праздник?
Юрий Орлов:
– Лично я в новогоднюю страду конкуренции не ощущаю. Если встречу коллегу-Мороза, только обрадуюсь. Не бывает у нас ревности, как у девочки, которая увидит в городе другую девочку в точно таком же платье. Во всяком случае, встретившись на одной дорожке, с посохами друг на друга Деды Морозы точно не накинутся.
Владислав Хрусталев:
– Да и пересекаемся мы не так часто. У всех школа, детский сад, семья, взрослый коллектив, где из года в год ждут именно тебя. Деды Морозы поделили город на районы, каждый хозяйничает на своей территории.
– С другим волшебником, Санта-Клаусом, у Деда Мороза приятельские отношения или конкуренция?
Владислав Хрусталев:
– Санта-Клаус – продукт другой культуры, нашей стране он чужд. Так что до международных конфликтов дело не доходит. Это не его район!
Олеся Кондратьева:
– Да и разве Санта-Клаус нашему Дедушке конкурент? Что у него есть? Посоха нет, Снегурочки нет. Даже конями за столько времени не разжился! А у нас их сразу три – декабрь, январь и февраль.
– Средний возраст российского Деда Мороза – 33 года, а Снегурочки – 27 лет. С чем связано такое стремительное омоложение любимых новогодних волшебников?
Юрий Орлов:
– С тем, что Снегурочки чаще врут. Заметьте, после 35 лет всем женщинам резко становится снова семнадцать.
Дмитрий Вершинин:
– А Дедушка на морозе лучше сохраняется. Факт!
– Если сравнить прежнее и современное поколение Дедов Морозов, сколько отличий можно найти?
Юрий Орлов:
– Не так уж и много. Какие бы времена ни стояли за окном, Дедов Морозов объединяет одно: они всегда добрые, классные, настоящие!
Дмитрий Вершинин:
– И всегда идут в ногу со временем. Если нужен посох – будет посох. Если нужна селфи-палка – будет селфи-палка. Если нужен посох, но есть только селфи-палка – будет селфи-посох!
То ли шут, то ли Дед Мороз…
– Каждый ли может стать Дедом Морозом и Снегурочкой?
Лина Воробьева:
– Надеть шубку, кокошник, бороду, закинуть за плечи волшебный мешок может абсолютно любой человек. Но подарить детям, да и взрослым тоже, нужные эмоции получится не у каждого.
Юрий Орлов:
– А я не согласен. Вот представьте: сидят пять человек в пустыне, страдают: «В России-то сейчас Новый год!» И вдруг кому-то в голову приходит здравая мысль. Он делает бороду из пены для бритья, натягивает два носка на руки, еще один – на голову. Пока никто не видит, выпиливает из баобаба лошадку в подарок. А потом в этом совершенно дурацком дедморозовском костюме поздравляет товарищей с Новым годом. Настоящий это Дед Мороз или шут гороховый? Он ведь функцию свою выполнил: людей с праздником поздравил и сделал для них маленькое чудо.
– Вы не обращали внимания, в каком возрасте у детей впервые закрадывается подозрение: «Дед Мороз-то ненастоящий»?
Андрей Сидоров:
– Мне кажется, в этом случае правильнее говорить не про доверие, а про веру. Звонит мне однажды в десятых числах января женщина и просит приехать поздравить ее сына. Я говорю: «Да какой же Дед Мороз может быть? Весна на пороге». Она настаивает: «У нас на новогодние каникулы поездка выпала, поэтому припозднились». Ладно, хотите – будет вам Дед Мороз. Встречает меня парнишка лет одиннадцати. Часа полтора мы с ним общались, смотрели фотографии. Он поверил, что я – Дед Мороз, а я поверил, что он – маленький. Вот что это за магия такая возникла?
Юрий Орлов:
– Наверняка есть какой-то среднестатистический возраст, когда ребенок перестает верить в существование Деда Мороза. Другое дело, как долго он хочет играть в эту игру. Проверено на моем сыне. Каждый год он видел, что в определенное время у нас в квартире появляется вполне узнаваемый костюм с бородой, который я периодически надеваю и куда-то ухожу. При этом он писал письмо Деду Морозу и ничто в его картине мира не рушилось. Круг «Дед Мороз настоящий – папа-Дед Мороз – Дед Мороз настоящий» для него был замкнут. Но однажды на мой вопрос о том, написал ли он новогоднее письмо, сын мягко дал понять, мол, мы-то знаем, кто у нас Дед Мороз. И озвучил свое желание.
Вероника Цай:
– Аналогичная история с моей десятилетней дочерью. Уже в течение нескольких лет она меня подначивает: «Дед Мороз ведь не существует?» Но при этом каждый год накануне праздника я нахожу в морозилке письмо Дедушке. Главное, не разрушать сказку до тех пор, пока ребенок сам хочет в нее верить. Для сына, который ходил на все новогодние представления в филармонию и видел, как мама переодевалась в Снегурочку, я придумала такую версию. Дед Мороз существует, но весь год он, как и все мамы и папы, ходит на работу, в волшебника превращается только в праздник. А поскольку ребятишек много и поздравить нужно всех, Дедушка Мороз взял себе помощников.
…и хор пошатнулся
– Самое неожиданное разоблачение?
Олеся Кондратьева:
– Это была моя первая елочка на квартире. Папа девочки Кати встретил нас с Дедушкой на лестничной площадке, отдал подарки, рассказал, какую песенку с ней спеть. Все шло по сценарию, пока девчушка, хитро прищурившись, не спросила: «Дедушка, а откуда ты знаешь, что меня Катей зовут?» «Я же волшебник, я знаю, как всех людей зовут», – понадеялся легко отделаться коллега. И тут Катеньку понесло: «А папу моего как зовут?» Это было просто – мы же с ним на площадке познакомились. «Если ты настоящий, должен знать, как маму зовут. И бабушку. И собачку нашу». На этом вопросе у Дедушки нервно задергался глаз. От полного разоблачения спас папа. Он активно артикулировал нам за Катиной спиной.
– Забавных случаев тоже хватает?
Андрей Сидоров:
– Был это год эдак 1995-й. Прихожу в садик на смотрины: «Я артист театра драмы, могу провести для вас утренник». Воспитательницы в ряд сели, как мэтры на вступительных экзаменах в театральный: «А петь вы умеете? И сплясать сможете? А теперь загадывайте нам загадки, как будто мы – это дети». В общем, прошел я этот конкурсный отбор. Утренник назначили на четыре часа дня. А в шесть вечера у меня начиналась елочка для взрослых на другом конце города.
Пока родители собрались, пока дети в костюмчики нарядились, как раз шесть вечера наступило. Ну, думаю, придется работать экспресс-методом: пару песенок споем, подарки раздам и помчусь. Да где уж там! Только я рот открыл, выходит малой на сцену и заявляет: «Я здесь главный волшебник. А ты, Дед Мороз, спи». Я пытаюсь разрулить ситуацию: «Давай, волшебник, подарки ребятам раздадим, потом и спать будем». Но парнишка несговорчивый оказался. И воспитательница мне шепчет: «Спи, Дед Мороз, так по сценарию задумано».
Пока я «спал», дети полуторачасовой спектакль «Золушка» показали. Когда малой меня «разбудил», я опять ринулся подарки раздавать. Не тут-то было! Сначала по сценарию дети хоровод водили, потом стихи читали, потом фотографировались со мной. Словом, ни песни мои, ни танцы, ни загадки не пригодились. Освободился я только в девятом часу вечера. Корпоратив в самом разгаре, всем уже и без меня было хорошо. Так что не всегда Дед Мороз приходит вовремя.
Владислав Хрусталев:
– У меня тоже в детском саду забавная история вышла. Водим с ребятней хоровод, песенку про елочку распеваем. И все бы ничего, вот только один мальчик вместо буквы «ш» «х» выговаривал. А пел при этом громко и с чувством: «Везет лохадка дровеньки, в дровнях старичок. Срубил он наху елочку под самый корехок». Из последней фразы, сами понимаете, что получилось. На этих словах наш хор пошатнулся.
– В современных фильмах зачастую Дед Мороз – абсолютно пьяный персонаж, которого тащит на себе бедная Снегурочка. Действительно без алкоголя дело не обходится?
Андрей Сидоров:
– Была у меня памятная история на втором курсе театрального училища, когда старшекурсница позвала меня за компанию корпоратив провести. Дедморозили мы в кабаке. До 12 ночи все нормально было, а после курантов началось: «Посиди с нами, Дед Мороз». Я за час поздравил все столики. Естественно, за каждым настойчиво предлагали бокал шампанского.
Проснулся я в какой-то подсобке, часов в пять утра, напротив Снегурочка сидит, меня караулит. Больше 30 лет прошло, с тех пор такого Нового года у меня ни разу не было.
В последнее время другая ситуация часто возникает: тебе дверь открывает не ребенок, а уже начавший отмечать праздник папа. И сразу: «Пойдем, Дед Мороз, за стол!» – «Подождите, надо же сначала ребенка поздравить» – «Ой, да потом ты ему этот подарок вручишь!»
– А что хотели бы получить в подарок на Новый год сами Дед Мороз и Снегурочка?
Сергей Иванов:
– Трогательный случай у меня был. Сижу в машине в костюме, и тут ко мне мальчик радостный бежит: «Дед Мороз! Дед Мороз!» Я запаниковал: еду с работы, подарить мне ему нечего. А он выдает: «Дедушка, ты мне всегда разные подарки даришь. Теперь я хочу тебя поздравить». И протягивает мне открытку и четыре конфетки. Она у меня до сих пор хранится.
Олеся Кондратьева:
– А вообще Дед Мороз и Снегурочка такие же люди, как и все. И от Нового года все ждут одного и того же – чуда!