Есть билет на балет?

О монетизации проездных и о закопанных ремонтах

Начало года в Томске неизбежно сопряжено с транспортными проблемами. Причем как тактического, так и стратегического характера. То власти в январе – феврале задумают поменять схему автобусных перевозок, то затеют большой передел, решив отобрать бизнес у одних перевозчиков и продать его другим. Тем самым убив сразу двух зайцев – напомнить частнику о страхе господнем и заодно пополнить скудный (а он иным не бывает) городской бюджет. Про такие мелочи, как очередное повышение цен на проезд, мы и не говорим. Хотя и они при всей своей неизбежности сопровождаются думскими баталиями и словесными мантрами – «только при повышении качества перевозок». Ни в какое улучшение никто давно не верит, но ведь и в черную кошку никто не верит, а плевать через левое плечо нам это не мешает.

Приличные люди дома сидят, телевизор смотрят

Конец 2022-го – начало 2023-го даже на таком фоне выглядит нестандартно. Для начала областная дума проголосовала за отмену ЕСПБ. Это единые социальные проездные билеты, если кто не в курсе. Льготу предложено заменить денежной выплатой. С такой инициативой выступил областной департамент соцзащиты.

Проездной предложили заменить денежной выплатой. В 280 рублей. Килограмм печенья типа «Земляничное». Или, при нынешних ценах (которые вот-вот вырастут – мэрия отложила этот процесс на февраль), шесть поездок в маршрутке туда-обратно каждый месяц. Зато для всех. Включая инвалидов, десятилетиями не выходящих из квартир.

– Например, ветеран труда получал ежемесячно 400 рублей. С 1 января 2023 года он будет получать 680 рублей. Если мы говорим о человеке, которого необоснованно репрессировали, то он получал 300 рублей, значит, с нового года он будет получать 580 рублей. Пенсионеры, которые не имеют льготных категорий, получали 200 рублей, а будут – 480 рублей, – пояснила Марина Киняйкина, до недавнего прошлого начальник департамента, а сейчас еще и и.о. заместителя губернатора.

По ее мнению, новый порядок имеет ряд преимуществ: так, теперь льготой сможет воспользоваться больше людей.

– На сегодняшний день в девяти муниципальных образованиях ни один из перевозчиков не заключил с нами соглашения о перевозке льготных категорий граждан по ЕСПБ. В Томске с нами заключено соглашение только трамвайно-троллейбусным управлением.

Маршрутный транспорт в этой схеме не участвует, пояснила Киняйкина. В итоге, по ее расчетам, охвачено льготой только около 5% тех, кто имеет на нее право.

И это еще без учета того, что не всем льготникам электротранспорт по зубам…

Недоступная комфортная среда

Как-то раз я спросила у одного депутата (в целом вполне здравого человека), а нужно ли нам такое количество маршруток, специально оборудованных для перевозки колясочников? Возмутился он так, будто я предложила ему лишить инвалидов дееспособности. Между тем за минувшие с тех пор четыре-пять лет я НИ РАЗУ не видела в маршрутках взрослых людей в колясках. Папу с девочкой-подростком (ДЦП, судя по всему) иногда вижу. Одних и тех же. Все.

Давайте признаем наконец: невозможно по нашим улицам доехать на коляске до остановки. И как вы прикажете забираться в маршрутку колясочнику, если туда и относительно здоровые люди не могут забраться в силу переполненности автобуса? В троллейбусах посвободнее, но и там спинальников что-то не видать.

Слово «относительно» здесь не случайно. Потому что между людьми с ОВЗ и условно здоровыми есть большая прослойка тех, кто до инвалидности пока не дохромал, но пользоваться трамваями и троллейбусами ему уже не под силу. Артриты, артрозы, разнообразные заболевания позвоночника, просто старческая немощь… Когда-то при «совке» на каждой трамвайной остановке была платформа, с которой в вагон можно было зайти не напрягаясь. За давностью лет они рассыпались, а новые… новые никто не делает. Где-то похуже, где-то получше, но в целом – недоступен малоподвижным людям электротранспорт. И если на Томске-1 еще как-то можно забраться, то площадь Батенькова лично для меня недоступна уже лет пять. Даже и близко не подхожу – один стресс.

У троллейбусов еще одна песня. Почему-то последние годы они перестали подъезжать к поребрику (он же бордюр), предпочитая останавливаться прямо по ходу движения. Как-то раз с огромным трудом забралась в салон – сейчас уже и не пытаюсь – и спросила, почему троллейбус не подруливает к бордюру. Возмущению двух дам – водителя и кондуктора – не было предела: «Это что вам, такси?! Как он подъедет?!» Как-как… так же, как подъезжал всю жизнь. Как сейчас подъезжают в Москве и Питере, в других городах.

Есть у этой проблемы и еще одна сторона. Возле каждой остановки зимой образуется гладкий ровный ледовый накат примерно метр-полтора шириной. Поскользнуться на нем – как раз-два. При этом неминуемо скатываешься ногами прямо под зад- ние колеса. А водитель тебя не видит! Как-то сама оказалась в таком жутком положении. Трясло потом часа полтора.

400 млн рублей – примерная цена «транспортных» выплат для 155 тыс. льготников.

Заройте наши денежки…

Наверное, теперь можно объяснить, почему информация о предстоящем ремонте трамвайных путей на пр. Кирова вызвала у вашей покорной слуги совершенно неадекватную реакцию – мне хотелось то ли зарыдать, то ли закидать инициаторов реконструкции гнилыми помидорами. Потому что трамвайные остановки на «бульваре» – пр. Кирова – единственные чуть ли не во всем городе обустроенные и удобные – с нормальными съездами для колясочников, с поднятой над тротуаром платформой, по которой ровненько заходишь в трамвай. Они красивые, наконец. Всего четыре года, как прошла полная реконструкция бульвара. Претензий тогда высказывалось немало. Но подрядчик в итоге ликвидировал все замечания, да и деревья, с которыми тогда обошлись не совсем корректно, стали отрастать. И вот это все опять… под отбойный молоток? И вам вот так-таки не жалко?

Читаю: «Администрация Томска совместно с городскими депутатами приняла решение увеличить в 2023 году субсидию для ТТУ. Средства (84,6 млн рублей) пойдут на выполнение ремонта трамвайного пути на всем участке проспекта Кирова: от здания по проспекту Кирова, 3б (остановка «Политехнический университет») до площади Кирова». Может, Кирова пока постоит? У нас других неотремонтированных участков в городе больше нет? Чтобы не разрывать недавно зарытое?

После долгого и героического сопротивления думского комитета по архитектуре городские депутаты таки проголосовали за уничтожение участка городского леса, примыкающего к поселку Геологов. Вместо замечательного островка природы, где (да-да, чадолюбивые демагоги) водятся и кандыки, и бурундуки, и редкие кукушкины слезки, а еще в урожайный год отсюда ведрами носят белые грибы, будет дорожная развязка. Новосибирские проектировщики предложили на месте леска построить транспортное кольцо, а в качестве компенсации… снять асфальт с участка дороги, которая испокон веку вела в Аникино. И засадить его елками-сосенками. Как думаете, что-нибудь вырастет?..

И да, речь идет о том самом участке дороги, который прошедшим летом был отремонтирован по проекту БКД за 1,8 млн рублей. Вы думаете, кто-то вернул деньги? Более того, вопрос хотя бы так стоял? Разумеется, нет.

* * *

На последнем в ушедшем году собрании городской думы ее спикер Чингис Акатаев напомнил муниципалитету о взятых обязательствах на конец 2021 года – разработать концепцию развития муниципального транспорта. Почему-то кажется, что и в 2023-м мы ее увидим вряд ли. И тем более полноценную программу, которая включала бы не только городской электрический транспорт, но и муниципальный автобусный.

– Пока же мэрия, как пожарный, бегает и «тушит пожары», когда соединяет несовместимое и решает возникающие как снежный ком вопросы. Но при этом пока не видно работы на перспективу, – констатирует спикер. – Сейчас же на рынке перевозок вакханалия. Количество жалоб томичей и случаи отмены контрактов этому прямое доказательство.

Добавим – не только мэрия. «Пожарные» вопросы, не решаемые на городском уровне, перетекают на областной. Оборачиваясь в том числе многомиллионными расходами бюджета.

Автор: Марина Крайнова
Рисунок: Сергей Кокорев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.