Этюды из жизни

Томская драма вновь стала площадкой для творческих экспериментов

Всю прошлую неделю на базе областного драматического театра работала лаборатория молодой режиссуры под названием «Двое». Для участия в новом эксперименте в Томск приехали выпускники режиссерского факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС): за несколько дней им предстояло вместе с местными мастерами сцены создать эскизы спектаклей по пьесам, написанным для двух актеров. Лучшие из показов в ближайшей перспективе войдут в основной репертуар томского театра драмы (ТТД).

Адреналин заказывали?

Приветствуя гостей, начальник отдела стратегического планирования и проектной деятельности областного департамента культуры Татьяна Зайцева отметила, что молодежный студенческий Томск любит все новое, нестандартное, интересное. И от итогов лаборатории «Двое» обладатели Пушкинской карты ждут незашоренного подхода в подаче театральных эскизов и, конечно же, невероятного полета фантазии.

По уже сложившейся традиции этот творческий проект реализуется при поддержке СИБУРа в рамках корпоративной программы социальных инвестиций «Формула хороших дел». Для томской драмы формат лабораторий далеко не нов. Например, целью подобного эксперимента в прошлом году был пересмотр стандартной схемы создания комедийного спектакля с предсказуемыми решениями и постановками. Результатом лаборатории ComedyUlёt стал спектакль «Король-олень» выпускницы-режиссера ГИТИСа Сойжин Жамбаловой. Сегодня эта постановка украшает афишу томского театра драмы.

– Любая театральная лаборатория – это всегда экстремальная практика для труппы, в которой соединяются энергия молодых режиссеров и опыт артистов, – заявляет главный режиссер Томского областного драматического театра Олег Молитвин. – Для артистов это еще адреналин и стресс в хорошем смысле слова и настоящая бездна творчества с непредсказуемым, но всегда интересным результатом.

По словам главного режиссера ТТД, в этом году формат лаборатории носит камерный, интимный характер. Вот почему местом творческих испытаний стала малая сцена театра.

– Она идеально для этого подходит, – подчеркивает Олег Молитвин. – Но это не значит, что здесь будет легче играть, чем на большой сцене. Ведь зрители находятся в шаговой доступности от артистов – они видят, горят у тех глаза или нет.

От комедии до драмы

Сотрудничество с ГИТИСом позволяет нашим театрам осваивать новые формы постановок драматических спектаклей на основе академической театральной школы. Такие эксперименты, считают участники лаборатории «Двое», очень полезны обеим сторонам. Для томского проекта молодые режиссеры – выпускники ГИТИСа отобрали широко известные пьесы отечественных и зарубежных авторов. Зрителю предстояло увидеть этюды по таким произведениям, как «Старомодная комедия» Алексея Арбузова (Раиса Тхагапсоева), «Фиктивный брак» Владимира Войновича (Марина Кикеева), «Малые супружеские злодеяния» Эрика Эммануила-Шмитта (Вероника Платонова), «Созвездия» Ника Пейна (Никита Кузин).

В творческой лаборатории «Двое» принимали участие молодые и опытные актеры томской драмы. Отбор на роли проходил не без помощи главного режиссера театра, знающего амплуа и возможности своих коллег.

– На самом деле мы все решения принимали в творческом диалоге, – констатирует Олег Молитвин.

Вход в закулисье

Рискуют ли режиссеры, тем более начинающие, соглашаясь на участие в столь непредсказуемых проектах? Насколько камерный материал способен дать простор их творческому самовыражению, ведь режиссерский эскиз – всего лишь абрис, зарисовка будущего спектакля в рамках 30–40-минутного действия.

– Это очень сложно, – признается режиссер эскиза № 4 Марина Кикеева, – тем более на малой сцене. Но мы все четверо просто счастливчики. Нам крупно повезло оказаться именно в этом театре и именно в этом городе. Восхищает, как тепло нас встречают и принимают, здесь все организовано и продумано для совместной работы. Олег Павлович и актеры сделали все, чтобы мы занимались только своим любимым делом.

По словам Марины Кикеевой, по ходу репетиций ей не приходилось делать существенных замечаний Владиславу Хрусталеву и Татьяне Темной, потому что она взаимодействовала с профессионалами, которые моментально включались в работу, как только оказывались на сцене.

– А мне очень понравились Екатерина Мельдер и Данил Дейкун. Они доверились мне и сразу же стали репетировать, много предлагая по ходу, пробуя какие-то фишки. И это притом что за короткий срок им предстояло освоить достаточно большой объем литературного материала. Но они активно бросаются в работу, – оценивает своих актеров Вероника Платонова.

– Для работы мы взяли разноплановые пьесы, – подключается к разговору коллег Никита Кузин. – И разновозрастные. Например, я ставлю этюд современного английского драматурга Ника Пейна «Созвездия». Там два героя – мужчина и женщина. Это пьеса о большой любви и трагедии, но самое главное – желание с этой трагедией справиться. Зритель увидит различные хитросплетения. Там интересная драматургическая структура, говорить об этом можно много, но это надо приходить и смотреть.

По словам выпускников ГИТИСа, для них это не первая лаборатория. Подобным составом они уже работали в Тамбове, где ставили постановки для подростков. Практически у всех имеются и самостоятельные спектакли. Например, у Вероники Платоновой в Ярославском ТЮЗе имени Розова идет пьеса «Кабанчик». Сразу пять спектаклей режиссера Никиты Кузина представлено в репертуаре Пензенского областного драматического театра. Но самой успешной из всей четверки оказалась заслуженная артистка Республики Калмыкия Марина Кикеева, за плечами которой около двух десятков постановок на столичных подмостках. А Раиса Тхагапсоева только начинает пробовать себя в режиссуре.

Маска как космос

В то время пока четыре дуэта оттачивали рисунок своих эскизов, незанятая часть труппы тоже не скучала. Для них режиссер-педагог ГИТИСа Александр Коручеков провел авторский мастер-класс «Работа актера с маской».

– У наших артистов появилась уникальная возможность почерпнуть новые знания, – отмечает Олег Молитвин. – Потому что сегодня мало кто владеет подобными тайнами.

С ним полностью согласен приглашенный гость из Москвы, который считает, что работа с масками является отдельным направлением театральной деятельности.

– Это мой любимый космос, – признается Александр Анатольевич. – Это определенная актерская техника, идущая от старинных театров Эллады и Древнего Рима. А потом до XVI века была пустота. Новые драматурги, артисты, профессиональные труппы сначала появились в Италии и что-то такое придумали, что дало мощный толчок, и театры маски распространились по всей Европе. Шекспир, Лопе де Вега, Сервантес, Кальдерон. Все гении! Через десять лет засветился Мольер.

По словам московского режиссера, театр маски – это прежде всего взаимодействие артиста со зрителем и взаимодействие актеров друг с другом. В России технология работы с масками пока недостаточно исследована, хотя некоторые режиссеры используют ее в своих постановках. Например, Николай Рощин из Александринки. Возможностей, утверждает Александр Коручеков, у этой техники предостаточно. Причем не только для артистов площадного, масочного театра, но и академического, психологического театра.

Его секреты и правила помогают устанавливать тесную связь с залом практически на любом спектакле.

По словам педагога ГИТИСа, ему было интересно работать с томскими актерами. Ребята оказались внимательными, отзывчивыми и за короткое время постарались впитать в себя новую информацию.

Ставка на «Фиктивный брак»?

В прошедшее воскресенье на суд томской публики четыре режиссера представили четыре эскиза – четыре совершенно разные и очень интересные истории из жизни молодых и не очень людей. Ценители театрального искусства получили возможность увидеть таинство рождения мини-спектаклей. После каждого этюда они могли пообщаться с молодыми режиссерами и актерами. Здесь же свои первые замечания высказывали молодые театральные критики Виктория Спасенова и Елизавета Боровикова.

А затем все зрители дружно голосовали за просмотренные этюды. Томская публика отдала предпочтение эскизу режиссера Марины Кикеевой. На втором месте работа Вероники Платоновой, далее следуют эскизы Никиты Кузина и Раисы Тхагапсоевой. Теперь остается только ждать появления в афише ТТД новых спектаклей от режиссеров – выпускников ГИТИСа.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Сергей Захаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + восемнадцать =