Томская фристайлистка Екатерина Столярова может пропустить соревновательный сезон из-за проблем со здоровьем и разногласий с тренерским штабом и, учитывая правила отбора, рискует не попасть на Олимпиаду в Сочи. Спортсменка не присутствовала на трех летних подготовительных этапах из-за скандальной истории, о которой, по ее словам, тренеры сборной пытаются умолчать, а сейчас находится вне расположения главной команды из-за болезни.
Проблемы у Столяровой начались в конце марта. С тех пор на сайте Федерации фристайла России, который обычно оперативно сообщает обо всех новостях, бедах и достижениях членов сборной, не появилось ни одного сообщения о неприятностях лидера российской женской команды. Из-за проблем со здоровьем к полноценным тренировкам на снегу Екатерина сможет приступить только в январе. В результате у нее останется лишь два небольших шанса побороться за свое право быть в сборной страны и отстаивать честь региона на Играх-2014. Почему рушатся надежды томского фристайла?
Травма с шестом
Во время мартовского чемпионата России главный тренер сборной по фристайлу Алексей Покашников попросил Екатерину Столярову и еще одну спортсменку поучаствовать в съемках телепроекта с рабочим названием «Двойной обмен», посвященного Играм в Сочи. Причем, говорит Екатерина, попросил достаточно настойчиво:
– Он несколько раз подходил, говорил, что это очень нужно, будет на пользу и федерации, и мне, и всем-всем. После некоторых колебаний я согласилась.
Замысел авторов проекта предполагал своеобразный обмен между представителями летних и зимних видов спорта. Столяровой предстояло обучать фристайлу легкоатлетов, а самой прыгать с шестом. В первый же день съемок спортсменка получила разрыв сухожилий голеностопного сустава.
– Прыгуны с шестом перелетают через планку и приземляются на спину, – объясняет Екатерина. – А у меня сработало подсознание, и я приземлилась на ноги. Мат мягкий, кроссовки обычные, подошва провалилась и нога подвернулась. Хруст был чуть ли не на весь стадион, я, хромая, дошла до скамейки, посмотрела на ногу – а она огромная и продолжает раздуваться. Минут через 15 уже не могла на нее наступать.
Спортсменка и вся съемочная группа были в панике. Во-первых, не известна серьезность травмы, во-вторых, съемки надо заканчивать: на следующий день предстояла вторая часть, лыжная. Покашников на съемки по каким-то причинам не приехал. Столяровой сделали рентген, который показал, что кости целы, и она согласилась закончить съемки, почти не вставая на лыжи, а лишь появляясь в кадре.
«Восстановление» в Канаде
О травме Столярова сразу написала московским врачам, но, когда приехала на обследование, услышала: «Ты вообще нормальная? Пришла на костылях, чтобы допуск не получить?» Обследование все же провели.
– Сказали, что повреждена связка и нужна госпитализация, а потом – 4–6 месяцев восстановления. Закатали ногу в гипс, дали койку – и все, – рассказывает Екатерина. – Тренер нашей команды по могулу, канадец Стив Фиринг, узнал об этом только 13 апреля, хотя меня положили в больницу 6-го. Причем ему доложили, что я самовольно ездила на «какие-то съемки».
Через две недели предстоял отъезд на общий сбор в Канаду. Перед этим всем спортсменам нужно было получить допуск от спортивного диспансера ФМБА. Столярова еще толком не могла передвигаться без костылей, поэтому о допуске не могло быть и речи. Но ее почему-то тоже повезли в Канаду, пообещав восстановление в современной клинике.
– На недавнем тренерском совете Екатерина неоднократно спрашивала: «Кто сказал, что у меня был допуск?», – рассказывает мама и тренер спортсменки Марина Столярова. – А они отвечали, что «это уже дело прошлое, тебе бы сейчас со своими проблемами разобраться». Отправить спортсменку на сборы без допуска – грубейшее нарушение! А ее не только отправили, но и назначили процедуры, которые категорически противопоказаны в острый период заболевания, когда нога еще опухшая. Плюс у всех спортсменок были тренировки на разные группы мышц, Катя же только ходила по бассейну и делала упражнения на верхнюю часть тела в тренажерном зале. И так два месяца.
Все-таки не готова
В середине июля предстоял новый сбор, в Сочи, посвященный общей физической подготовке. Екатерина начала потихоньку бегать, но со всеми нагрузками нога справляться не позволяла. «Ты физически не готова к следующим сборам, мы тебя отстраняем. Пойми правильно, восстанавливайся дома», – сделал вывод тренерский совет.
– Я про себя тогда подумала: почему вы это только сейчас решили? Я еще три месяца назад говорила, что мне нужно вылечить ногу, – удивляется Столярова. – Через неделю Фиринг написал мне письмо, в котором говорил, что мне нужно выбрать, что важнее, карьера спортсменки или какой-то пиар. Я только головой смогла покачать…
Весь оставшийся период подготовки (июль – сентябрь) Екатерина провела вне расположения команды, пропустив сборы в Австралии, Канаде и Швейцарии. Очередной тест на готовность для нее предстоял в октябре в Сочи…
Опять вне состава
В Томске за три месяца нога Столяровой практически восстановилась, боли ушли. Екатерина понимала, что еще не готова тренироваться в полную силу, но надеялась успешно сдать тесты и вернуться в команду. Однако ситуация повернулась иначе. На углубленном медобследовании в Москве перед отправкой в Сочи у Столяровой обнаружили заболевание внутренних органов и запретили делать какие-либо физически нагрузки до начала декабря. Тренеры решили, что спортсменка не успевает подготовиться к международным стартам и опять отправили ее домой – на самоподготовку для выступления на этапах Кубка России.
– Нынешние проблемы Екатерины – они ведь тоже не с потолка взялись, – рассказывает Марина Столярова. – Это все от перенагрузок, от нежелания тренеров слышать спортсмена. В Канаде всем было тяжело, но остальные девочки половину упражнений выполняли на ноги, Кате же приходилось постоянно нагружать плечи и живот. В итоге это сказалось: опущение желудка, воспаления. Когда нужно было ехать на съемки – «ты лицо фристайла, ты лидер команды». Когда у спортсменки начались проблемы, все почему-то забыли, что она «лицо» и «лидер».
Информационное затишье
За все это время на сайте Федерации фристайла России о Екатерине Столяровой не было упоминаний. Более того, в апреле, перед отправкой на сбор в Канаду, главный врач сборной писал: «Все спортсмены готовы к новому сезону, травмированных нет». Единственный раз фамилия томички промелькнула в интервью Алексея Покашникова. Он сказал: «К сожалению, мы были вынуждены отстранить Столярову от основного состава. И я, и тренеры команды считаем, что она тренируется не с полной отдачей, не справляется с предложенными нагрузками. Ее физическая форма не соответствует сегодня уровню первой команды. То же самое могу сказать и об отношении к тренировкам. Так лидеры не готовятся. Но никто не собирается ставить крест на ее карьере, все в ее руках».
В пресс-службе Федерации фристайла России не стали отрицать, что Столяровой предложил участвовать в съемках именно главный тренер, но акценты расставили по-своему.
– К нам действительно обратились с телеканала «Россия-2», попросили двух спортсменок для участия в телевизионном проекте, – рассказал «ТН» начальник пресс-службы ФФР Михаил Вержба. – Я позвонил Покашникову, который в это время был на чемпионате России, и сказал: «Переговори со Столяровой, если захочет, пусть снимается». Никто ее не заставлял. Да и в своих сегодняшних проблемах виновата она сама – врачи неоднократно говорили ей, что нужно лечить то заболевание, из-за которого она сейчас не получила допуск.
Путь наверх
Путь возвращения в сборную страны будет для спортсменки долгим и тернистым. Екатерине нужно успешно выступить на всех российских стартах, включая этап Кубка мира в Сочи, на котором от России будет расширенный состав, и если там она попадет в число 12 лучших, то автоматически отберется на чемпионат мира.
– Я говорю дочери: «Для меня главное – чтобы ты осталась человеком с четкой жизненной позицией, не поддавалась на провокации, – говорит Марина Столярова. – Только готовностью и результатами ты сможешь доказать, что лучше всех». Я верю, что Екатерина со всем этим справится, она сильный человек и спортсменка высочайшего уровня. Похожих примеров в спорте немало: перед Олимпиадой-2006 от конькобежки Светланы Журовой отвернулись все, она только в последний момент попала в команду, а в итоге выиграла единственную для России в этом виде спорта золотую медаль.
Телепроект под рабочим названием «Двойной обмен», посвященный Олимпиаде в Сочи, должен выйти на телеканале «Россия-2» в декабре. Он включает в себя около 10 выпусков, в одном из которых приняла участие Екатерина Столярова.
«Надеюсь, девчонки выдержат»
В этом году непонимание с тренерским штабом сборной России по фристайлу возникло не только у Столяровой. 21-летняя Анастасия Гунченко из Красноярска вообще объявила о завершении карьеры. Причина – «непомерные физические требования главного тренера Стива Фиринга».
– Я не против нагрузок, но мне нужно было чуть больше времени на восстановление, – рассказала «ТН» Анастасия. – Пульс держался на 200 ударах в минуту, кружилась голова и появлялись проблемы с дыханием. А мне поставили ультиматум: или остаюсь и выполняю еще большую нагрузку, или ухожу… Я понимаю Стивена: перед ним стоит серьезная задача – завоевать медали на Олимпиаде в Сочи. Он хороший специалист, но о его человеческих качествах ничего хорошего сказать не могу. У женской сборной с ним натянутые отношения – мы же не железные кони, а обычные люди со своими проблемами. Но на них никто не обращает внимания, все хотят только результат. Было очень тяжело и физически, и психологически. Надеюсь, что девочки, которые остались, выдержат, я буду за них болеть.
Отметим, что за последние годы среди российских спортсменок только Анастасия Гунченко и Екатерина Столярова занимали призовые места на этапах Кубка мира по могулу.
Справка «ТН»
Екатерина Столярова, 24 года, МСМК по фристайлу, выступает в дисциплинах «могул» и «парный могул». На Олимпийских играх в Ванкувере заняла 7-е место, став лучшей из россиянок в могуле. Многократная чемпионка России, двукратная чемпионка мира среди юниоров, также в активе победа и два призовых места на этапах Кубка мира, 4-е место на чемпионате мира – 2011.