Где ЗиМ? Дайте ЗиМ!

В Томске прошла выставка ретротехники

К сожалению, в этом году традиционное первомайское шествие в Томске не состоялось. Но душа-то жаждет праздника. Куда пойти семьей? Демонстрацию горожанам отчасти заменил уже второй по счету ежегодный «ТомскРетроДвиж», прошедший на площади возле СФТИ. Несмотря на причуды сибирской погоды, порадовать томичей автомотораритетами на выставке собрались несколько десятков участников. Причем некоторые из них не ограничились лишь колесными «питомцами». Как и положено на подобных фестивалях, зрители могли увидеть и сопутствующие советской эпохе атрибуты. Игрушки, предметы обихода и многое другое.

Даешь лошадки!

На ретровыставку наша давняя знакомая, о которой мы уже писали, – владелица голубой двадцать первой «Волги» Елена Попова – привезла целую коллекцию детских игрушек.

– Особая любовь – советские детские педальные лошадки, – рассказывает Елена. – Кроме авто, я уже долгие годы занимаюсь лошадьми. Очень люблю этих умных, милых животных, поэтому решила организовать к празднику небольшую коллекцию педальных лошадок. Собирала их чуть ли не по всей стране. Прикупила и несколько советских самокатов, велосипедов. У каждой есть свое название. Вот, например, «мотороллер» «Крошка» – это, без сомнения, такой же раритет, как и моя «Волга».

В этом году неплохо раскрутились и художники. Например, Руслан Бовчаров рисует на заказ «портреты» любимых авто, и у его «картинной галереи» было не протолкнуться. Как оказалось, эта тема очень востребована. Чуть ли не каждый владелец раритетного авто захотел иметь у себя картину с изображением своего железного «члена семьи».

Ну а что же сама техника? По правде сказать, настоящих олдтаймеров засветилось немного. Не было ни «Побед», ни первых «Москвичей», тем более ЗиМов или «Чаек». За них в основном отдувались уже приевшиеся двадцать первые и двадцать четвертые «Волги» да газики. Впрочем, один из северских раритетчиков заверил, что заканчивает реставрацию черного ЗиМа. Ждем с нетерпением.

Что примечательно, в выставке участвовало много янгтаймеров. Формально это раритеты, но все-таки не очень старые. Причем их хозяева довольно молодые люди, увлеченные советской ретротехникой и не имеющие серьезных средств для основательной реставрации. Можно сказать, они правили бал.

Не только советские авто

– Первый «РетроДвиж» мы открыли в прошлом году, – говорит один из организаторов ретросезона Максим Зырянов. – Подумали, что, если наше сообщество этим не займется, то уже никто не захочет заморачиваться. Ведь ретрофестивали в городе, к сожалению, уже давно не проводятся. А у нас получилось. Кстати, в этом году на инициативу отреагировали не только томичи, но и гости. Есть несколько машин из соседних городов. Вообще, мы достаточно демократично относимся ко всем. Нет какого-то строгого ограничения автомобилей и мотоциклов по возрасту и маркам. Например, многие присутствующие «Москвичи» и «Жигули» эксплуатируются их хозяевами и по сей день. Хотя по возрасту они уже старички. На сегодняшней выставке присутствуют и иномарки из 1980–90-х. Это теперь тоже раритеты. Главное, считаю, здесь у нас живое общение, позитив.

– Изначально я искал «Жигули», – рассказывает Илья Васильев, любующийся своим «Фольксвагеном-Пассат универсалом» второго поколения 1980 года выпуска, но все «Жигули», что мне попадались, были в плохом состоянии. И тут увидел в объявлении этого квадратного «немца», причем для своих лет в неплохом сохране, с пробегом почти 300 тысяч. Авто достаточно редкое. Он запал мне в душу, покорил своими классическими формами. И я его приобрел. Ничуть не жалею.

– Уже второй раз участвую в «РетроДвиже», – говорит владелец желтого «Запорожца» Глеб Агиенко. – Считаю, что такое открытие ретросезона – дело для людей полезное. Здесь собираются как владельцы олдтаймеров, так и обычные томичи, решившие в праздничный день прогуляться, поднять себе настроение, пообщаться. Многие с детьми. И это хорошо. Подрастающее поколение должно знать нашу историю, в том числе и автомобильную. Поверьте, в ней были увлекательные страницы. Сегодня в потоке современных обмылков уже не встретишь таких машин, как, например, мой 968-й «Запорожец». Когда-то именно с него у многих томичей начиналась автомобильная жизнь. Настоящий народный автомобиль.

Холод и снег не помеха

Особую признательность хотелось выразить отважным владельцам мототехники. Их в этот день, учитывая погодные условия: мокрый снег и холод, было немного. Но пообщаться с двухколесными желающих хватало. Где, например, сегодня увидишь хорошо отреставрированный знаменитый прибалтийский мокик «Мини»? А здесь он как из магазина. Его владелец по праву был в центре внимания.

– Я целенаправленно хотел отреставрировать именно этот «миник», – пояснил Виктор Петри. – Таких, в отличие от более массовых и известных «Дельт» и «Карпат», осталось очень мало. Купил его без мотора. Потом по всей стране искал недостающие детали. Например, мотор приехал ко мне из Самары. Сегодня такой поиск – большой труд. Советских запчастей практически не осталось, а китайским особого доверия нет. Но результатом я в целом доволен. Практически все здесь оригинальное.

А вот владелец М-63 «Урал» Михаил Зенченко натирает своего колясочного любимца 1966 года:

– Я купил этот мотоцикл у дедушки в Тайге, – рассказал он. – Всегда хотел иметь такой раритет. И вот он у меня. Очень рад и хочу поделиться радостью с томичами. Вообще, меня дед приучил к ретротехнике. В семье всегда были старые машины. Например, у меня есть еще «ИЖ-комби», но он пока в процессе реставрации.

Не менее увлечен своим двухколесным железным другом – мотороллером «Электрон» 1965 года Алексей Маслов.

– Выбрал его за красивый внешний вид. Хотя с восстановлением этого мотороллера пришлось повозиться, – отметил владелец. – Мы нашли его ржавым, недвижимым. Начали над ним работать, и вот он на ходу. Я очень доволен!

В общем, позитивного настроения хватало. «РетроДвиж» посетило большое количество томичей. Кто-то обменивался с раритетчиками контактами. Кто-то беседовал «за жисть», вспоминал молодость. А в конце организаторы устроили небольшой пробег по городу. Все выглядело достойно. Хотя жаль, что все-таки это мероприятие по уровню не дотягивало до проводившихся ранее ретропарадов. Явно не хватало культурной программы, каких-то конкурсов, направляющей руки властей. В итоге по большому счету получилась просто статичная ретровыставка под открытым небом. Как такового «движа» было немного.

Сегодня, в наш информационный век, этого, конечно, маловато. Но спасибо и на этом. Ведь длительный период после отмены ретрофестивалей в Томске не было вообще ничего. Хочется верить, что эта тема будет продолжена и со временем наберет обороты.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + 1 =