Геннадий Морозов: Наша задача – сделать уплату налогов максимально удобной и комфортной

21 ноября сотрудники налоговых органов страны отмечают свой профессиональный праздник. Как изменилась служба за три десятилетия, как меняются подходы к взиманию налогов и взаимо­отношениям с налогоплательщиками, нам рассказал руководитель регионального Управления налоговой службы Геннадий Морозов.

– Геннадий Геннадьевич, разговор хотелось бы начать со статистики. Ни для кого не секрет, что эффективность деятельности ФНС отражается в суммах собранных налогов. С какими результатами томское управление подходит к завершению года?

– В этом году мы отмечаем определенную позитивную динамику по поступлениям как в федеральный, так и в региональный бюджет. Если 2020 год по основным направлениям показывал спад, то в текущем году даже в сравнении с доковидным 2019 годом наблюдается прирост, что поз­воляет с определенной осторожностью говорить о постепенной стабилизации экономической обстановки в области.

Если в цифрах: поступления в бюджетную систему России с территории Томской области за 10 месяцев 2021 года составили 242,4 миллиарда рублей, что на 6,6% больше, чем в 2019 году. В федеральную казну собрано 155,5 миллиарда рублей с приростом к 2019 году почти на 9%. В бюджет региона перечислено 47,3 миллиарда рублей (+2,4%). Объемы страховых взносов выросли в сравнении с 2019 годом на 4,2% и достигли 39,6 миллиарда рублей.

Последнее говорит о том, что, несмотря на ситуацию, все-таки сохранены рабочие места в организациях региона. Чему способствовало и предоставление в 2020 году безвозмездной субсидии от государства хозяйствующим субъектам наиболее пострадавших от коронавируса отраслей на сохранение численности персонала.

– В прошлом году служба отметила свое 30-летие – это солидный возраст, 10 из которых вы возглавляете наше региональное управление. Как изменилась налоговая служба за это время, на чем сейчас делается акцент в работе?

– За последние несколько лет ведомство действительно разительно преобразилось, проделана большая работа, и многое еще впереди. С 2013 года началась активная цифровизация налоговых органов. Федеральная налоговая служба трансформируется в цифровую сервисную компанию, обеспечивающую надежное и эффективное администрирование и оказание услуг по самым высоким стандартам.

Необходимо развивать культуру уплаты налогов, сделать эту процедуру максимально простой, понятной и удобной. Расширяются способы коммуникации с налогоплательщиками и, что очень важно, совершенствуются инструменты получения обратной связи. Службой делается акцент на электронное взаимодействие, в настоящее время разработано и применяется свыше 50 электронных сервисов, позволяющих налогоплательщику решить практически любой вопрос не выходя из дома.

Налоговая служба постоянно предлагает новые сервисы и цифровые решения. С мая текущего года у граждан появилась возможность получить инвестиционные и имущественные налоговые вычеты в упрощенном порядке в сокращенные сроки и без направления в инспекцию декларации и подтверждающих документов. Все взаимодействие между участниками происходит в электронном виде – налоговая инспекция получает от банков сведения о необходимости предоставления налогоплательщику вычета, после их проверки направляет налогоплательщику в личный кабинет налогоплательщика предзаполненное заявление, которое получателю остается только подписать.

Раньше мы делали акцент на проведение контрольных мероприятий. Сейчас стараемся выявить причины, по которым недобросовестные плательщики не уплачивают налоги, предоставить им возможность самостоятельно уточнить свои обязательства и уплатить налоги в бюджет.

В этом нам помогают современные информационные технологии и развитие аналитических инструментов. Программы сами собирают данные, анализируют и сверяют их. В результате количество проверок в последние годы неуклонно сокращается. Так, например, в 2021 году будет завершено проверок почти в два раза меньше, чем в 2019 году, и в четыре раза меньше, чем пять лет назад – в 2017 году.

Отдельное направление – совершенствование автоматического обмена данными с другими ведомствами. Нашими партнерами в этом вопросе являются органы Пенсионного фонда и социальной защиты населения, регистрирующие органы, органы ЗАГСа и многие другие. Это важно для проактивного получения налоговых льгот гражданами по имущественным налогам.

Кратно выросло количество налогоплательщиков, взаимодействующих со службой в электронном виде. Пользователями личного кабинета налогоплательщика сегодня уже являются 64% граждан – собственников имущества области, половина компаний и большинство работающих в регионе индивидуальных предпринимателей.

Значительно увеличился удельный вес налоговой отчетности, направляемой налогоплательщиками в электронном виде. Свою лепту здесь призвана внести проводимая налоговыми органами области работа по выдаче квалифицированной электронной подписи Удостоверяющим центром ФНС России, который начал деятельность с 1 июля текущего года.

В последние годы серьезные изменения претерпела и структура налоговых органов – в области появились инспекции, наделенные отдельными функциями. Несколько лет работает Единый регистрационный центр, в котором осуществляются все действия по государственной регистрации бизнеса. В прошлом году создан Долговой центр, в котором аккумулируется взаимодействие с должниками от начала возникновения задолженности и до завершения процедуры банкротства.

В настоящее время строится новое здание томской городской налоговой инспекции, в котором будут объединены все ее подразделения, располагающиеся сейчас по четырем адресам областного центра. В здании будут созданы максимально комфортные условия для приема посетителей и предоставления им услуг. Все это делается для удобства налогоплательщиков, которые, придя в одно место, могут решить весь комплекс вопросов без поездок по городу.

Кстати, с каждым годом растет количество услуг нашего ведомства, которые можно получить и в МФЦ в рамках «одного окна», что также очень удобно.

В рамках нашей беседы сложно рассказать обо всем, но неоценимую помощь и нам, и налогоплательщикам оказывает сайт ФНС России (nalog.gov.ru), который развивается с учетом запросов общества и является рупором Федеральной налоговой службы.

– Как сказалась ковидная ситуация на работе ведомства? Сложнее стало работать в новых условиях?

– Пройденный путь модернизации налоговой системы и применения новых технологий подготовил нас к работе в сложных условиях и позволил нам быть более гибкими и адаптивными в работе, в том числе в условиях пандемии. Настолько, что налоговые органы трижды в течение 2020–2021 годов выполняли непривычную для себя функцию по выплате федеральной субсидии субъектам малого бизнеса из отраслей, пострадавших от пандемии. В результате они получили государственную поддержку в размере, превышающем 928 миллионов рублей.

К слову, сейчас еще не упущено время для субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций для обращения за получением субсидии на нерабочие дни по постановлению Правительства РФ. Заявление может быть подано до 15 декаб­ря. В помощь заявителям – специальная страница сайта ФНС России, где, указав свой ИНН, можно проверить, имеете ли вы право на получение субсидии.

За период пандемии мы научились работать в предлагаемых условиях – удобная запись на прием, в том числе с использованием электронного сервиса, соблюдение всех мер информационной безопасности при электронном взаимодействии, широкое использование интерактивных инструментов при информировании налого­плательщиков (проведение вебинаров, развитие сервисов на сайте ФНС и мобильных приложений), – все это позволяет нам, исполняя свои должностные обязанности, не подвергать риску заболевания налогоплательщиков и сотрудников налоговых органов.

– С июля прошлого года в регионе начал применяться новый налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Насколько популярен режим среди налогоплательщиков области? Много ли в регионе самозанятых?

– Во всех ситуациях с введением чего-то нового мы стараемся делать акцент на разъяснительную работу. Поэтому со своими социальными партнерами – организациями, оказывающими поддержку бизнесу, мы старались разъяснить, как работает новый налоговый режим, кому он удобен, как на него перейти и уплачивать налог. Вместе с налогоплательщиками старались разобраться в практических вопросах его применения на вебинарах, круглых столах и при личном общении.

Налог на профессиональный доход – это пример абсолютного цифрового взаимодействия с налоговой службой. Его применение полностью реализовано на площадке приложения «Мой налог» – здесь происходит регистрация в качестве самозанятого, выставление кассовых чеков, расчет и уплата налогов.

С первых дней он показал свою актуальность. За первый месяц в области зарегистрировались свыше 1,5 тысячи самозанятых. Сейчас их в регионе уже около 19 тысяч, за 10 месяцев текущего года ими сформировано более 3,7 миллиона чеков и уплачено налога в сумме 72,4 миллиона рублей.

– Жители Томской области уже получили сводные налоговые уведомления, в которых впервые расчет налога на имущество произведен от кадастровой стоимости. Как это сказалось на уплате налогов гражданами?

– Действительно, в этом году в Томской области впервые налог на имущество физических лиц исчислен исходя из кадастровой стоимости объектов. Нововведения касаются всех объектов недвижимости – квартир, домов, гаражей и иных строений. Ранее налог на них исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости.

В результате под налогообложение теперь попадают новостройки, введенные в эксплуатацию в 2013 году и позднее, в отношении которых не было инвентаризационной стоимости, у их владельцев до 2020 года возникли своего рода налоговые каникулы.

Помочь разобраться с вопросами, связанными с начислениями по имущественным налогам, призвана специальная промостраница сайта ФНС «Налоговые уведомления – 2021». Кроме этого, если у налогоплательщиков все еще остаются вопросы, наши специалисты всегда готовы на них ответить по телефонам справочных служб областного УФНС и инспекций, которые также размещены на нашем сайте.

Несмотря на изменения порядка расчета налога на имущество, это никак не сказалось на уровне уплаты налогов, он не ниже предыдущих лет. Жители нашего региона в целом довольно дисциплинированны в части уплаты имущественных налогов, и ежегодно большинство платит вовремя, то есть не позднее 1 декабря.

К тому же сейчас реализован целый ряд механизмов по уплате имущественных налогов с минимальными затратами времени и, что лучше всего, даже не выходя из дома. Произвести оплату можно в электронном виде через личный кабинет налого­плательщика или сервис «Уплата налогов и пошлин» на сайте ФНС, онлайн-банки, а также с помощью QR-кода, штрих-кода или уникального идентификационного номера в банкоматах банков или отделениях почтовой связи.

– Что вы хотели бы пожелать сотрудникам налоговых органов в преддверии профессионального праздника?

– Сегодня нам необходимо поддерживать набранный темп работы. Мы должны сделать все, чтобы налоговые органы, общество, бизнес выступали настоящими партнерами, ведь налоги нас объединяют для достижения общей цели – социально-экономического процветания нашего региона и государства. А это в итоге касается каждого из нас, так как все мы – жители области, независимо от деятельности, которой занимаемся.

Выстраивание конструктивного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, основанными на взаимопонимании, уважении и доверии, – одна из наших главных задач.

Искренне хочу пожелать всем сотрудникам налоговых органов крепкого здоровья, семейного благополучия, счастья, успехов в нелегкой, но так необходимой для нашего общества деятельности. Вы – безграничный потенциал, с которым возможно дать ответ любым вызовам времени!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *