Геннадий Тайников о проблемах сельскохозяйственной отрасли и итогах уборочной

Фото: Артем Изофатов

_j0a6234

Всю прошлую неделю представительная делегация Томской области работала в Белоруссии. Знакомился с опытом аграриев из соседней республики и председатель СПК «Кривошеинское» Геннадий Тайников. Опытного хозяйственника интересовало все: как строятся местные фермы, какими препаратами протравливают семена и как функционируют зерносушильные комплексы. Он был удивлен и тем, что белорусы сумели сохранить предприятия «Сельхозтехника».

Поездка, по словам Геннадия Герасимовича, выдалась напряженной: в день приходилось преодолевать по 200–300 км. Но это того стоило. Имелся у Геннадия Тайникова и личный интерес – его отец был родом из Белоруссии.

Руководитель СПК «Кривошеинское» не часто покидает хозяйство так надолго, но в этот раз он собирался в дорогу с легким сердцем: кооператив успешно завершил уборочную кампанию, а теперь активно готовится к зимнему периоду. Предлагаем читателям «ТН» беседу, которую мы записали накануне его командировки.

– Геннадий Герасимович, как сложился для вас этот сельскохозяйственный год? Вы довольны собранным урожаем?

– В целом да. Приступив 8 мая к посевной, 9–10-го числа мы уже полностью включились в работу. Посевной клин остался прежним – 2 880 гектаров яровых культур. На этих площадях засеяли ячмень, овес, пшеницу, горох. Завершили посевную кампанию 27 мая. В конце июня перешли к заготовке кормов. Нынче сумели заготовить 50 кормоединиц на условную голову скота, для нашего хозяйства этого количества вполне достаточно.

Только пшеничка нынче меня подвела. И опять же на землях бывшего совхоза «Петровский». Третий год там бьюсь, но получить приличного урожая пока не удается: пырей задавливает культуры. Этой осенью провел химпрополку на 470 гектарах препаратом «Торнадо». Обошлась мне эта процедура в 1 млн рублей. Три года вкладываю в приобретенные 600 гектаров земли средства и силы. Площади расширял постепенно, но урожая большого не собрал – 6–7 центнеров с гектара, не больше. Сорняк задавливает культуры. Для борьбы с ним этой весной приобрел навесной культиватор (антипырейный), вроде бы хорошо вычесал землю, но зарождающемуся колосу нынче не хватило влаги – находящийся на глубине корень сорняка забрал ее напрочь.

Но даже при таком раскладе считаю, что зерна получил нормально – в среднем взял 15 центнеров с гектара. Амбары стоят полные. Часть нового урожая буквально с колес продавал соседу: молотил и в сыром виде сразу увозил ему.

– А когда приступили к уборочной страде?

– 18 августа. Сначала ушли на поля, которые находятся между лесов. Потом направились на те самые поля совхоза «Петровский». За эти две недели зерно на полях, которые находятся в лесу, подоспело. Опять вошел в зерновой клин и закончил уборочную 20 сентября. Механизаторы отлично поработали, получив за страду до 50 тыс. рублей.

– Какую технику нынче выводили на поля? Удалось что-то прикупить для своего хозяйства?

– В поля выходил на уже проверенной технике – это два посевных комплекса «Томь». Нынче приобрел только антипырейный культиватор и трактор «Беларус». Но в следующем году хочу прикупить еще один посевной комплекс «Томь».

– А в животноводстве есть приобретения?

– Да, этим летом удалось достроить два ангара. Один, на 200 нетелей, практически готов, осталась внутренняя отделка. Я вложил в него около 5 млн рублей собственных средств. Дотаций, правда, пока не получил. Еще один ангар поставил под заготовку кормосмесей, но пока нет средств, чтобы его забетонировать.

– Сельское хозяйство, как никакая другая отрасль, зависит от погодных условий. И все-таки, Геннадий Герасимович, как вам погода этого года?

– Погода нынче стояла просто прекрасная. Для всех. И для крестьян в первую очередь. Если в прошлом году, к примеру, на уборке кукурузы тракторам приходилось таскать комбайны, потому что те вязли в сырой земле, то нынче урожай собирали в сухом поле. В этом году, считаю, только лентяй не заготовил корма.

Понимаете, ссылаться на погоду в сельском хозяйстве – дело неблагодарное. Минусы найдутся при любой погоде. Если кто-то говорит, что у нас нынче все было хорошо, он, мягко говоря, лукавит, я никогда не поверю в это. В один год даже при благоприятных условиях может быть больше падежа животных, а в следующем надои молока упасть. Так что не надо ссылаться на климатические условия. Мы убираем во всякую погоду и всегда остаемся с хлебом. Главное в сельском хозяйстве – не погода, а человеческий фактор. Говорю столь уверенно как человек, отдавший сельскому хозяйству более 40 лет. Не сработал головой, получишь неурожай.

– Если продолжать тему подведения итогов сельскохозяйственного года, как обстоят дела в животноводстве?

– Активно занимаюсь реконструкцией молочной фермы и перевожу старую базу на технологию доильного зала. У меня два молочных двора: один доильный зал (беспривязный), а второй – привязный. Но из-за нехватки рабочих рук приступил к реконструкции фермы. Одним словом, на сегодняшний день все коровы проходят через доильный зал. А все потому, что не хватает доярок.

– Подождите, Геннадий Герасимович, но ведь в июле все Новокривошеино гуляло на юбилее вашего хозяйства. Там много было не только бравых парней, но и девчат немало…

– В том-то и дело, что гулять любят все, а работать – нет. Сегодня ситуация дошла до того, что на 470 коров осталось всего четыре доярки. Две в доильном зале, одна в родильном зале и одна на подмене. Всего же на ферме работает с десяток человек. И это на 1 300 голов. В хозяйстве многое модернизировано, но к любой технике нужны рабочие руки, чтобы можно было все отследить, посмотреть. А раньше, до 2012 года, на ферме работало не менее 16 доярок, потом стало 10. Люди не хотят работать на фермах и скотных дворах. Встать в пять утра, чтобы в шесть уже приступить к дойке, способны не все, хотя, если взять зарплату за сентябрь, то одна доярка получила 40 тыс. рублей, другая – 30. В деревне найти работника тяжело. И с каждым годом обстановка становится все хуже и тяжелее.

– Как вы оцениваете заявление министра сельского хозяйства Александра Ткачева о том, что с нового года на молочной продукции будет содержаться информация о наличии пальмового масла?

– Я считаю, обозначать надо. Чистая продукция должна оставаться чистой, и потребитель должен об этом знать. А пальмовое масло – это только для удешевления продукции и набивания карманов нерадивыми производителями. Люди сегодня забывают, что такое природа. Возьмите нашу историю: был совхоз «Кривошеинский», у него были леса, поля. А сегодня, в новой формации, мы не можем палки на дрова срезать. Это все, оказывается, стало не нашим. Местный житель не имеет ничего, хотя живет по-прежнему на этой земле.

img_6240

– А что у вас с убойным цехом?

– Все пока в заморозке. Как раз из-за земли. Когда мне давали разрешение на строительство, никто не думал, что могут возникнуть какие-то препоны. Мы знали, что это земля сельхозназначения, на которой можно ставить фермы, заниматься животноводством. А когда я начал оформлять бумаги на строительство убойного цеха, возникла пауза. Мне сказали, что убойный цех не может стоять на земле сельхозназначения. И пока перевести ее в другой статус очень проблематично.

– Геннадий Герасимович, с каким запасом входите в зимний период?

– Мы продолжаем заниматься газификацией села, которую начали еще два года назад. Надеемся, что наша деревня скоро будет полностью газифицирована. Но пока не всем это по карману: метр трубы стоит от 3 тыс. рублей.

А еще нам удалось прокинуть газовую трубу на молочно-товарную ферму. В настоящее время ведем подготовительные работы с тем, чтобы на следующий год весь тот угол газифицировать. Конечно, это потребует дополнительных финансовых вливаний, что-то придется заморозить, от чего-то на время отказаться, но пока есть такая возможность, ею необходимо воспользоваться.

В общем, в зиму уходим с более-менее спокойной душой. Главное – закончить с реконструкцией двора, завершить ввод в основное стадо нетелей, и тогда я скажу, что в новом году мы будем чувствовать себя уверенно.

Томск – Новокривошеино – Томск

img_6253

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 2 =