Главный мытарь Томской области – о том, как увеличить налогооблагаемую базу региона

Собираемость налогов – один из самых важных показателей результативности системы налогообложения и того, насколько эффективно в регионе построена работа с налогоплательщиками. Как на налоговой карте России смотрится Томская область? Какие тенденции прослеживаются по налоговой отчетности и есть ли те, что вызывают тревогу? Что за нововведения ожидаются?

Об этом руководитель УФНС по Томской области Геннадий Морозов рассказал в интервью журналистам «Томских новостей».

Не так хорошо,  как хотелось бы

Собираемость налогов в регионах в первую очередь отражает то, как обстоят дела в экономике отдельно взятой точки на карте: в какой отрасли наблюдается спад, а в какой развитие производства. В Томской области за последние год-два не зафиксировано резких падений и взлетов. Регион балансирует на средних показателях. Специалисты, у которых через призму цифр область как на ладони, не могут спрогнозировать, какие сегменты станут для региона точками роста. Пока в Томской области, как и в целом в масштабах страны, в промышленности наблюдается рецессия.

– Балансируем на средних показателях, но положение хотелось бы улучшить, тем более что у Томской области есть резервы, – считает Геннадий Морозов. – И, надеемся, появляется такая возможность: в 2013 году УФНС по Томской области сформировала ряд предложений по увеличению налогооблагаемой базы, что даст возможность пополнить региональный бюджет. Предложения переданы губернатору Сергею Жвачкину, глава региона отстаивает интересы области на уровне Федерации.

В первой половине 2013 года в регионе наблюдается отрицательная динамика: с территории Томской области в бюджетную систему РФ перечислено около 62 млрд рублей – на 2 млрд рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В федеральный бюджет перечислено 44,7 млрд рублей (меньше на 2,8%, или на 1 300 млн рублей, чем год назад).

Объяснение тому – снижение темпов экономического развития региона. В частности, в нефтегазовом комплексе сократилась добыча нефти. В итоге от налога на добычу полезных ископаемых НДПИ поступило на 5% меньше – это минус 1 545 млн рублей, – констатирует факт Морозов.

Консолидированный бюджет Томской области тоже пока более скромный: отмечено снижение на 6,7%, или 1 233 млн рублей. Причина – уменьшение налога на прибыль, который и формирует доходную часть бюджета. И дело не в том, что доходы предприятий, которые ведут деятельность на территории Томской области, сократились. Всему виной нововведения по перераспределению этого вида налога.

Отрицательную динамику спровоцировали изменения на федеральном уровне. С 2013 года иначе распределяется налог на прибыль, который в консолидированный бюджет поступает от предприятий российских корпораций (ранее предприятия корпораций – Газпрома, Роснефти, «СИБУРа», СХК – отчисляли налоги в регионах, где вели деятельность. Теперь – пропорционально вкладу выполненных работ. В итоге часть прибыли из региона уходит на территории, где предприятия корпораций сработали в убыток. – Прим. авт.).

 

Позитивный показатель

– Достойный показатель УФНС – высокий уровень собираемости налогов. С учетом задолженности, – подчеркнул Геннадий Геннадьевич. – Налоговая служба активно работает в этом направлении: просроченные платежи своевременно администрируем, проводим весь комплекс мер, чтобы взыскать долги. Цифры отражают результаты эффективной деятельности налоговых инспекторов. В частности, по налогу на прибыль уровень собираемости составляет 112%, по акцизам на алкогольную продукцию и того выше – 125%, транспортный налог – 132%.

Еще один показатель, вселяющий оптимизм, – пополнение бюджета от НДФЛ. По сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 6,3% (на 424 млн рублей), в итоге уже в консолидированный бюджет поступило почти 7 млрд рублей.

Могло быть и больше, однако есть одна характерная деталь. Каждое физическое лицо имеет право на налоговые вычеты (лечение, образование, недвижимость). Как показывают цифры, в 2013 году количество обращений по этому поводу возросло в 1,5 раза. Это говорит о двух тенденциях: во-первых, повысилась правовая грамотность населения, во-вторых, граждане наконец-то стали более активными на рынке недвижимости. Значит, период затишья в строительной отрасли, пережившей серьезный кризис, недоверие со стороны дольщиков позади.

Во второй половине 2012 года и в первом полугодии 2013 года увеличилось количество сделок, а вместе с этим возросла и обращаемость за вычетами. В целом с начала 2013 года УФНС по Томской области вернуло гражданам вычетов на сумму 731 млн рублей, что больше на 255 млн рублей (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). До конца года динамика сохранится: процедура длящаяся, в налоговой службе еще много деклараций, их поступление от населения продолжается.

Область как зал ожидания

Один из показателей, от которого зависит доходная часть бюджета, – задолженность предприятий, чья деятельность сосредоточена на территории Томской области. Сумма задолженности во все уровни бюджетов снизилась на 2,6% (147 млн рублей) и в целом составляет 5 400 млн рублей. Как говорят налоговики, картина могла быть еще более экономически невыгодной. Россия переживает всплеск миграции со стороны недобросовестных компаний. Имея задолженности в других городах страны, коммерсанты начали рассматривать в том числе и Томскую область как вариант для временной регистрации и фиктивной деятельности.

– К примеру, на предприятии прошла проверка, в результате начислена большая сумма налогов, – продолжает Морозов. – Чтобы отсрочить принудительное взыскание, некоторые организации начинают заметать следы: уходят из региона, перерегистрировавшись в другой. Вслед за этим зачастую происходит и смена учредителей и директора.

В Томскую область предприимчивые мигранты тоже потянулись. К примеру, в 2012 году таким образом регион получил 600 млн задолженности. А в июле текущего года нам удалось предотвратить приход в регион недобросовестного плательщика из Санкт-Петербурга (с долгом в 500 млн рублей). Данная категория неплательщиков портит картину и настроение: нагрузка на инспекторов кратно возрастает. По большому счету приходится заниматься оперативно-разыскной деятельностью.

В процедуре банкротства

Предприятия, накопившие долги по своевременным платежам, имеют разный финал: кто-то выкарабкивается, кто-то уходит в банкротство (количество последних два последних года держится на одном уровне).

В процедуре банкротства сейчас находятся 259 предприятий области. Лидеры: оптовая и розничная торговля, различные ремонтные службы (транспортных средств, бытовых приборов, предметов личного пользования) – 55 должников. Следом строительство – 54 организации. Обрабатывающие производства – 33 предприятия.

– Если предприятие накапливает долги, приходится применять меры принудительного взыскания: направляем требования (с начала года в адрес налогоплательщиков-недоимщиков разослано порядка 120 тыс. требований на общую сумму почти 3 млрд рублей), – разъясняет глава регионального УФНС. – Налоговый орган вправе снимать деньги с расчетного счета компаний-должников до тех пор, пока недоимка не будет взыскана. Прекрасно понимаю, что из-за невозможности воспользоваться суммами, поступившими на счета предприятия, в первую очередь страдают трудовые коллективы, но Налоговый кодекс не делает исключений. Пока не будет погашена налоговая задолженность, увы, не может быть выплачена зарплата и оплачены другие расходные статьи. Если и обижаться, то только на своего работодателя.

По мнению Геннадия Морозова, основные причины банкротства предприятий – высокая степень залогового имущества, кредитная нагрузка с высокими банковскими процентами и низкая доля ликвидного имущества (износ оборудования или специфика).

Ждем федеральных решений

Уже в 2014 году налоговые перемены могут коснуться ретейла.

Торговля – сложный, разрозненный, но прибыльный бизнес, который активно развивается, и, скорее всего, для регионов это точка роста. Пока налоговая нагрузка для ретейла довольно низкая. Участники рынка используют разные схемы, в том числе и весьма сомнительные, в целях ухода от налогообложения. УФНС по Томской области, как и управления других регионов, внесло в Минфин предложения по изменениям налогового законодательства, нацеленные в том числе на повышение налоговой нагрузки для сферы розничной торговли.

– Это совершенно закономерный шаг. Согласно Гражданскому кодексу целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли, и не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности. Вместе с тем многие организации имеют низкую налоговую нагрузку. Так, налоговая нагрузка налога на прибыль в прошлом году в целом по региону составила 0,7%. В результате проведенной контрольно-аналитической работы, а также контрольных мероприятий налоговая нагрузка уже 0,8%. В целом по России он составляет 0,98%. В этом прежде всего интерес регионов: налог на прибыль – основная статья пополнения регионального бюджета.

Томская область рассчитывает и на перемены в части перераспределения НДПИ.

– В зависимости от того, добыча каких ископаемых ведется на территории региона, выстраивается шкала отчислений: какая доля уходит в федеральный, а какая в областной бюджет. У Томской области (где ведется добыча нефти и газа) в этой части незавидное положение: 100% НДПИ (за добычу нефти) уходит в Федерацию. Томская область – единственный субъект в СФО, которая имеет такой перекос. К примеру, в той же Кемеровской области, где ведется добыча угля, существенная часть НДПИ остается в регионе.

УФНС по Томской области приготовило свои предложения на этот счет. Пакет документов, обоснования переданы главе региона Сергею Жвачкину, который обращает внимание на проблему уже на федеральном уровне.

Если мы видим, что в течение трех месяцев не происходит списания денежных средств по долгам, есть основания полагать, что предприятие отвечает признакам банкротства. Основания для взыскания: три месяца неплатежей и сумма долга больше 100 тыс. рублей (для предпринимателей – 10 тыс. рублей).

СУ-13 – в списке предприятий-банкротов. Для УФНС деятельность этой компании показательна в следующем: по факту неуплаты НДФЛ в итоге было возбуждено уголовное дело. Надеюсь, руководители других организаций обратят на это внимание. Недопустимо, когда предприятие кредитуется за счет бюджета, в случае СУ-13 – присвоив себе НДФЛ. В регионе уже есть прецеденты с обвинительным приговором. С НДФЛ можно доиграться до уголовного дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 1 =