Фото: Вероника Белецкая
– В Центробанк, – говорю таксисту.
– Грабить? – деловито уточняет он.
– Присматриваться.
Дорога прошла под удивительные рассказы водителя о том, кому принадлежит Центробанк и где находится золотой запас страны. В достоверности историй я начал сомневаться на словах «Ротшильд» и «мировой заговор» и продолжил на утверждении, что в колоннах томского отделения главного банка страны находятся лифты. Впрочем, мифы, которыми обросло огромное красное здание на площади Кирова, неизбежны. С момента постройки режимного объекта внутрь проходили только сотрудники и их коллеги по финансовому цеху, которые знают, что деньги любят тишину.
Люди в черном
Но не сегодня. Во дворе Центробанка стоит инкассаторская машина, а тишины как не бывало. В кабине – дети, крутят руль и трясут решетку клетки, в которой перевозятся деньги. Громкоговоритель, через который инкассаторы общаются с внешним миром во время работы, разносит задорный смех по улице. Если бы не бронированная обшивка автомобиля, можно было подумать, что это первые классы приехали на экскурсию. Вот только в дверях машины специальные выемки.
– Бойницы. Отстреливаться, – коротко отвечает на вопросы инкассатор Иван.
По фактуре Иван подошел бы любому режиссеру, снимающему боевик. Немногословный, плечистый, коротко стриженный, он будто создан для того, чтобы сыграть русского коммандос голливудского разлива.
– Работается хорошо, но хотелось бы, конечно, чтобы люди понимали, что все наши действия строго регламентированы. И если мы паркуемся, мешая движению, значит, по-другому не можем. Но нет, приходится узнавать, на что еще способен наш великий русский язык, – хмыкает инкассатор.
Бронежилет инкассатора весит семь килограммов, и по ощущениям это не очень тяжело. Вот только специалисты, в отличие от меня, проводят в нем весь день, совершая от 20 выездов ежедневно. К концу дня эти семь килограммов наверняка весят на все восемь (а то и больше).
История и подделки
Охрана проверяет мои документы, я поднимаюсь к первому этажу и (ура!) вижу деньги. Много денег. Но исторических. Дореволюционные и революционные, керенки и облигации займа свободы и даже купоны, которыми расплачивались заключенные в колониях.
– Это только часть экспозиционного фонда нашего музея, который находится в офисе на Карташова, – рассказывает ведущий эксперт административного отдела Любовь Неверова. – Люди удивляются размеру бумажных денег прошлого и их красочности – каллиграфии, необычным шрифтам.
Истории, которыми Любовь (историк по образованию) сопровождает каждую бумажную купюру, звучат под смачный треск счетных денежных машин. Опустить пачку банкнот в купюроприемник стараются все гости мероприятия. Кто знает, когда еще доведется?
В соседнем зале специалисты показывают, как отличить недавно вошедшие в оборот двухсотенные и двухтысячные купюры от подделок. В Томск новинки приедут к середине декабря. Но если вдруг вам предложат их раньше, проверяйте три признака: водяные знаки, защитные нити и рельефные штрихи по краям купюры.
Богатеньких Буратин становится меньше
– Одна из задач сегодняшнего мероприятия – повышение финансовой грамотности, – говорит управляющий отделением Томск Банка России (Центробанка) Любовь Тобольжина. – Мы давно этим занимаемся, и, судя по снижению уровня просроченных задолженностей у томичей как в банках, так и в микрофинансовых организациях, это дает плоды.
Начинают специалисты Центробанка с самых маленьких потребителей финансовых услуг. На втором этаже для них лекцию проводит заведующая сектором экономического подразделения Елена Сухова. Как откладывать деньги, какие есть механизмы накоплений… Дети и подростки толпятся вокруг, но не шумят. Один второклассник, узнав, что он уже может иметь банковскую карту, зарегистрированную на родителей, тут же выклянчил ее у мамы.
– Ребята меня удивили, даже самые маленькие знают, какие данные карты можно отсылать для покупки товаров, а какие нет, – говорит Елена. – Наше тестирование показало, что среди мальчиков все больше «котов Базилио», которые считают, что деньги – это то, чем они будут заниматься в будущем. Среди девочек преобладают «Мальвины» – они не транжирят деньги, а помогают родителям. А вот «Буратин» совсем мало, хотя возможно, что дети стараются показать себя с лучшей стороны.
Но в одном парне можно быть уверенным: не соврал. Саша рассказал Елене, что помимо карманных денег его доход пополняется при помощи сдачи макулатуры. Он договорился с соседями и собирает рекламные проспекты и газеты, которые приходят в почтовые ящики. Соседи рады чистоте, а Саша, похоже, далеко пойдет.
Скромность профессионалов
К полудню финансовый праздник в разгаре. В одной части второго этажа дети отвечают, чем кредит отличается от ссуды. В другой взрослые слушают лекцию о национальной платежной системе и карте «Мир».
– Я работаю в организации, которая сотрудничает с Центральным банком, по корпоративной рассылке получила анонс и решила, что нужно посмотреть, как здесь внутри, – говорит сотрудник «Горсетей» Анастасия Ушакова.
Внутри, кстати, все без ротшильдского шика. Хотя по соображениям безопасности режимного объекта открыты для посещения всего два этажа. Так что хочется, конечно, написать, что золотой запас как раз на третьем, но не будем увеличивать и без того богатую томскую мифологию. Тем более что убедиться в скромном профессионализме местных финансистов пришли более 300 томичей. Остальным сомневающимся придется подождать до следующего года.