Гляди на знаки и не зевай!

С начала марта начали действовать новые, порой весьма спорные поправки в Правила дорожного движения

Законодатели с завидным рвением потчуют российских автомобилистов новыми партиями поправок в Правила дорожного движения. Такое ощущение, что кому-то прямо не терпится что-нибудь изменить в них, пускай и вопреки элементарной логике. Прямо умиляешься заботе о тех, кто на дороге. То какую-нибудь новую хитрую разметку придумают, перебрав все цвета радуги и геометрические фигуры. То прицепятся к круговым перекресткам, окончательно запутав водителей, не знающих теперь, как их правильно проезжать. В общем, все как всегда. Что нового появилось с 1 марта этого года, когда начали действовать очередные изменения ПДД?

Европа нам не указ?

Пожалуй, главное и наиболее обсуждаемое изменение, начавшее действовать с первого дня весны, это проезд перекрестков с круговым движением. Продвинутые автомобилисты знают, что на Западе, с которого мы во многом берем пример в организации дорожного движения, уже не один десяток лет существует железное правило. Тот, кто находится на круговом перекрестке, на круге, тот и главный, и другие автомобилисты, въезжающие на круг, ему уступают. Просто и ясно. Эта схема просчитана и является наиболее оптимальной для движения. Нужно отдать должное руководству Томской ГИББДД, подобная организация движения на томских дорогах последовательно вводилась все последние годы. Хотя в нашем регионе еще есть перекрестки, где круг не главный, что изрядно нервирует многих автомобилистов, привыкших к «западным» правилам. Хорошо помню, как на одной из пресс-конференций очередной начальник Томской ГИБДД, а я на своем веку их уже повидал шесть (предпоследнего, кстати, задержали в Новосибирске по подозрению во взяточничестве), рассказывал о сложностях с введением «западной» схемы на круговом перекрестке на площади Транспортной. Привыкали томичи к ней долго. Прямо в душу запали слова тогдашнего начальника ГИБДД: «Я сам, когда проезжаю по этому кольцу, вытираю пот со лба, ожидая, что какой-нибудь бедолага еще не перестроился на новые правила и въезжает на круговой перекресток по-старому, считая, что у него главная».

Впрочем, сегодня все уже привыкли и мало кто помнит, что в этом месте когда-то движение было организовано по-другому. Круг не был главным. Кстати, главенством круга на площади Транспортной сегодня активно пользуются местные дрифтеры, по вечерам и ночам устраивающие здесь заезды. В отсутствие сотрудников ГИБДД они лихо метут хвостом вокруг «клумбы», заставляя ждать всех, кто пытается въехать на перекресток с второстепенных дорог. Люди, конечно, ругаются, но рисковать не хотят. Когда перед тобой в управляемом заносе резвятся несколько молодых оболтусов, можно и не успеть безопасно заскочить на перекресток.

Все запутали

А что же сегодняшние законодатели? Вроде бы они окончательно узаконили главенство круга, записав в правилах: «при въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком «Круговое движение», водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку». Но оставили лазейку в виде словосочетания «при въезде по дороге, не являющейся главной», запутав автомобилистов.

Что значит «не являющейся главной»? По идее, если дорога не главная, значит, она второстепенная. С этим вроде бы ясно. Въезжаешь на перекресток со второстепенной – уступай. Но ведь у нас существуют еще и равнозначные дороги и круговые перекрестки, где знаков вообще нет. Кто здесь тогда командует? А если водитель въезжает на круг вообще с главной дороги? Не проще ли было написать в правилах просто и ясно: круг всегда и при любых обстоятельствах является главным. И на всякий случай переделать под это все знаки на въезде на круговой перекресток, чтобы на него всегда въезжали с второстепенной дороги, и никаких разночтений тогда не было бы. В общем, как говорил известный деятель: хотели как лучше, а получилось как всегда. Благо перед большинством перекрестков с круговым движением, по крайней мере в городе, у нас все-таки висят знаки, обозначающие главенство той или иной дороги. Поэтому посоветуем автомобилистам руководствоваться именно ими. Это святое. Главный круг, не главный. Здесь теперь сам черт не разберет. Главное – смотрите на знаки перед ним и руководствуйтесь знаками. И точка!

Еще одной актуальной темой, которой уделили внимание законодатели, стало введение понятия «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), к которым относится все, что имеет хотя бы одно колесо и электродвигатель. В последнее время такого добра на томских улицах развелось достаточно. И скандалов было немало. Особенно это касается электросамокатов, на которых катаются и те, кто хоть немного знаком с ПДД, и те, кто о них никогда не слышал, да еще и в нетрезвом виде. Ситуация напоминает таковую в период появления на наших дорогах в начале 2000-х мотоскутеров. В первое время сотрудники ГИБДД просто не знали, как к ним относиться, и не обращали на «табуреточников» никакого внимания. Но, когда аварийность среди мопедистов резко подскочила, их наездников быстро прижали к ногтю, введя в правах категорию «М».

СИМ – это не игрушка!

Нет-нет, для самокатчиков и прочей похожей электробратии до такого пока не додумались, как и до шлемов или экипировки, которая была бы не лишней. Но гайки все же начинают закручивать. СИМ законодательно признано транспортным средством со всеми вытекающими отсюда последствиями. Теперь это не модная игрушка. За нарушение ПДД пользователям СИМ вводится и штраф от 500 до 1 500 рублей. СИМ в отличие от велосипедов отныне запрещается пребывать на проезжей части, предназначенной для автомобилей. Кроме тех случаев, когда нет тротуара, обочины или выделенной для велосипедистов дорожки. Так что автомобили теперь останутся более-менее невредимыми. А сбивать самокатчики будут только пешеходов, с чем последних и поздравляем. Они натерпелись от велосипедистов, носящихся по тротуарам. А сейчас к «педальным» вполне законно добавятся еще и самокатчики, которых согнали с дороги.

Кстати, до кучи досталось и тем же мотоскутеристам. Например, законодатели почему-то запретили мотоскутеристам перевозить пассажира. Чем это вызвано, непонятно. Подобный финт напоминает аналогичную борьбу гаишников во времена моего детства и отрочества с пассажирами на маломощных «Карпатах» и «Дельтах». Но в те годы техника, признаемся, была весьма чахлой и примитивной. Сегодня же двухместный 50-кубовый скутер, выдающий хороший крутящий момент и имеющий нормальное двухместное седло, – обычное дело. Ездить на нем вдвоем вполне безопасно. Перестраховываемся?

Затронули законодатели и пешеходов. Например, появился новый вид разметки 1.14.3 – «коридор». Он состоит из двух прерывистых линий и может применяться на пешеходных переходах вместе с зеброй. Но только на диагональных пешеходных переходах, которые размещаются на перекрестках. Зачем было городить новый огород в придачу к уже существующей разметке (зебре), тоже непонятно.

Кстати, о разметке, видов и цветов которой в последнее время развелось многовато. Похоже, желтую разметку, обозначающую зоны запрещенной остановки и стоянки и явно избыточную, решили отныне потихоньку убрать. По новым правилам зона окончания действия знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» определяется теперь не желтой разметкой, а другими знаками или вспомогательными табличками.

От 500 до 1500 рублей составляет штраф за нарушение ПДД пользователям средств индивидуальной мобильности.

Желтый, белый… въедут все равно

Что касается водителей, то для них есть интересная информация, касающаяся временных знаков. И здесь законодатели немного перемудрили. Если до 1 марта таковыми считались знаки на желтом фоне и это существенно помогало автомобилистам определить, что на данном участке действительно идет, например, ремонт, то теперь все знаки, устанавливаемые на переносных опорах, независимо от цвета фона знаков считаются временными. Вот и гадай, как должны выглядеть эти опоры, какой они высоты, из чего сделаны. Впрочем, учитывая то, что к любым знакам российские автомобилисты относятся весьма скептически, считая их не совсем обязательными, в копошащихся во время ремонта дорожников они въедут все равно, хоть с желтым фоном, хоть с белым.

Плюс к тому для водителей узаконили световую секцию в светофоре в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенной под светофором. Она дает понять водителям, поворачивающим направо, что пешеходам в этот момент переход разрешен и их нужно пропустить. Это, безусловно, дело хорошее.

И в заключение немного о водителях-инвалидах, которых тоже затронули законодатели. Теперь знака «Инвалид» на автомобиле его хозяина и документа, подтверждающего инвалидность владельца машины мало для того, чтобы доказать право парковаться на платных парковках. Инвалиду нужно быть внесенным в специальный федеральный реестр. Впрочем, признаемся, это актуально для больших и богатых городов типа Москвы и Питера. В Томске проблема не так остра.

Мы остановились лишь на основных, с нашей точки зрения, изменениях в ПДД, которые начали действовать с 1 марта этого года. Советуем ознакомиться с полным списком нововведений в интернете. Там все это есть. Напомним лишь, что во все времена и при любых правилах на дорогах главенствуют здравый смысл и логика. На этом наш брат-автомобилист и держится. Не изменяйте им и глядите в оба. Ни гвоздя ни жезла!

Автор: Андрей Суров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 6 =