Голосом Термена о нас

Татьяна Веснина

Фото: Владимир Бобрецов

Основная

Можно ли за вечер научиться играть на терменвоксе? Этот вопрос задавали многие слушатели сразу после концерта молодого композитора, органиста и терменвоксиста Олеси Ростовской. И выражали готовность прийти на мастер-класс. Он был первым из серии мастер-классов, которые проходили в рамках Международного музыкального форума им. Э. Денисова.

«Я знала о терменвоксе всегда»

Сцена камерного концертного зала 19 октября напоминала научную лабораторию, где проводят какие-то опыты и испытания: провода, акустические приборы, антенны.

Инструменты Олеся настраивает сама. Проверяет звучание. В отличие от концерта на мастер-классе на сцене стоят два терменвокса. Один – для Олеси. Это инструмент, сделанный мастером Георгием Павловым. Другой – для желающих попробовать себя в качестве терменвоксиста. По словам Олеси, этот фабричный инструмент – рабочая лошадка, безотказный, выдержал не один мастер-класс.

– Иногда люди думают, что на терменвоксе не надо учиться играть: нет клавиш, нет струн, нет клапанов. Вышел, руками помахал – и «Аве Мария» полилась. Но, как показывает практика, игроками высокого класса стали люди, у которых уже было музыкальное образование, кто умеет играть на другом инструменте. Почему? Терменвокс очень требователен. Человек должен хорошо представлять не только, что он хочет играть, но и как он хочет это сделать.

Олесе Ростовской, владеющей несколькими инструментами и теорией композиции, потребовалось четыре месяца от первого подхода к инструменту до первого концерта.

– Мой путь к терменвоксу лишен всякой загадочности. Хотя не первый год я планирую придумать оригинальный ответ. Я все время журналистам хочу рассказать, как меня украли инопланетяне и что-нибудь мне вживили, какую-нибудь антенну. Но каждый раз я говорю правду: не было ничего особенного в моем обращении к терменвоксу. Я не помню того момента, когда узнала о терменвоксе. Мне кажется, я знала о терменвоксе всегда.

Глюк на вольтметре

Мастер-класс Олеся Ростовская начала с рассказа об устройстве инструмента.

– Играя на терменвоксе, исполнитель изменяет высоту тона с помощью движений правой руки в электромагнитном поле правой антенны (показывает – мы слышим звук сирены). Изменяет громкость с помощью изменения поля в левой антенне (уши закладывает).

С уст музыканта легко и изящно слетали физические термины: «электромагнитное поле», «антенны», «колебания». И становилось ясно: прибор-инструмент, который можно при желании собрать на кухне, если умеешь паять, требует не только наличия музыкального слуха, но и знаний по физике. И тем и другим обладал Лев Термен, когда 1919 году случайно, по ходу совершенно других исследований изобрел терменвокс.

– Но в его голове хранились знания из разных областей, что позволило ему эффект приближения и удаления руки применить и в музыке. В конце 10-х годов ХХ века он работал в институте Иоффе, исследовал газовые конденсаты, проводил опыты с разными электрическими устройствами и во время измерений заметил, что меняется звук в зависимости от расстояния от руки до антенны. И вдруг по институту Иоффе поползли слухи, что Лев Термен играет Глюка на вольт-метре!

Представьте, что вы – Ленин!

На разницу между кажущейся легкостью и реальной сложностью игры на терменвоксе обратили внимание те смельчаки, которые отважились подойти к инструменту.

Первой среди желающих поставить на себе научно-музыкальный эксперимент оказалась тезка Ростовской студентка ТГУ. Терменвокс впервые услышала на концерте 18 октября и сразу прониклась к нему любовью.

– Давайте займемся реконструкцией, – предложила Ростовская. – Вы будете Владимиром Ильичом Лениным, а я – Львом Сергеевичем Терменом. И встала за спиной студентки, взяв ее руки в свои. – Я научу играть на терменвоксе.

И они стали «играть». А по ходу дела Ростовская поясняла, что, по рассказам свидетелей, Термен в Кремль принес охранное устройство, которое изобрел, и музыкальный инструмент. Показал, и Ленину захотелось научиться на нем играть.

Оказаться на месте Ленина захотелось и студенткам музыкального колледжа. Олеся подыгрывала на фортепиано и подбадривала юных коллег:

– У вас получается. Попытайтесь мелодию сыграть.

Они честно пытались. Кое-что получалось. С одной из девушек ведущая мастер-класса даже попробовала сыграть дуэтом.

Почти два часа шел мастер-класс. Всем желающим поиграть на терменвоксе не было отказано в исполнении их мечты.

– У меня постоянных учеников по терменвоксу нет, – призналась Олеся Ростовская. – Но научиться может любой. Это не закрытый клуб. Но надо иметь инструмент. И не бояться его.

Тоже можно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.