Город сквозь троллейбусное окно

Уже больше 30 лет колесит по проспектам и улицам Томска Жангазы Калиакпаров

На этой неделе наша страна отмечала День народного единства. Для рожденного в Казахстане водителя троллейбуса Жангазы Калиакпарова наш город уже давно стал родным. Его жизнь является примером многонационального единства народов, которое президент Владимир Путин назвал величайшей ценностью страны.

В Сибирь за братом

Жангазы Калиакпаров родился в многодетной семье в Семипалатинской области. Его отец был скотником, а мама работала билетершей в кинотеатре. Родители мечтали, чтобы три их сына и дочка выучились и вышли в люди. Жангазы был самым младшим ребенком. Когда пришла пора служить в армии, его старший брат уже работал главврачом участковой больницы, а сестра трудилась мастером на швейном производстве. Средний брат рано покинул родные пенаты, мечтая получить модную в начале 90-х годов специальность программиста в Томске. Он-то и «сосватал» Жангазы в Сибирь, когда тот вернулся из армии.

В ожидании подготовительных курсов братья работали на «Контуре», а после их окончания Жангазы поступил на дорожно-строительный факультет ТИСИ. Через год перевелся на вечерний, потом на заочный факультет. Такие перемещения по учебе были вызваны необходимостью материальной поддержки мамы. Отца не стало, когда Жангазы было всего 13 лет.

С учетом профиля получаемой специальности «автомобили и автомобильное хозяйство» будущий инженер устроился на автобазу, позже перешел в трамвайно-троллейбусное депо. Начинал водителем, затем его поставили бригадиром маршрута. Когда окончил институт в 1996 году, предложили должность инженера по эксплуатации. Через пять лет, в начале «нулевых», дипломированный специалист попал под сокращение. В тот непростой период жизни решил уехать на родину. Но Томск уже не отпускал. Через полгода Жангазы снова работал в депо. Водителем.

Вскоре он познакомился с томичкой, женился. В браке родились два сына и дочь. После 15 лет супруги разошлись, но дети остались жить с отцом.

«Белка» на маршруте

Жангазы успел поработать на всех видах троллейбусов, поступивших в Томск за последние три десятка лет, – ЗиУ, ТролЗа, ЛиАЗ, АКСМ. Если в парк поступают новые машины, руководство доверяет их опытным водителям и тем, кто имеет непрерывный стаж работы. Первый новенький троллейбус, который удалось протестировать Жангазы, был из Белоруссии. Низкопольные, молочного цвета АКСМ-ки или «Белки» пришлись ему по душе.

– У них, в отличие от предыдущих видов, был автономный ход, – поясняет водитель. – На «белорусах» можно было проехать на аккумуляторах до пяти километров, опустив токоприемники. На тот момент это была бомба! «Автономка» позволяла объехать аварию или уйти с перекрестка в случае неисправности троллейбуса.

Кроме того, низкая посадка удобна для пожилых людей, родителей с детскими колясками, инвалидов-колясочников.

«Двойка», «тройка», «пятерка»!

Жангазы Калиакпаров признается, что очень любит работать по пятому маршруту. На наш детский вопрос «Почему?» получаем предельно взрослый ответ: «Потому что он самый короткий в городе. Полчаса в одну сторону».

– Он мне нравится тем, что здесь ездит много студентов, – улыбается водитель троллейбуса. – Они быстро погрузились, быстро выгрузились, и никаких проблем с задержками.

А начинал он с «тройки». Когда только устроился в депо, за водителями закреплялись конкретные маршруты, но в последнее время руководство ТТУ тасует экипажи.

– В неделю я могу отработать, допустим, два дня по «двойке», день по «пятерке» и еще два дня по «тройке». Самым протяженным считается – третий – от Южной до ОКБ.

Затем следует второй маршрут – на нем получается час в один конец, за два часа – оборотный рейс. До обеда сделал два-три рейса, вот тебе полсмены отработано. Еще столько же после обеда и можно домой собираться, – улыбается Жангазы.

Водитель признается, что ему нравится работать летом, хотя большинство его коллег этого не понимает: кабина же накаляется до 40-45 градусов. А он жару очень хорошо переносит. Вот зимой намного сложнее, ведь помимо самого холода и гололеда, снег на обочинах существенно сужает дороги, а это сильно мешает совершать маневры 12-метровым машинам.

 

Сразу после армии Жангазы Калиакпаров приехал в Томск из Казахской ССР, влюбился в город, его жителей и остался. За время работы Жан, как зовут его коллеги, освоил не одно поколение троллейбусов, вырос в настоящего профессионала и воспитал троих детей. Спасибо за труд, уважаемый Жангазы! От томичей и от меня лично!

Владимир Мазур,
губернатор Томской области

 

Осторожно, двери закрываются

В отличие от своих коллег, которые включают музыку, водитель Калиакпаров полностью сконцентрирован на маршруте, у него в кабине никакого постороннего шума.

– Я весь сосредоточен на дороге, – поясняет водитель. – Даже остановки сейчас объявляют информаторы: кнопочку нажал и «пошел эфир». Не отвлекаешься ни на что. Хотя мне нравилось самому в микрофон объявлять остановки. Если народу много в салоне, предупреждаешь, чтобы пассажиры заранее готовились к выходу, чтобы не висели на подножках, что двери закрываются.

Однажды Жангазы выпала новогодняя смена по «тройке». Пассажиры в праздничной эйфории возвращались домой после городского фейерверка, устроив танцы в салоне под гармошку. А потом один из них предложил водителю выпить с ним за Новый год. Но после категорического отказа счастливый пассажир оставил ему целую бутылку водки, наказав выпить после смены.

– В другой раз я работал по шестому маршруту и тоже в Новый год, – вспоминает еще один курьезный случай водитель. – В два-три ночи подходит мужчина средних лет и просит увезти его на Басандайку. Я ему объясняю, что туда троллейбусы не ходят. Он отошел, через какое-то время снова возвращается. И так несколько раз. В общем, довез его до Южной, а как уж дальше он выкручивался, не знаю.

Конечно, бывают и конфликты. Особенно в вечернее время. Если хулиганы не реагируют на замечания кондуктора, тогда подключается водитель, предварительно остановив движение транспорта. И здесь очень важна связка – водитель-кондуктор. Последние семь лет Жангазы Омарович работает с Еленой Макаровой. Каждый знает свое дело на маршруте и если нужно подать сигнал водителю, кондуктор просто нажимает кнопку и тогда он уже внимательно смотрит, что необходимо сделать: задержаться на остановке, чтобы коляску осторожно спустить, либо когда пожилой человек с тросточкой выходит. Или просто нужно закрыть «заевшую» дверь.

Сейчас напарница в отпуске, поэтому водителю приходится подстраиваться под других работниц.

– Когда экипаж слаженный, намного легче работать, чем с разными кондукторами, – замечает Жангазы. – Хотя недавно из-за их дефицита на одном из троллейбусов пятого маршрута ввели эксперимент: вместо кондуктора установили валидаторы и платежный терминал.

Такая милая Михайловка

Приходится ли самому герою пользоваться троллейбусом? Редко, но бывает. Летом он ездит на работу на велосипеде, а зимой предпочитает ходить пешком, благо, что живет не так далеко от депо.

При таком насыщенном графике остается ли желание «выходить в город»? Жангазы не скрывает, что любит побыть дома, это помогает ему перезарядиться для следующей смены. А своим излюбленным местом отдыха называет Михайловскую рощу. Там есть спортивные и детские площадки. Он и его новая спутница Татьяна с внуками при каждой прогулке обязательно спускаются к родникам.

– Такое впечатление, что зашёл в дикий лес, хотя Михайловка находится в городе. Классно все исполнено! – улыбается Жангазы Омарович.

Скоро у него отпуск, а значит, будут культпоходы и в театр, и на концерты. К слову, он и его близкие одними из первых посетили выставку «Сокровища гробницы Тутанхамона» в художественном музее.

Работа – людей возить!

Этим летом водитель троллейбуса с 30-летним стажем Жангазы Калиакпаров вошел в медиапроект губернатора Владимира Мазура «Лучший миллион Томской области».

– Да я не сказать, что самый лучший, – скромничает герой проекта. – Есть у нас ребята и с большим стажем работы. Ну да, подъехал я на остановку, дверь открыл, посадку сделал. Можно закрывать и уезжать, но смотришь, бежит человек. Откроешь ему переднюю дверь, он заходит, «спасибо» говорит, ну приятно же.

Только добрые слова говорит о своем подчиненном начальник службы эксплуатации троллейбусного депо Андрей Носов:

– Это спокойный, трудолюбивый человек. У нас ведь одна задача – от пункта А до пункта Б – довезти живого, здорового пассажира. Без внутреннего спокойствия, реакции быстро оценивать обстановку, складывающуюся на маршруте, работать не получится.

– В основном, конечно, у нас удерживаются те, у кого есть желание работать. Надо внимательно к пассажирам относиться, люди это видят, часто благодарность свою выказывают: «Молодец, как хорошо везешь! Не трясет, не качает, не дергает». Ну, приятно ведь такое слышать. Естественно, сразу у самого настроение повышается. Мне нравится эта работа – людей возить, – признаётся «миллионер».

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − 6 =