Так жители области называют Томский театр драмы
Томская область празднует юбилей. Ей 80 лет, ну, а старинному сибирскому городу и вовсе исполнилось 420. Томск гудит, как улей. Развиваются его предприятия, заводы, университеты, культурные учреждения. Одно из которых – Томский театр драмы. Его история корнями уходят в далекий 1850 год. Томский драматический прошёл долгий и полный событий путь. Его деятельность всегда была неразрывно связана с жизнью и развитием города. 15 августа откроется 174 театральный сезон. И планов – громадьё!
Под знаком отечественной драматургии
– На этот сезон у нас запланировано семь премьер, – рассказывает главный режиссер Томского театр драмы Олег Молитвин. – С 30 июля мы репетируем «Любовный переполох» по двум водевилям начала XIX века «Любовная почта» Александра Шаховского и «Бабушкины попугаи» Николая Хмельницкого. C режиссёром постановки Анной Потаповой мы познакомились на Лаборатории ComedyUlёt-2.
Кроме того, продолжается работа над спектаклем «Братское сердце». Пьеса томского драматурга Сергея Максимова, в основе которой лежит реальная история участника СВО Артёма Василюка, появилась, благодаря проекту Арт-кластера «Таврида». Работа над произведением началась на лаборатории «Актуальная драматургия о специальной военной операции». Постановка входит в проект «СВОи. Непридуманные истории», который стал победителем второго грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Премьеру ждем в декабре.
На Большой сцене Анна Морозова поставит «Волшебника Изу-мрудного города». Как известно, когда Александр Волков писал эту сказку, он вдохновлялся Томском. На Малой сцене спектакль «У самого синего моря» по «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина будет ставить Владислав Хрусталев.
В начале 2025 года я приступлю к репетициям спектакля «Анна Каренина» по роману Льва Толстого. Это будет масштабная работа, которая осуществится благодаря грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Премьера спектакля запланирована на конец марта.
В мае, к юбилею Победы в Великой Отечественной войне на малой сцене выйдет спектакль «Красный обоз». Пьесу специально для нашего театра написал драматург из Курска Александр Демченко. Она основана на реальных событиях и объединяет прошлое и день сегодняшний. Спектакль будет ставить Данила Дейкун.
На конец сезона мы запланировали премьеру спектакля «Весы» по пьесе Евгения Гришковца. Режиссёр Михаил Лебедев тоже принимал участие в Лаборатории ComedyUlёt-2 и нам показалась любопытной эта работа.
Так получается, что будущий сезон будет проходить под знаком отечественной драматургии: причем мы представим зрителям произведения классиков, современников, и даже томского автора.
В театре главное – люди!
И каждый применяет уникальные умения, вкладывает в работу душу
Даешь молодежь!
В новом сезоне на сцену вый-дут новые артистки, в труппу Томской драмы приняли выпускницу института им. Б. Щукина Анну Ганжа и выпускницу Томского губернаторского колледжа культуры и искусств Анастасию Золотарёву.
– Когда к нам приезжают критики, они все, в том числе и эксперты фестиваля «Золотая маска», отмечают высокий профессионализм наших артистов, – рассказывает директор Томского театра драмы Виталий Волочинков. – Наша труппа постоянно обновляется, мы не варимся в собственном соку, а стремимся постоянно чему-либо учиться у других. Так, благодаря компании СИБУР и их программе социальных инвестиций «Формула хороших дел» у нас сложились дружеские отношения со Школой-Студией МХАТ. В Томске регулярно показываются спектакли выпускников этого вуза, проводятся мастер-классы педагогов Школы-Студии. А в прошлом сезоне мы провели совместную Лабораторию «Драматургия 50–70 годов, традиции и новации». Молодые режиссёры, магистранты Школы-студии МХАТ мастерской Виктора Рыжакова, вместе с артистами театра драмы создавали эскизы спектаклей.
С другим известным театральным вузом, ГИТИСом, у нас тоже прошла совместная лаборатория. Режиссеры-выпускники приезжали в Томск, работали с нашими артистами, и несколько эскизов потом стали полноценными постановками.
К нам приезжали педагоги по сценодвижению, по сценической речи, а сейчас специалисты Томской филармонии занимаются с нашими артистами вокалом. В штате у нас есть свой балетмейстер Екатерина Авдюшина, она занимается с актерами пластикой, помогает им поддерживать и развивать свою физическую форму. Актриса Елена Саликова преподает сценическую речь, занимается с труппой раз в неделю. И, когда к нам приезжают режиссеры, они обязательно отмечают, что у нас очень работоспособная, сыгранная труппа. Это по-настоящему здорово!
Без привлечения в труппу молодых артистов театр не может быть по-настоящему интересным для молодого поколения. И здесь я особенно хочу отметить Федеральный проект «Пушкинская карта». Огромное спасибо правительству за эту инициативу. Наш зритель помолодел прямо на глазах, мы чувствуем, как растет интерес молодого поколения к театру. «Пушкинская карта» точно сделала свое дело!
О ремонте, обучении, новом оборудовании и грантах
Для создания хорошего спектакля требуется многое – знания, умения, опыт. В этом году главный режиссёр Томского театра драмы Олег Молитвин совершенствует свои профессиональные навыки в академии творческих индустрий «Меганом» по образовательной программе «Академия Сергея Безрукова «Художественные руководители театров будущего». По словам Олега Павловича, это насыщенное обучение с большим количеством серьезных педагогов и освоением совершенно разных направлений.
Но для постановки успешного спектакля одних знаний мало. Требуется «забота о кровле насущной». О технической составляющей, о ремонте здания и оснащении рассказывает директор Виталий Волочинков:
– Ремонт – процесс долгосрочный. Три года назад мы вместе с представителями областной администрации приняли решение делать все поэтапно и набросали план ремонта на ближайшие пять лет. В плачевном состоянии была кровля, с нее мы и начали. Сейчас наша кровля выполнена из современных материалов, есть ливневая канализация. Крыша сделана с подогревом, и теперь зимой нам не надо постоянно счищать с нее снег. Сейчас занимаемся реконструкцией стилобата и центрального крыльца, они тоже были практически в аварийном состоянии. Благодаря совместным усилиям (нашим и областного департамента по культуре) удалось попасть в национальный проект «Культура», и мы закупили новые консоли управления световыми приборами, вокальные радиосистемы, проекционное видео– и другое современное оборудование.
Свои мастера на все руки
– Мы в принципе уже отвечаем даже столичным требованиям и технически можем выполнить практически все запросы топовых приезжих режиссеров, – продолжает Виталий Валерьевич. – Но не стоит забывать про наших уникальных специалистов. Так в театре есть свой собственный мастер по пошиву сценической обуви – единственный на всю Томскую область. Он способен выполнить самые сложные заказы, изготовить любую фантастическую или историческую обувь.
Сейчас многие театры отказываются содержать цеха, так как это очень сложно. А мы сохранили производственные мастерские, художественно-бутафорский, костюмерный, машинно-декорационный и другие цеха. Пока у нас нет только металлообработки, но в будущем, надеюсь, она появится. Зато как виртуозно у нас мастера по дереву работают! Могут сделать любую вещь – от балясины до дивана.
В театре главное – люди! Артисты, режиссеры, реквизиторы, костюмеры, швеи, машинисты, администраторы – над созданием каждого спектакля работает огромное количество людей. И каждый применяет уникальные умения, вкладывает в работу душу. Вот это и есть формула успеха. И я точно знаю, что у нас все получится. Пусть это будет и поэтапно.
Вот такая кипучая жизнь в Томском театре Драмы, где ежедневно что-то стучит, шьется, придумывается. Театр – словно город в городе. Есть свои производства, инструменты, цеха, люди трудятся над общим делом. Ну, а результат этих трудов мы увидим уже в скоро – на грядущих постановках.
Автор: Анастасия Залозная
Фото: Сергей Захаров