Октябрьское заседание комитета Думы Томска по городскому хозяйству оказалось едва ли не самым насыщенным за год. Оно началось с избрания председателя комитета – им стал недавно выбранный по Вузовскому округу депутат Максим Резников. А продолжилось обсуждением проекта бюджета на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов. Дискуссия получилась напряженной. Представителям городской администрации пришлось не раз поежиться от вопросов членов «горхоза» и руководителя Счетной палаты. Гвоздем программы стал вопрос о работе ТТУ. Даже следовавший за ним отчет рабочей группы по «Спецавтохозяйству» по сравнению с «рогатым» вопросом как-то полинял.
Приговоренные маршруты
Судьба городского электротранспорта стала предметом обсуждения членов комитета городского хозяйства из-за того, что этот вопрос волнует томичей. Ходили слухи о возможном прекращении работы маршрутов № 4 и 7, а в дальнейшем и полном отказе от троллейбусов. Депутаты гордумы недвусмысленно заявили: транспортных революций не будет.
По словам и.о. заместителя мэра Сергея Аушева, администрация города под давлением населения вынуждена была отказаться от разработанной новой схемы движения электротранспорта в пользу действующей. Единственным исключением стал маршрут № 3 – автобус пошел на «Изумрудный город», чтобы освободить жизненное пространство для троллейбуса. Но в итоге нормальной работы не получилось. В район Дворца спорта теперь ни уехать, ни приехать – Аушев это признал.
На данный момент на «транспортную революцию» в бюджете просто нет денег. Теперь планы куда как скромнее: поставить крест на «четверке» – старейшем маршруте и «семерке» – самом молодом. Так как они дублируются маршрутками. Обоснование – на линии и сейчас осталось всего четыре троллейбуса под номером 4, а реально порой ходит один, то есть ждать «рогатый» надо час. «Семерка» тоже приносит одни убытки, так как она полностью дублируется 27-й маршруткой. В чем опять же виновато население: в начале года, когда маршрут отменили, оно не поняло своего счастья и устроило мини-бунт на корабле (то есть в Зеленых Горках и Зональном). Было принято решение оставить все как есть, и вот итог: троллейбус ходит полупустым.
Закрыть или закупать
Автор позволит себе небольшое отступление: точнее будет сказать «троллейбус ходит не переполненным». То есть вне часа пик есть сидячие места. Да и как им не быть – при интервале в 20–40 минут? Избаловался народ, не желает столько ждать на морозе! Возможно, пришлось бы стоять и дольше, случись в январе полноценный переход на новую транспортную схему. Но тогда – не без помощи депутатов – позицию горожан услышали.
ТТУ продолжает приносить убытки, особенно троллейбусы. В год электротранспорт обходится городской казне в 250 млн рублей, а экономически обоснованный троллейбусный тариф составляет 32 рубля. Решение вопроса переносится, «работает» (как заметили депутаты, собиралась один раз) рабочая группа. Но если ничего не делать, то лет через пять потребуются уже миллиарды…
– О проблемах мы слышим каждый раз, когда приходит пора выделять деньги на покрытие убытков предприятия, – заметил председатель Думы Сергей Панов. – Хотелось бы узнать и о перспективах. Что вы предлагаете? Мнения мы слышим прямо противоположные: от «все закрыть» до «закупать по нескольку машин». Какая ваша позиция?
По словам Аушева, у администрации была позиция – оптимизировать маршруты № 4 и 7, однако «в рамках прямой демократии» эта инициатива была приостановлена. Это модное выражение на комитете звучало еще не раз. Чиновник иронично заметил: народ, выступающий против закрытия троллейбусных маршрутов, на них не ездит. Да нет, Сергей Викторович, ездим, если подвернется.
Нам не нужны великие потрясения
– Есть предложение заменить троллейбусы электробусами. Кто-нибудь может сказать, как они будут работать в условиях Сибири? – спросила заместитель председателя комитета городского хозяйства Думы Томска Елена Телкова. – И будет ли их эксплуатация дешевле, если им по шесть часов нужно заряжаться? У кого больше расход электроэнергии?
Вопрос повис в воздухе: увы, такого опыта пока нет. Есть китайский, но можно ли его применить к нам?
Сказать либо «а», либо «б» призвал коллег депутат Анатолий Верин:
– Давайте или признаем ТТУ социальным проектом и будем продолжать его субсидировать, или введем экономически обоснованный тариф на перевозки и закроем вопрос.
– Я противник кардинальных мер, – заявил Сергей Панов. – Мы увидели на примере введения новой маршрутной сети, как болезненно люди принимают любые изменения. Попытки закрыть немедленно вызовут возмущение. Может быть, попробовать пустить электробусы до новых микрорайонов, до Зеленых Горок например? Отказываться от существующих маршрутов нельзя. Четверть населения Томска – 25% – пользуются электротранспортом. Какое право мы имеем пренебрегать их интересами?
Определенность к зиме
Сомнение в компетентности транспортных реформаторов высказал депутат Андрей Петров:
– Все эти ссылки на Европу, которая якобы отказалась от электротранспорта… Да, отказывалась, но в 60–70-е годы прошлого века. Сейчас ситуация совершенно иная! В той же Чехии восстанавливают троллейбусы.
Недавно в Трамвайно-троллейбусном управлении появился новый руководитель. Депутаты предложили Андрею Сосновскому высказать свое видение ситуации. По его словам, из сокращения персонала и энергосбережения «максимально выжато» все, что можно.
– Троллейбусы – это действительно проблемное место. Мы привязаны к линиям. Можно попробовать электробусы, но цена одного примерно 30 миллионов рублей. Чтобы нормально функционировать, надо порядка 20 единиц. Я получил задание в течение месяца проработать и предоставить инвестпроект – 1 декабря я обязан доложить, куда мы должны двигаться, – сказал Андрей Сосновский.
Будут это какие-то частичные преобразования или кардинальная перестройка, пока директор сказать не может.
В итоге депутаты решили вернуться к рассмотрению вопроса уже в первом квартале 2018 года.
– Каким бы ни было решение, оно должно быть взвешенным, – подчеркнул Сергей Панов.
Никаких потрясений в столь чувствительном вопросе Дума не приемлет. Да и «прямая демократия» не позволит.
К снежной вахте готовы?
В ходе рассмотрения вопроса о финансово-хозяйственной деятельности УМП «Спецавтохозяйство» члены комитета городского хозяйства Думы Томска заслушали информацию о реализации рекомендаций рабочей группы по рассмотрению результатов проверки городской Счетной палатой деятельности предприятия за 2014–2016 годы. По информации и.о. заместителя мэра Сергея Аушева, рекомендации в целом выполнены либо находятся в стадии исполнения (разбираются в суде).
Главный вопрос: готово ли предприятие к предстоящей зимней уборке города?
– Опыт прошлого года показал, что готовиться к снегопадам необходимо лучше. Мы на заседаниях рабочей группы подробно рассмотрели вопрос и в своих рекомендациях предложили заранее заключить договоры с предприятиями-контрагентами, которые в случае пиковой нагрузки смогут оперативно выйти на уборку города. Необходимо устранить потери времени при разгрузке на снегоотвалах, сократить километраж по перемещению груженной снегом техники в городской черте, обеспечить максимальное использование производственной мощности «Спецавтохозяйства», – считает председатель рабочей группы по САХу депутат Владимир Самокиш.