Гость редакции: Анатолий Рожков

Чуть больше года назад экс-глава Каргасокского района Анатолий Рожков не только одним из первых вошел в команду нового губернатора Сергея Жвачкина, но и занял должность, которой прежде в обладминистрации не было: заместитель губернатора по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления. Ранее муниципалитеты курировали полномочные представители главы области, с апреля 2012 года этот огромный блок вопросов сосредоточился в руках одного человека – Анатолия Рожкова.

А чуть позже в сферу его ответственности добавился и блок развития информационного общества. Несмотря на огромную занятость, Анатолий Михайлович в течение двух часов отвечал на вопросы журналистов «ТН», осветив важнейшие стороны развития муниципальных образований Томской области.

Что посеешь…

– В этом году посевная кампания выдалась очень непростой. Как областные власти могут помочь районам справиться с ее последствиями?

– Ситуация действительно тяжелая: на нее повлияли не только сложные климатические условия этого года, но и засушливое лето прошлого. К тому же несколько лет назад сельскохозяйственные предприятия начали активно брать кредиты, и в 2011–2012 годах пришло время их массового погашения. В прошлом году они просили отсрочки, этот год показывает, что в полном объеме селяне рассчитаться опять не смогут из-за огромных затрат: почва мягкая, техника шла очень тяжело. Так получилось, что в нынешнюю посевную кампанию государство впервые не субсидирует расходы на ГСМ. Это одно из последствий вступления в ВТО.

В прошлом году в помощь селянам выделялись приличные средства на конкретные мероприятия: около 150 млн рублей. За счет этого удалось сохранить поголовье скота, закупить семена. В этом году губернатор Сергей Жвачкин обратился в облдуму с просьбой, несмотря на дефицит средств, выделить в помощь сельскому хозяйству 450 млн рублей. Эти деньги тоже будут распределяться адресно. Надеемся, что они помогут сельхозпредприятиям изменить ситуацию к лучшему.

– Чем помогло введение в Томской области режима ЧС из-за неблагоприятных погодных условий в период посевной кампании?

– Это дает нам право внеочередного финансирования, которое не было предусмотрено бюджетом. Кроме того, мы привлекаем внимание федеральных структур к проблеме, чтобы претендовать на софинансирование из федеральной казны. И третье – режим ЧС, образно говоря, легализует статус селян как заложников неблагоприятных погодных и, соответственно, финансовых обстоятельств.

Кадры за инфраструктурой

– Какой из блоков вашей работы вы считаете самым сложным?

– В муниципалитетах до сих пор не всем понятна взаимосвязь между различными уровнями власти. Приходится быть «всеядным», участвовать в обсуждении самых разных проблем. К примеру, очень сложен вопрос газификации. С одной стороны, мы совместно с Газпромом реализуем в области крупный проект, который в большей степени социальный, нежели коммерческий. Но с другой – если газ будет проведен, то потребители нужны в любом случае. Поэтому проводим в населенных пунктах совещания, рассказываем о преимуществах газификации, предусматриваем совместное финансирование строительства газопроводов внутри населенных пунктов.

Больше всего усилий и времени уходит, конечно, на социальный блок. Особенно сейчас, когда реализуется серия указов президента РФ о повышении заработной платы бюджетникам. Еще несколько лет назад социологические опросы показывали, что население в первую очередь недовольно своими доходами. Теперь на первое место выходит система здравоохранения. Потому что когда мы говорим об увеличении заработной платы врачей, улучшении материально-технической базы медучреждений, пациенты справедливо ждут мгновенного роста качества медицинских услуг, который идет не такими быстрыми темпами.

– Насколько гладко осуществляется переход системы муниципальных учреждений здравоохранения на областной уровень?

– У этого процесса два основных участника – муниципалитет и областной департамент здравоохранения. Конечно, у каждого есть свои опасения. Сейчас главы районов уделяют много внимания медучреждениям, но сохранится ли такая ситуация, когда с них снимут за это ответственность? С другой стороны, сможет ли департамент при существующей структуре справиться с огромной махиной районных больниц? Переход идет поэтапно: область уже финансирует зарплату медицинских работников во всех районах, через какое-то время в подчинение субъекта перейдут материальная база, здания, сооружения. Это делается для того, чтобы обеспечить равное финансирование, а также решить вопросы материально-технического обеспечения. В каждом райцентре должны быть крупные центральные больницы с современным оборудованием. Однако проблема еще и в кадрах. Программа «Земский доктор» дала определенные плоды, но далеко не сразу из молодых медицинских работников получатся специалисты высокого класса.

– Как привлекаются на село молодые специалисты в других сферах?

– Помимо средств на программу «Земский доктор» в текущем году в бюджете области заложено в два раза больше денег на поддержку молодых специалистов, чем в прошлом, – около 100 млн рублей. По нашим подсчетам, это поможет решить жилищные вопросы 168 семьям. Деньги выделяются в качестве софинансирования на строительство жилья, а также первого взноса на ипотеку. Конечно, потребность намного выше, но постепенно вопрос решается.

Экономическая консолидация

– Недавно вы озвучили планы об условном разделении муниципальных образований региона на шесть зон экономического развития. Что этот проект должен дать районам и области в целом?

– Это, скорее, не проект, а стратегия, вектор направления развития территории Томской области. Ни о каком слиянии районов или изменении границ речь не идет. Но есть районы, которые развивают одни и те же экономические направления. Например, северные территории – Стрежевой, Кедровый, а также Александровский, Каргасокский, Парабельский, Колпашевский и Верхнекетский районы – активно работают с недропользователями. Объединение усилий и интересов поможет уйти от внутренней состязательности, которая иногда вредит, и создать условия для развития нефтегазового комплекса, совместно заняться, например, межеванием, подготовкой земель, распределением ресурсов. То же касается и развития других зон: лесопромышленного комплекса (Томск, Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Кривошеинский, Первомайский и Тегульдетский районы), агропромышленного комплекса (Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Каргасокский, Кожевниковский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Первомайский, Тегульдетский, Томский, Чаинский и Шегарский районы), зоны территориального развития ресурсного потенциала и запасов железной руды (Бакчарский и Колпашевский районы), центра образования, исследований и разработок, а также центра по развитию ядерных технологий (Томск, Северск и Томский район).

– В прошлом году в Шегарском и Колпашевском районах прошли выставки инновационной продукции. Какие задачи стоят перед этим направлением и получит ли оно продолжение?

– Это тоже часть объединения усилий на фоне общих экономических интересов территорий. Мы постоянно говорим о необходимости инноваций и модернизации во всех сферах. Но человек так устроен, что, пока не пощупает руками, не увидит, как это работает, не сможет оценить перспективность разработки. Мы начали проводить выставки для того, чтобы главы районов увидели, как они уже сегодня могут модернизировать, например, то же коммунальное хозяйство или другие сферы. В то же время наука, предприятия получают возможность оценить, что нужно той или иной территории. Еще одна задача проведения подобных выставок – заинтересовать малый и средний бизнес в районах. Сельские предприниматели должны понять: разработки, которые им понравятся, они могут не только купить, но и производить. Мы, безусловно, продолжим эту работу. Ближайшие выставки инновационной продукции пройдут 7 августа в Асине и 29–30 августа в Стрежевом.

На суше, на воде и в воздухе

– Осенью областные власти озвучили планы по восстановлению речного транспорта и малой авиации. Есть ли уже наработки в этом направлении?

– До конца года мы подготовим комплексную программу, она будет включать в себя и автомобильные, и авиа-, и речные перевозки.

Часть программы, касающаяся организации авиаперевозок, уже практически готова. В прошлом году мы заказали обследование всех аэропортов области и анализ авиационного рынка региона: почему практически исчезли авиаперевозки? Какие нужны капиталовложения, чтобы их восстановить? Параллельно рассматриваем вопрос о субсидировании расходов пассажиров – механизм должен быть четко расписан. Серьезную работу ведем и по речному транспорту.

– Не получится ли так, что развитие авиа- и речных перевозок негативно скажется на состоянии автомобильных дорог?

– Как я уже сказал, программа будет комплексной. Без автомобильных дорог невозможно развитие экономики. Из-за слабо развитой дорожной инфраструктуры нашим товаропроизводителям, например, сложнее конкурировать с другими регионами. Поэтому развитие сети дорог для нас крайне важно, мы уделяем и будем уделять данной теме серьезное внимание.

Справка ТН

Анатолий Михайлович Рожков, заместитель губернатора Томской области по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления (с апреля 2012 года). Родился в 1962 году в Колпашеве. В 1982 году окончил Иркутское авиационное училище гражданской авиации, в 2008 году – Томский государственный университет по специальности «государственное и муниципальное управление». С 1982 по 1988 год работал в Колпашевском авиаотряде ЗСУ ГА. В 1988–1997 годах – в Каргасокском СПТУ-22. В 1997–1999 годах был заместителем главы администрации Каргасокского района по социальным вопросам. С 1999 по 2012 годы занимал должность главы Каргасокского района. Женат, имеет двоих сыновей.

По натуре трудоголик

– Анатолий Михайлович, вы уже год работаете и живете в Томске. Оправдались ли ваши ожидания, не тянет ли вернуться в Каргасокский район?

– Оправдались предположения: вкалывать пришлось еще больше (смеется). Если серьезно… есть чувство удовлетворения. Я по натуре трудоголик, поэтому ритм жизни, в котором нахожусь сейчас, меня устраивает, пусть иногда и тяжело физически. Конечно, поначалу было сложно: график при работе в областной администрации более динамичный, к тому же раньше я сам определял содержание своего рабочего дня, а сейчас – не всегда.

– В Каргаске у вас была своего рода отдушина – лес, рыбалка. А как здесь отдыхаете от работы?

– Я человек от земли. Заядлый охотник и рыбак. Правда, рыбачу только летом, а ружье в руки не брал уже больше года. Надеюсь, осенью все-таки появится возможность побывать на охоте. Мне приносит удовольствие общение с семьей, с детьми. Тем более сыновья уже взрослые: настало время, когда мы можем спокойно посидеть за чашкой чая, поговорить обо всем. Конечно, нередко возникает много вопросов о политике, но я стараюсь от них уходить, чтобы не возвращаться на работу.

Об УЭК

— Сначала получение универсальных электронных карт до 1 января 2015 года было прописано как обязательное требование для всех граждан РФ старше 14 лет. Но потом оно сменилось, сейчас получение УЭК – добровольное дело каждого. В Томской области карты выдаются с начала года, у нас наблюдается большой ажиотаж. Всем регионам было выделено по 1 000–

1 500 карт, наша квота уже закончилась. Губернатор Сергей Жвачкин договорился с президентом ОАО «Универсальная электронная карта»» Алексеем Поповым, что нам выделят еще 1 500 карт. Со временем через УЭК можно будет делать все: получать пенсию, оплачивать проезд, ходить в библиотеку. В настоящее время ведем переговоры с маршрутниками, решаем проблему создания инфраструктуры для использования универсальной электронной карты.

О развитии информационного общества

— Федеральный закон № 210 от 7 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» говорит о том, что гражданин должен тратить как можно меньше времени на получение государственных и муниципальных услуг и в рамках борьбы с коррупцией как можно дальше находиться от чиновника. Для этого реализуется сразу несколько проектов.

Во-первых, до конца 2018 года 90% госуслуг должны быть переведены в электронный вид. Для этого создан региональный портал государственных и муниципальных услуг Томской области, где гражданин имеет возможность заказать себе услугу: полная прозрачность по срокам, документам и исполнителям. Но каждую услугу органы власти сначала должны перевести в электронный вид. Перевод одной услуги стоит в среднем около 360 тыс. рублей. В Томской области через Интернет предоставляется уже 64 вида услуг, это 26%.

Во-вторых, до конца 2015 года 90% населения должны иметь возможность обратиться за любыми государственными и муниципальными услугами в многофункциональный центр через так называемое единое окно. Такие окна должны появиться в каждом населенном пункте численностью свыше 2,5 тыс. человек. У нас уже разработана соответствующая долгосрочная целевая программа. Действует областной многофункциональный центр в Томске и его подразделения в Кожевникове и Асине. В этом году введем еще четыре – в Колпашеве, Подгорном, Молчанове и Северске. Мы стараемся не строить новые здания, а использовать уже имеющиеся, потому что через несколько лет, после перевода всех госуслуг в электронный вид, не исключено, что многофункциональные центры могут в определенной степени потерять востребованность. В небольших населенных пунктах ищем другие пути: делаем окна МФЦ на базе отделений «Почты России» и библиотек. В бюджете 2013 года на эту работу заложено 38 млн рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × три =