Хочу стать дирижером

Концерт-игра или концерт-перспектива?

В начале апреля Томским академическим симфоническим оркестром снова руководили дети (в прямом смысле этого слова): в Органном зале состоялся второй концерт цикла «Хочу стать дирижером».

– Сегодня у нас с вами очень интересная встреча, я вам расскажу, насколько трудна профессия дирижера, – начал общение с детьми художественный руководитель и главный дирижер оркестра народный артист РФ Владимир Понькин. – Для начала скажите мне, пожалуйста, что такое партитура?

– Партитура – это ноты для всех инструментов, – ответил уверенный детский голос из зала.

– Правильно, это полная нотная запись музыкального произведения для оркестра. Еще можно сказать, что партитура – это ноты для дирижера, – уточнил Владимир Понькин и продемонстрировал партитуру «Шутки» из Второй оркестровой сюиты Иоганна Себастьяна Баха. – Смотрите, сколько нотных строчек! Здесь описано все, что должно происходить в оркестре. И вот мы с вами сейчас всю эту партитуру, как пазл, будем собирать.

Сначала свои партии сыграли контрабасы и виолончели, затем к ним присоединились альты, за ними – вторые скрипки, потом – первые. После этого маэстро попросил детей спеть мелодию под аккомпанемент струнной группы оркестра. И только после этого зазвучала флейта. Пазл сложился! А у детей появилось четкое представление о том, как звучат разные партии одного и того же произведения у разных инструментов и какой инструмент в данном случае является солирующим.

Дирижировать оркестром, исполняющим «Шутку» Баха, Владимиру Понькину помогали 7-летняя Вера Семенкова и 9-летний Миша Одияк – они первыми откликнулись на приглашение маэстро пройти на сцену.

В беседе с детьми и их мамами после концерта выяснилось, что оба ребенка занимаются музыкой, что в обоих преподаватели видят огромный потенциал и что они оба были на первом филармоническом концерте «Хочу стать дирижером».

…После знакомства с группами духовых инструментов оркестра Владимир Понькин вновь пригласил на сцену тех, кто хочет стать дирижером. Из желающих моментально выстроилась длинная очередь. На этот раз в центре внимания оказались фрагменты Симфонии № 29 ля мажор Вольф-ганга Амадея Моцарта.

Сначала маэстро вызывал желающих по одному. А затем предложил всем детям пройти в… оркестр!

– А сейчас мы с вами, дорогие дирижеры, сделаем такой фокус: пусть каждый из вас встает рядом с любым музыкантом и помогает ему играть, – скомандовал Владимир Понькин.

Долго ждать на пришлось – у каждого оркестранта оказалось по одному, а то и по два и даже по три руководителя. Юные дирижеры изо всех сил старались копировать движения маэстро.

– Программу пришлось корректировать в процессе, потому что дирижеров оказалось столько, что пришлось их «оптом» запускать в оркестр, другого варианта не было, – объяснил, улыбаясь, Владимир Понькин. – Я решил: пусть дети постоят рядом с опытными музыкантами, пусть они проникнутся этой атмосферой, пусть повторяют мои движения – это все даром не проходит.

После таких концертов дети еще больше влюбляются в музыку – это подтвердили и сами юные зрители, и их родители. На сцене Органного зала Михаил Одияк уже выступал – в составе «Глории». Теперь Миша мечтает сыграть на органе, и на ближайшем концерте цикла «Сказки дядюшки Органа» его мечта может исполниться. Потому что в конце каждого такого концерта томские органисты разрешают детям, обучающимся игре на фортепиано, исполнить фрагмент любимого произведения на органе.

На вопрос, хотелось бы ему еще раз подирижировать, Миша ответил: «Конечно, да!»

– Я хочу стать дирижером и композитором, – говорит еще одна участница обоих концертов «Хочу стать дирижером» Вера Семенкова.

По словам Любови Семенковой, мамы девочки, это желание проснулось у дочери после того, как они побывали на гала-концерте «Девять дирижеров и один оркестр».

– Веру особенно впечатлила девушка-дирижер, которая там выступала, – рассказала Любовь Семенкова. – С того момента мы в числе самых первых покупаем билеты на все концерты оркестра. Сейчас Владимир Понькин сказал, что есть даже школа дирижеров, попробуем, наверное, если не поступить туда, то хотя бы узнать подробности.

– Мы ехали в машине, и в какой-то рекламе заиграла «Токката и фуга» ре минор Баха. Отрывок. Вера спрашивает: «Мама, а что это такое?» Я ответила, затем включила это произведение полностью. После чего мы стали слушать его каждый день: по дороге из дома в садик и обратно. И в какой-то момент Вера сыграла его дома от начала и до конца.

– Сегодня было много очень способных детей, – отметил Владимир Понькин. – Всех, кого я успел заметить, я пригласил в нашу прекрасную профессию – от всей души пожелал двигаться дальше по музыкальному пути.

«Хочу стать дирижером» – это проект для всех детей: и тех, кто обучается музыке, и тех, кто просто ее любит. Это концерт, который доставит много радости и удовольствия абсолютно всем участникам и зрителям.

Автор: Ирина Гюнтер
Фото: Елена Астафьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − пятнадцать =