…Хоть один да найдется клиент?

Сетевые и телефонные мошенники осваивают «Госуслуги»

Общественная палата Томской области провела круглый стол «Финансовые мошенники и закредитованность физических лиц в Томской области». Его участники – представители исполнительной и законодательной власти Томской области, Банка России, Народного фронта, Управления МВД и ФССП России по Томской области, коммерческих банков – оценили текущую ситуацию на розничном финансовом рынке и необходимость совместной деятельности. Выступивший в роли модератора стола член Общественной палаты Томской области и движения «Народный фронт «За Россию», директор некоммерческого партнерства по развитию финансовой культуры «Финансы Коммуникации Информация» Михаил Сергейчик отметил чрезвычайную актуальность проблемы мошенничества – не случайно пару дней назад ее обсуждали в Общественной палате России. Для томичей эта тема ничуть не менее важна – закредитованность жителей растет. У многих элементарно нет денег ни на погашение долга, ни на выплату процентов.

– Наша задача – не только выработать консолидированное мнение, но и показать людям, что они не брошены, что желание помочь им есть как у власти, так и у общественных организаций, – обратился к собравшимся Михаил Сергейчик.

Догнать и перегнать

Поддержал модератора первый же выступавший, как раз со стороны власти. «Изложить разговор системно от предложений до путей решения и довести свою позицию до всех – от банкиров до блогеров» предложил областной министр финансов. По мнению Александра Феденёва, ни идеальное законодательство, ни стопроцентная информированность не оставят мошенников без клиентуры. Потому что эта публика: а) весьма изобретательна и держит руку на пульсе, в том числе цифровых технологий; б) умело играет на флейтах наших душ.

– К нам в антикризисный центр за год обратились более четырехсот человек, пострадавших от действий мошенников. А вчера ко мне на прием пришло четверо. Из них один – дипломированный юрист. Двое – бывшие руководители с большим стажем, – рассказывает вице-губернатор. – И чему удивляться, мошенники-психологи работают! К тому же эта сфера постоянно модернизируется.

Значит, считает заместитель губернатора – начальник департамента финансов, такое же оперативное обновление требуется от законодателей. Это как правила дорожного движения. Не было скутеров и электросамокатов – не было правил, которые регулируют их движение на дорогах.

– Не могу сказать, что законодательство не меняется. Я даже сам в этом процессе поучаствовал. Два года назад не было порядка с кредитными кооперативами. И какие-нибудь товарищи из Карелии, назвавшись, например, кредитным кооперативом «Зенит», могли пылесосить всю страну вплоть до Камчатки. Сейчас появились законодательные ограничения. Но бывают и другие ситуации. Закон приняли, но он не действует. Например, о прожиточном минимуме.

О чем идет речь: начиная с 2022 года должники могут сохранить прожиточный минимум при списании денег со счета (при подаче заявления судебным приставам). На практике, как подтвердил представитель УФССП по Томской области, правом пользуются только 4% должников. Что касается иждивенцев, закон распространяется и на них, но процедура сложнее, через суд. Участники встречи с трудом вспомнили о двух таких случаях…

Если говорить в целом, то замгубернатора окрестил ситуацию в регионе как «нездоровое кредитование». Что это значит? «Закредитованность растет, а зарплата увеличивается только на уровне роста цен». Как один из результатов – просрочка по микрофинансовым организациям достигла 43%.

Что же до мошенничества с использованием «Госуслуг», то это, по словам замгубернатора, прямая угроза власти. И относиться к таким махинациям надо соответственно.

 

Банк России описал портрет клиента, который наиболее подвержен обману мошенников. Вопреки распространенному мнению, это работающий мужчина от 25 до 44 лет со средним образованием и достатком. Горожанин, активный пользователь интернета и банковских онлайн-услуг. Данные получены путем репрезентативного опроса в ряде регионов РФ осенью 2022 года.

Елена Петроченко,
управляющая отделением по Томской области Сибирского ГУ Банка России

Там чудеса: там дропы бродят…

Разные структуры у нас и считают по-разному, и мнения у них могут расходиться если не кардинально, то значительно. Если полиция фиксирует хоть и невеликий, но рост киберпреступности (на 8,2%), то банкиры ее вовсе не замечают. Наоборот, по мнению регулятора, количество случаев хищения денег с банковских счетов в 2022-м сократилось впервые за семь лет, причем сразу на 15%. На погрешности статистики не спишешь.

Всего размер ущерба от «высоко- технологичных» мошенников в минувшем году по России составил 14,2 млрд рублей. Были случаи, когда банки возвращали деньги потерпевшим. Однако добиться этого непросто – надо доказать, что списание средств произошло без участия потерпевшего. Всего вернули людям 618,4 млн рублей (4,4% от всего объема краж).

Чем обязаны граждане сокращением числа успешных мошеннических операций? За 2022 год, утверждает ЦБ, им было заблокировано более 756 тыс. номеров и почти 2 тыс. страниц в соцсетях, а также несколько десятков мобильных приложений. Всего на блокировку попало более 15 тыс. электронных ресурсов.

Но лиха беда начало: по словам Елены Петроченко, управляющей отделением по Томской области Сибирского ГУ Банка России, появилась принципиально новая разновидность финансовых пирамид – наши доверчивые граждане охотно вкладывают свои денежки через телеграм-каналы. Там мавроди XXI века впаривают покупателям новую крипту. Технологии новые – финал старый: собрав энную сумму, «касса рыжих» закрывается.

Ну и еще из нового. Знаете, что по России бродят дропы? Нет, не дроны. И не «следы невиданных зверей». На самом деле это просто люди, которые обналичивают и переводят похищенные телефонными мошенниками средства. В более широком смысле слова дроп, он же дроппер, – это человек, которого используют мошенники для достижения своих целей. Он не является инициатором преступления, а выполняет указания, получая за это деньги. Бродит их по нашим городам и весям ни много ни мало 580 тыс. действующих единиц – кто-то занимается этим сознательно, кого-то используют втемную. Считается, что типичный дроп – мужчина от 18 до 35 лет. Но немало среди них и пенсионеров, особенно из тех, кто близок к грани маргинальности. Существует понятие «разводной дроппер», чьи конфиденциальные данные злоумышленники получают обманным методом. Например, они размещают в объявлениях вакансию сторожа. Если кто-то откликается, его просят отправить сканы документов, обычно паспорт со СНИЛС, чтобы «пройти проверку службы безопасности». Куда эти данные попадут дальше – Бог весть…

Что же касается осознанных дропов, говорят, они могут получить до тысячи долларов и до семи лет лишения свободы за один день. И бороться с ними и банкиры, и полиция намерены самым серьезным образом. Так что не советуем. Категорически…

823 случая телефонного мошенничества по схеме звонка «от сотрудника банка» было зарегистрировано региональным УМВД в прошлом году на территории региона. 360 преступлений зафиксировано с использованием зеркальных и поддельных сайтов, 234 – по линии онлайн-займов.

Старый что малый

Совершенно не согласился с нарисованным Центробанком портретом типичной жертвы кибермошенников депутат ЗДТО Сергей Автомонов. Являясь параллельно председателем регионального отделения Союза пенсионеров России, он утверждает что общественное мнение абсолютно право: 99% жертв «разводов» – пенсионеры. И поэтому он намерен на ближайшем мероприятии, посвященном весенней мичуринской страде – повышению урожайности огородов, первым пунктом зарядить доклад о финансовой безопасности.

В частности, это касается «Гос-услуг», как отмечал ряд выступавших. Если про секретность данных собственной банковской карты теперь знают 99,9 всех бабушек и дедушек, то к конфиденциальности своих идентификационных данных на этом портале они относятся очень легкомысленно. «Ой, мне такая милая девушка помогла все заполнить!» или «Да кому нужен мой СНИЛС?» – типичные фразы, которые можно услышать от неработающего и часто плохо видящего пенсионера. А через портал можно и кредит оформить! В ближайшее время ожидается ужесточение правил пользования «Госуслугами», но пока – будьте бдительны! Особенно это касается детей немолодых родителей. Не забывайте интересоваться состоянием счетов своих родных. Кстати, у Сбера существуют сервисы, позволяющие отслеживать транзакции пожилых родственников или несовершеннолетних детей. Но, к сожалению, они не очень популярны, как и страховки.

В ближайшей перспективе должен заработать еще один страховочный механизм: самозапрет на кредиты через «Госуслуги». Это ограничение, которое банк по заявлению клиента накладывает на операции, осуществляемые с помощью удаленного доступа через интернет. Запретить можно как отдельно кредитование, так и другие банковские операции или установить максимальную сумму.

В январе 2023 года Центробанк подготовил законопроект, который позволит делать этот запрет единым для всех кредитных организаций. Изменения могут принять уже весной. Банк России предлагает вносить ограничения в кредитную историю, чтобы банки и МФО видели его перед выдачей потребительских кредитов и займов.

P.S.

О том, как банковские работники пытаются «включить разум» введенных в транс клиентов, и о новой напасти – «черных юристах» мы расскажем в следующий раз.

Автор: Марина Веревкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 5 =