Инвалиды-колясочники попытались посидеть в кафе и купить лекарства в аптеках Томска

img_7267

Программа «Доступная среда» была разработана почти пять лет назад. Ее цель – сделать так, чтобы людям с ограниченными возможностями было комфортно жить в современном городе. Согласно ключевым положениям программы, в социально значимых учреждениях должны быть установлены устройства и технические приспособления, значительно облегчающие физический доступ для инвалидов.

За эти пять лет сделано многое. Элементы доступной среды – поручни, пандусы, звонки у дверей учреждений, тактильные плитки – стали заметны у поликлиник, магазинов, кинотеатров, дорожных переходов. Стала ли уже городская среда приемлемой и удобной для инвалидов? Это попыталась проверить инициативная группа Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) совместно с представителями областного Департамента соцзащиты и родительской общественности. Они провели своеобразную экскурсию в центре Томска для людей с ограниченными возможностями.

Трудный путь к услуге

Ближе к обеду зарядил нудный майский дождик. Сразу захотелось под крышу, в тепло, к кружке чая и общению. Далеко ходить не надо, ближе всего к месту сбора на площади Новособорной оказалось популярное у томичей кафе. Программа «Доступная среда» предполагает доступность не только в госучреждения, но и в заведения любой формы собственности.

Не тут-то было. Проблемы начались с парадного подъезда. Коляска должна была свободно пройти в дверной проем. Но одна из двух створок оказалась закрытой. Оказалось, что она никогда не открывается за ненадобностью.

– Может, поедем в следующее кафе? – стали раздаваться голоса ребят-колясочников, видимо привыкших к подобным инцидентам.

– Я часто бываю в заведениях общепита, когда нет возможности добраться до дома и перекусить, – сказал эксперт по доступной среде ВОИ Евгений Бурмистров. – Но любимых заведений у меня нет. Мы посещаем только те места, куда можем попасть. Их список невелик.

К чести работников кафе, они активно пытались помочь и в конце концов вход в кафе освободили. Предложили удобный столик, приняли заказ, выслушали рекомендации и попросили совета по улучшению доступности внутри помещения.

img_7217– Судя по заинтересованности сотрудников кафе, они стараются, – сделала вывод председатель Томского отделения ВОИ Ирина Дорохова. – Надеюсь, это заведение улучшит условия доступа, хотя сделать все сразу очень трудно. Чтобы инвалид мог делать что хочет и никому не мешал, нужны наклейки-символы: здесь купить еду, здесь рассчитаться. Для слабослышащих нужна индукционная петля. Чтобы, невзирая на шумовые помехи у кассы, он знал, сколько надо денег и какая будет сдача. По большому счету, в Томске пока нет ни одного полнодоступного адаптированного кафе. Максимум – пандусы, которые чаще всего не соответствуют принятому в законе нормативу. Мы озвучиваем экспертные замечания, основанные на опыте: как инвалиду не только нормально преодолеть пороги, но и элементарно вымыть руки, если к раковине не подобраться? На Новособорной гуляет много ребят-инвалидов, и это кафе точно будет посещаемым.

Уличная эквилибристика

Мы пошли дальше по проспекту Ленина. Для колясочников езда по плиткам тротуаров не доставляла удовольствия, а сточные желоба становились труднопреодолимым препятствием. Они встречались через каждые пять метров.

Зайти в мэрию? Здоровому человеку – без проблем, а инвалиду? Тяжелая дверь, тамбур, пороги… Одному – очень сложно. Как, впрочем, и в большинство других заведений. А вот положить цветы к памятнику великому Пушкину инвалиду на коляске можно, но для этого надо иметь спецподготовку.

– Это, по сути, трюк, – поясняет член ВОИ Сергей Просняк. – Я в Евпатории почти два месяца на курсах учился подниматься на ступеньки. Десятки раз падал. Нужно иметь сильные руки и знать методики преодоления препятствий. Иначе как бороться с тугими дверьми и пандусами с невообразимым для подъема острым углом? Но даже я без посторонней помощи не могу в плохую погоду преодолеть бордюр. Колеса скользкие, тротуар мокрый. Приезжаю только в те заведения, куда могу попасть без посторонней помощи.

Для возрастных людей-колясочников проблема доступа еще сложнее.

Порадовало, что в ЗАГС на Ленина заехать можно и даже подать заявление о вступлении в брак: сотрудники спустятся и сделают все как полагается.

Не порадовало другое. Многие законы прекрасны в теории, но на практике выглядят как мистерия с элементами бутафории. Обу­стройство учреждений с учетом требований «Доступной среды»? Пожалуйста, вот пандус, вот звонок… Только на пандус не взобраться без посторонней помощи, а звонок – без батареек… Это показало продолжение рейда по частным аптекам на пр. Кирова.

Нужно ускорить все мероприятия по созданию доступной среды, потому что люди хотят комфорта сейчас, а не когда-то в будущем.

Евгений Бурмистров, эксперт по доступной среде
Всероссийского общества инвалидов

Недоступная среда

На пр. Кирова сразу заметно: тротуары – не для инвалидов. Наклейками «Недоступная среда» можно оклеить буквально все бордюры, загораживающие путь к магазинам и аптекам. Кнопка вызова фармацевта в «Фармакопейке» не работала, никто не вышел, пока не пригласили продавца. Правда, он уверял, что «только что все работало». В аптеку на пр. Кирова, 46, инвалиды попытались позвонить по телефону, обозначенному у входа, поскольку к кнопке было не подобраться. Но увы. Фармацевт вышла только после неоднократных приглашений представителя департамента соцзащиты. В других аптеках купить лекарства тоже не получилось. Доступа к ним просто не было. Зато наклейки на память о нерадивости не провисели и десяти минут. Может, стыдно стало?

– Меньше всего хочется, чтобы рейд воспринимался как желание наказать за неисполнение правил доступной среды, – сетует Евгений Бурмистров. – Мы за диалог. Мы хотим разъяснить, поделиться знаниями, как сделать правильно. Все нормативы давно разработаны, но о них мало знают руководители учреждений и владельцы арендуемых помещений. Чтобы сделать все как полагается, нужно понести затраты, но зачем тратить деньги на бутафорию? Ведь есть свод правил и СНиПы. Руководствуясь ими, можно все сразу сделать правильно.

Аптека на ул. Тверской, 103, не удивила своей недоступностью. Но поразила тем, что фармацевтом там была девушка-инвалид.

– К нам не ходят люди с ограниченными возможностями, – пояснила Анастасия Маленкова. – Но если обратятся, мы готовы прийти на помощь. Есть ли идеальные аптеки? Нет, пожалуй. Но мне кажется, что в других городах по сравнению с Томском все гораздо хуже.

Ребята-инвалиды действительно не просят многого. Хотя вправе требовать. Пусть будут на табличках у дверей заведений номера телефонов. Или надежно работающая кнопка вызова. В лучшем случае пандус. Не декоративный, для галочки, а реально приспособленный под колясочника. И, конечно, нормальный дверной проем без предательских ступенек.

– Государственные организации в рамках исполнения федерального закона о социальной защите инвалидов проводят мероприятия по обеспечению доступности объектов и услуг для людей с инвалидностью, – говорит заместитель начальника Департамента социальной защиты населения Людмила Гончарова. – И у коммерческих организаций есть понимание необходимости такой работы. Мы регулярно проводим встречи с руководителями организаций всех форм собственности, разъясняем им требования законодательства. Все это делается для активного вовлечения негосударственного сектора в создание безбарьерной среды. В июне запланировали проведение очередной встречи с представителями малого и среднего бизнеса.

img_7416
58 тыс. инвалидов проживают в Томской области. В том числе 3,5 тыс. детей и около 4,5 тыс. колясочников.

Государственные организации прибегают к помощи экспертов во время приемки новых объектов, сделанных в соответствии с программой «Доступная среда». Все активней идут на сотрудничество отраслевые объединения предпринимателей региона. Понимание и участие есть и со стороны уполномоченного по защите прав предпринимателей Валерия Падерина.

Включаются неравнодушные граждане: кто-то наклейки клеит, кто-то в прокуратуру обращается, а она обязывает коммерсантов делать учреждения доступными для инвалидов. Процесс идет. Среду обитания нужно формировать грамотно и сообща. Она необходима не только инвалидам и пожилым людям, мамам с колясками, она нужна всем гражданам.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − четыре =