Инженеры новой формации

Томский политех запускает программу переподготовки самой востребованной специальности в мире

ПоТОКуем?

Как реализовать себя и быть востребованным в современном обществе, чему следует учиться и какие качества развивать, как изменится инженерное образование, как выстроить свое обучение в бакалавриате, что такое «новая магистратура ТПУ», зачем студенту программы дополнительного образования и повышения квалификации, где в ТПУ включиться в проекты и где откроются коворкинги, как принять участие в импортозамещающих исследованиях?

На эти бесконечные вопросы попытались дать ответы организаторы клуба живого общения «ТОК» – именно такую форму взаимодействия со студентами недавно придумали в ТПУ. На очередную встречу в качестве экспертов пригласили и. о. ректора ТПУ Дмитрия Седнева, директора Института развития инженерного образования ТПУ Романа Лааса, а также специалистов из компании «Газпром нефть» и гос­корпорации «Росатом».

Будущее создается сегодня

Дискуссии о том, каким должен быть инженер завтрашнего дня, какой должна быть система его подготовки, ведутся в нашей стране и в мире не один год. Некоторые эксперты и промышленники ратуют за возврат к одноуровневой системе пятилетнего обучения инженеров – специалитету. Другие считают, что необходимы возвращение практико-ориентированных образовательных программ в инженерных вузах и более тесная связь с производством.

Пока эксперты спорят, время стремительно уходит вперед. И, если общество планирует получить специалиста новой формации хотя бы к 2030 году, нужно, чтобы молодой человек поступил в технический вуз сегодня-завтра: шесть лет учебы (с магистратурой) плюс лет пять начальной практической деятельности. Получается, что инженеры будущего уже сидят в студенческих аудиториях, следовательно, их нужно здесь и сейчас, а не завтра или послезавтра учить по новым программам и новым образовательным технологиям.

Томский политех не стал медлить с трансформацией профильного образования и одним из первых в России кардинально изменил систему подготовки кадров для современной индустрии.

– То, что инженерное образование должно быть перезагружено для ответов на вызовы нового мира, очевидно для всех, – заявил в самом начале встречи директор Института развития инженерного образования ТПУ Роман Лаас. – Сегодня любой крупный технический университет поднимает вопросы «как учить?» и «как учиться?». Никто не знает. Задача обучения инженеров гораздо серьезнее, чем казалась раньше, поэтому сегодня мы будем говорить о тех планах и наработках, какие уже есть у Томского политехнического университета.

Вывести аудиторию на откровенный разговор, а в клуб «ТОК» пришли студенты разных курсов, предложил не только Роман Лаас, но и и. о. ректора Дмитрий Седнев. Он рассказал, что идея этой встречи родилась в прошлом году на стратегической сессии, когда студенты высказали ряд критических замечаний по поводу учебы. Стало очевидным, что и образовательная программа вуза нуждается в переосмыслении.

– Сейчас пойдет движение в сторону так называемого формата 2+2+2, – обещает собравшимся и. о. ректора. – Когда после двух лет бакалавриата у студентов появляются большие возможности продвинуться в своем образовательном треке, а в дальнейшем прийти к главной цели – сделать инженерное образование в Томском политехническом университете лучшим в стране.

Роботы хороши, но человек надежней

Участвующий в удаленном формате начальник отдела по научно-технической деятельности топливной компании «ТВЭЛ» Дмитрий Семенов рассказал молодой аудитории о нарастающем процессе роботизации, а потому в ближайшие годы предприятию потребуются инженеры в области искусственного интеллекта. Но не только.

– Будут нужны и классические инженерные специальности, – утверждает эксперт. – Сейчас мы активно переходим на цифровую экономику, но весь этот процесс так или иначе выполняется людьми, а значит, инженеры-технологи, инженеры-конструкторы, инженеры-проектировщики и IT-специалисты по-прежнему будут играть в нем ключевую роль.

От статики к динамике образования

Правда, здесь важно не отстать от реального времени. Например, сегодняшних студентов серьезно волнует вопрос динамичности системы образования. Не секрет, что пока будущие инженеры постигают теорию своих производственных отраслей, те уходят далеко вперед. Как не опоздать и «не состариться» с вузовским багажом знаний, пока устроишься на работу?

– Если говорить о бакалавриате, то здесь студенты получают базовые знания, которые не поменяются за пять лет, а уже в магистратуре начинается подготовка под конкретную задачу с добавлением недостающих мягких навыков (soft skills), – разъясняет Роман Лаас.

Но, пожалуй, самый короткий путь в получении актуальных знаний лежит через НИОКРы. Чем раньше студенты будут вовлекаться в проекты индустриальных партнеров, тем меньше вопросов на выходе из университета у них останется.

– Вот для того чтобы не быть в догоняющих, необходимо участвовать в тех разработках и НИОКРах, которые делают шаг вперед и тянут за собой всю отрасль, – добавляет Дмитрий Седнев. – Сейчас магистратура формирует людей, которые будут опережать текущие технологические уровни.

По гибридным программам

О необходимости трансформации образования завел разговор и руководитель технического центра компании «Газпром нефть» Андрей Мальцев. Он еще раз подчеркнул, что на все предприятия нефтяного сектора принимаются специалисты с базовым инженерным образованием – химики, нефтяники, а дальше идет процесс доучивания.

– У каждой крупной нефтяной компании есть свой корпоративный университет, который позволяет, во‑первых, адаптировать выпускников в конкретном коллективе, а во‑вторых, постоянно совершенствовать компетенции сотрудников со стажем, – подчеркивает Андрей Мальцев. – Другое направление, которое «Газпром нефть» ведет с вузами-партнерами, касается создания гибридных программ. Именно они позволяют готовить востребованных для нефтяной отрасли специалистов здесь и сейчас.

По мнению эксперта, в ближайшие 5–10 лет на фоне технологического развития общества потребуются инженеры, которые будут владеть не только базовыми знаниями, но и специализированным программным обес­печением. Главное, чтобы они приходили с огромным желанием работать и развиваться.

11 образовательных программ ТПУ будут перезагружены в 2022 году.

Сначала опыт, потом диплом

Именно по такому пути идет студент второго курса магистратуры Инженерной школы информационных технологий и робототехники ТПУ Владимир Скурихин. Правда, свою производственную карьеру будущий инженер строит не в области добычи углеводородов, а на производстве полимеров на «Томск­нефтехиме».

– Я работаю инженером по автоматизированным системам технологических процессов (АСТП) уже полгода, – рассказывает магистрант. – Я решил, что практический опыт не помешает мне к моменту выпуска из университета. С самого первого дня на «Томскнефтехиме» ко мне, как к новичку, приставили наставника, который вводил в курс дела постепенно, без стрессов. На этом предприятии руководство заинтересовано в том, чтобы все сотрудники качественно выполняли свои трудовые обязанности, понимая, что у всех общая ответственность за производство.

Шесть лет назад молодой житель Севастополя Владимир Скурихин выбрал старейший вуз Томска для начала своей инженерной карьеры.

– Во-первых, томский политех входит в топ-10 лучших университетов страны, а во‑вторых, мне посоветовали его знакомые, которым я очень доверяю, – отвечает на вопрос о выборе сибирского вуза будущий инженер. – Здесь я попал в свою среду и сумел раскрыть себя, поэтому даже если и уеду в Крым, запомню Томск как город умных, интеллектуальных людей.

Этот парень называет профессию инженера созидательной.

– Можно бесконечно философствовать и рассуждать о каких-то правильных вещах, а у технарей все видно сразу, – утверждает Владимир. – Ведь любому человеку всегда приятно наблюдать результаты своего труда.

СПРАВКА «ТН»

НИ ТПУ по версиям международных и национальных рейтингов находится в десятке лучших высших учебных заведений России, а среди инженерных вузов – в первой пятерке: согласно международному рейтингу THE он занимает третью строчку среди всех российских университетов и 301–350-е среди 20 тыс. университетов мира. Уже более 120 лет томский политех считается одним из лидеров отечественного инженерного образования. Сегодня ТПУ работает над масштабной трансформацией своей научно-образовательной деятельности, цель которой – подготовка инженеров будущего, элитных специалистов, способных заниматься развитием науки, техники и технологий в условиях экономики нового ­технологического уклада.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − четыре =