Мировой премьерой Томская филармония завершила Всероссийский фестиваль современной музыки
«Когда я прочитал этот роман, точнее, перечитал, мне показалось, что перевести его на язык балета если не невозможно, то очень трудно», – признавался Эдисон Денисов вскоре после создания музыки к балету «Исповедь» по роману Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века».
Поставить балет на филармонической сцене в городе, где нет своей балетной труппы, было так же непросто. Но решение, причем нестандартное, у организаторов проекта нашлось. Всероссийский фестиваль современной музыки DENISOV, посвященный 95-летию со дня рождения выдающегося земляка, завершился концертом-перформансом. После мировой премьеры 12 декабря все участники проекта осознали: «Это успех!» И прежде всего организаторы финального мероприятия фестиваля: Томская филармония и Региональное отделение ООГО «Российский фонд культуры» в Томской области.
Про уникальность
Истоки успеха лежат в любви к творчеству Денисова. Оба инициатора проекта – директор Томской филармонии Наталия Чабовская и музыковед Василина Сыпченко – уже почти четверть века изучают и пропагандируют творческое наследие выдающегося томича.
Планируя новый фестиваль, они задумались: чем будут удивлять? Решили – открывать и закрывать фестиваль премьерами. Для старта выбрали Камерную симфонию (1982), которая ранее в Томске не исполнялась, а на закрытие Василина Сыпченко предложила балет «Исповедь» (1984). Таким образом, возникала арка из сочинений, отмеченных поисками новой музыкальной выразительности.
– Фестиваль, посвященный юбилею Эдисона Васильевича Денисова, требовал чего-то грандиозного, выходящего за рамки обычной концертной деятельности, – говорит Наталия Чабовская. – Эта музыка в Томске, да и не только на родине композитора, не звучала ни разу. Была только премьера балета «Исповедь» в Таллине в 1984 году и гастроли театра «Эстония» в Москве в том же 1984-м. То есть прошло сорок лет с момента последнего исполнения этого произведения.
Организаторы проекта ответили и на вопрос «ТН», почему томская «Исповедь» – мировая премьера.
– Потому что у нас не балет, а концерт-перформанс. Этот синтетический жанр соединил авангардную музыку с современной хореографией, художественным чтением, видеографикой и светоинсталляцией в единое художественное целое. Он позволил нам вывести на сцену молодых исполнителей и адаптировать сложный метатекст балета к восприятию современным зрителем, – подчеркивает Наталия Игоревна.
– Любой перформанс – принципиально неповторим. Он существует только «здесь и сейчас», – обращает внимание еще на одну важную сторону проекта Василина Сыпченко. – В этой «сиюминутности» тоже уникальность.
Про креативность
Реализация проекта требовала от организаторов креативных идей. Решение нашлось – классический балет заменить современным танцем.
– Хореография сегодняшнего дня гармонично сочетается с музыкой Денисова, – убеждена Василина Сыпченко, выступившая в роли режиссера проекта. – Постановка «Исповеди» в театре «Эстония», безусловно, очень яркая и интересная. Но повторить ее невозможно. Да и стоит ли? К тому же в той классической хореографии Тийто Хярма проскальзывали элементы хореографии, которая актуальна сейчас. Музыка Денисова, на мой взгляд, опережала классический балет.
Коллектив, способный воплотить авангардные идеи композитора, искали долго. Остановились на томской студии современного танца «Кислород». Отличительная черта почерка хореографа Екатерины Алексеенко – ставка на индивидуальность танцоров, развитие их собственной пластики, уклон не в эстрадный танец, а погружение в мир эмоций и чувств, выражение личности в движении. Этого и требовала партитура балета, где были выведены в роли персонажей чувства главного героя: Грусть, Печаль, Радость, Отчаяние, Сомнения, Любовь, Ревность, Гордость.
На плечи режиссера-музыковеда легла работа с партитурой: из 16 сцен балета оставили 9. Параллельно началась адаптация романа Мюссе «Исповедь сына века»: не сокращение, а извлечение опорных точек в развитии сюжета и в понимании характера героя – Октава. У Денисова Октав – пылкий, нежный, искренне любящий и болезненно восприимчивый человек, изнемогающий под бременем страстей и в поисках гармонии.
На роль главного героя кастинга не проводили. Искали не профессионального актера, а ровесника героя – 19-летнего влюбленного. Им стал студент Томского губернаторского колледжа культуры и искусств Игорь Шевелев.
Про чувства
Соединение музыки, хореографии, света, видеографики и литературной основы оказалось делом непростым. Особенно в условиях репетиционного цейтнота.
– Привыкшие к академической музыке не услышат условного Моцарта, – предупреждал маэстро Игорь Берендеев. – Но в авангардной музыке есть своя красота. Увидеть ее – важный процесс, который обогащает и меня в том числе. Балет «Исповедь», конечно, про чувства, как и роман. Чувства часто хаотичны. И музыка такая же – хаотичная. Суметь сделать из хаоса серьезное высказывание – в этом и состоит задача дирижера. И сделать это настолько, чтобы красотой прониклись и музыканты, и зрители.
У московского дирижера, который был приглашен для исполнения «Исповеди» в Томске, уже был опыт работы с современной музыкой, и с музыкой Эдисона Денисова в частности. Напомним, именно он дирижировал Камерной симфонией, которая открывала фестиваль DENISOV-2024.
Про хаос мыслей и чувств дирижер заговорил неслучайно. Главный герой романа и балета – пылкий влюбленный, но человек с неустойчивой психикой, как сказали бы сегодня. То летает на крыльях любви, то впадает в отчаяние, то в ревность, вплоть до желания убить возлюбленную. Этот хаос чувств и передали исполнители.
Я получила неимоверное наслаждение, слушая чудесную музыку папы. Спасибо филармонии и всем, кто участвовал в постановке! Прекрасная работа режиссера-постановщика, отличная работа балетмейстера; игра со светом и различными эффектами… Перформанс получился очень современный и доступный для широкой публики именно благодаря такой интерпретации!
Екатерина Денисова,
дочь композитора (Париж)
Музыканты Томского академического симфонического оркестра, хоть и не первый раз играют сочинения Денисова, но каждый раз как впервые. Сложность в том, что композитор в «Исповеди» намеренно нарушал канон: каждый инструмент вступал со своей темой через очень короткий период – шестнадцатую долю.
Еще в 1984 году Денисов настаивал на важности светового оформления балета. В Томске художник по свету Сергей Сумцов и автор видеоинсталляций Антон Лукьянов предложили современные технологии для создания живых декораций лирической атмосферы.
Стоит ли говорить о волнении дебютантов филармонической сцены – студента Игоря Шевелева и четырнадцати танцовщиц студии «Кислород»? Оно зашкаливало.
– Октав в целом очень похож на меня, – говорит Игорь Шевелёв. – Особенно в части его весьма непрямолинейного мышления. И всё, о чём он говорит, близко мне в той или иной степени. Некоторые цитаты из книги я даже сохраню себе.
Девочки первый раз в жизни танцевали под авангардную музыку, в непосредственной близости от симфонического оркестра. Первый раз на большой сцене в тысячном зале. Вместе со своим хореографом Екатериной Алексеенко к проекту готовились долго: это была не только работа с телом – выучить свободные движения, но и со своим состоянием.
– Очень много работали над импровизацией, чтобы каждая танцовщица могла через свою пластику выразить то или иное чувство или эмоцию, – рассказывает хореограф. – Чтобы воплотить сюжет в танцевальной лексике, каждой артисткой была проведена глубокая внутренняя работа.
Про смыслы
Век Мюссе и век Денисова сомкнулись с нашим временем в концерте-перформансе «Исповедь». В том, что премьера состоялась, – большая заслуга и дирижера Игоря Берендеева. Его интерпретация лирической, казалось бы, музыки Денисова поразила пророческим предвидением сегодняшнего дня. Казалось, Эдисон Денисов из своего 1984 года ставит диагноз поколению, родившемуся уже в XXI веке. Кроме того, музыка конца ХХ века подсказала путь для интуитивных догадок и ассоциаций, устанавливая родственные связи между «лишними» людьми русской литературы, героем романа «Исповедь сына века» и героями современного искусства.
Стало ясно: наступила пора для перепрошивки, перенастройки создания и души. В эпоху идейных тектонических сдвигов самое время обратить внимание на себя: что хочу, что могу, что важно.
Автор: Татьяна Веснина
Фото: Елена Астафьева