Его дал Томск
Колыбель её актерства – родной Киров, где училась профессии у знаменитых педагогов – Дмитрия Дросси и Феодосии Дембецкой, но актрисой ее сделал Томск. Сюда, в город студентов, в город, где у нее не было ни одной родной души, кроме подруги юности, Людмила Попыванова приехала зимой 1969 года. Приехала одна, оставив в Кирове маленькую дочку, мужа, маму и прежнюю работу. Приехала, чтобы доказать себе и другим, что она – Актриса. Доказала. За 55 лет на сцене родной Томской драмы сыграла более 100 ролей, в 1998 году получила звание «Заслуженная артистка России». 30 октября Томск и томичи будут чествовать любимую актрису с юбилеем. А она будет петь, играть и вспоминать…
Вместо столицы – в Сибирь
– Это всё мой характер – упрямый. Я же Cкорпион по знаку зодиака. Сколько раз еще в Кирове Володя Урин, когда был директором ТЮЗа, приходил ко мне в библиотеку и уговаривал «показаться» Алексею Бородину, который у него работал главным режиссером. А я робела. Родила – и думала, что все.
После рождения Верочки я устроилась в нашу легендарную библиотеку им. Герцена. Александр Герцен её сам открывал, когда жил в ссылке. Знаете, из меня бы получился хороший библиотекарь. Я так влюбилась в чтение! В само старинное здание! Там был роскошный читальный зал, а я работала в отделе искусств. И это такое счастье: каждый день выдавать студентам музыкального училища партитуры, грампластинки и вместе с ними слушать музыку.
…Мы сидим в гримерке с Людмилой Степановной. Она показывает любительские черно-белые фотографии начала 60-х. Вглядываюсь. Урин, Бородин – имена для театральной России звучные, один много лет руководил Большим театром, другой и сегодня художественный руководитель РАМТа. Оба театра стоят рядом на Театральной площади в Москве. А Люся Попыванова, которая кокетливо улыбается с той же фотографии, за актерским счастьем поехала не в столицу, а в Сибирь.
– Говорят, что переехать в Томск вас уговорила именно Татьяна Лиленко, которая уже работала в Томском драматическом театре. Писала вам письма, рассказывала, какой город замечательный, молодежный… А как вам удалось уговорить мужа поехать за вами сюда?
– Ой, никто никого не уговаривал! Просто Тане было здесь одиноко. Я ей была нужна. Но еще до её писем у меня состоялся разговор с другой подругой. Она всегда хотела быть актрисой, пробовалась в московские театры. Но потом вернулась в Киров и говорит: «Актрисы так мало получают, что у них нет даже комбинаций (нижнего белья)». И спрашивает с вызовом: «Ну, а ты чего добилась, окончив курс?». А я возьми да и скажи ей: «Я еду в Томск». А никто меня сюда не звал. Я ж говорю – характер.
Здесь меня никто не ждал. Помню, долго не решалась войти в кабинет главного режиссера. И вот вхожу. Борис Федорович Дубенский посмотрел на меня (а я приоделась, платье – по фигуре, волосы у меня всегда роскошные были) и говорит: «Давайте я договорюсь с другими городами, там вы будете играть героинь, а у нас нет вакантных мест». Но я никуда не уехала. Пошла в помсостав, работала суфлером. Получала зарплату 65 рублей.
«Люся – отважное сердце»
Но уже в 1970-м Людмила Попыванова после премьеры водевиля «Дамы и гусары» по пьесе А. Фредро удостоилась автографа режиссера-постановщика Виталия Коняева. «Уважаемая Людмила Степановна! Поздравляю с премьерой, желаю, чтобы с вашей помощью спектакль продлил свою жизнь в этом сезоне», – написано на программке, которую хранит в своем архиве актриса.
Через год газета «Красное знамя» сообщала о премьере спектакля «Р.В.С.» по повести А. Гайдара: «Горячо, увлеченно выступили в спектакле исполнительницы главных ролей – Л. Попыванова (Димка) и Г. Непорожнева (Жиган).
– В «Бабе Шанель», когда фоном идут фотографии нашей молодости, есть и фото из «Сына полка», где я играю друга Вани Солнцева (эту роль замечательно играла Галина Непорожнева – прим. автора), – вспоминает Людмила Степановна.
В другой раз роль ребёнка Попыванова сыграла благодаря случаю. В спектакле «Драма из-за лирики» она играла роль учительницы. Но однажды не пришла актриса, играющая школьницу Юлю. А эта роль главная. В зале – аншлаг. Отменять спектакль нельзя.
«На Люсю напяливают школьную форму, дают в руки папку с текстом, и… она выходит на сцену, – вспоминает Ольга Мальцева, которая в очередь с Людмилой Попывановой играла учительницу. – Убейте меня, заплатите сколько угодно – я бы так не смогла. Мы все были в шоке. Долматовой тогда стало плохо с сердцем. Спокойной была лишь Люся. Она уже для себя успела решить, что будет играть девочку, которая не расстается с книгой, утыкается в нее каждую минуту. И она сосредоточенно перелистывала страницы, находила нужную сцену, смотрела в роль и играла».
За эту волю, за умение собраться, за решимость Людмила Попыванова получила в театре прозвище «Люся – отважное сердце».
«Играть любовь нельзя»
– В «Фантазиях Фарятьева» вы играли неразделенную любовь. Сестра главной героини Александры Люба влюблена в чудика Фарятьева, а он её чувств не замечает.
– Я любила эту роль… Когда моя героиня понимала, что Фарятьев любит её сестру Александру, в моей Любе возникала агрессия. И в агрессии к матери, в агрессии к сестре проявлялась её любовь. Потому что безответная любовь её сильно ранила. Главную героиню играла Валечка Бекетова, Фарятьева – Саша Афанасьев, маму – замечательная артистка Людмила Крылова. У нас собралась хорошая команда…
Влюбленную героиню Людмила Попыванова играла и в комедии «…Sorry». Её Инна Рассадина казалась «серой мышкой» на фоне яркого, ироничного героя Валерия Козловского. Сидела где-то в углу, не глядела на внезапно явившегося «с того света» мужа. Но оказалось, именно она в «несвободной стране» сохранила и любовь, и верность идеалам юности. Определяющей чертой, присущей и самой Людмиле Степановне, стала мягкая интеллигентность. Умение Попывановой соединять в характере героини комические и лирические черты стало определяющим в решении режиссера Юрия Ильина в выборе актрисы на роль. До этого Людмила Степановна блестяще сыграла острохарактерную роль матери Павла Гулячкина в его постановке комедии «Мандат» Николая Эрдмана.
– Как играть любовь? Что требуется от актрисы, чтобы зритель поверил, даже скорее почувствовал, что героиня охвачена этим чувством? – задаю вопрос, подсказанный памятью о героинях моей визави.
– Играть любовь нельзя. Вот такую: «Ах!.. Ох!..» (Людмила Степановна прижимает к сердцу руки, глаза – в потолок). Только преувеличенное внимание к партнеру. И тогда зритель поверит.
И тут же рассказывает смешной случай.
– Мы на гастролях по области. Повезли «Восемь любящих женщин» – веселую французскую комедию с детективным сюжетом. Я играла горничную Лауру. И вот наш теплоход причаливает к пристани какого-то села. Играем в клубе. Принимают нас замечательно. Выходит из зала крепкий старик и вручает мне роскошные гортензии – бордовые, розовые… Преподносит и шепчет: «Я хотел тебе в горшке. Но меня бабка бы убила. Это я тебе дарю за то, что ты голая». А я просто была в мини. И ноги мои были на виду.
На следующий день мне говорят: «Люся, твой пришел. Иди». Выхожу на палубу – сидит на лодке, в белой рубашке старикан этот. И вдруг поплыл. Обь огромная. Его не видно. Все высыпали, смотрят. Мне говорят: «Ты погубила человека». И вдруг он выныривает… Вот разве можно такое забыть!
«Какая-то химия соединила»
Если её героиня Инна Рассадина говорила о себе, что «жизнь вышла не моя, а чужая», то Людмила Степановна так о своей жизни сказать не может. Всё, что случилось в ее жизни, – случилось не вопреки, а благодаря. Как будто кто-то свыше назначил ее на главную роль в пьесе, где героиня должна проходить испытания счастьем и славой.
Первая слава к Людмиле Попывановой пришла еще в детстве. Впрочем, тогда она была Люсей Таракановой. «С интересным номером выступила учащаяся первого класса Тараканова Людмила… класс преподавателя И.Э. Батюшковой», – сообщала в 1951 году городская газета Кирова.
– Я тот концерт хорошо помню, мне было семь лет. Тогда же был сделан этот снимок – на концерте в Кировском ТЮЗе. Я играла тогда 52-й этюд Гайдна.
О своем муже, с которым они вместе уже 58 лет, Людмила Степановна в шутку говорит, что «они спелись».
– Меня с Евгением познакомила моя школьная подруга. Она сказала: «Есть хорошенький паренёк, он так хорошо поёт и играет на гитаре!». А он меня уже приметил. Слышал, как я пела. И мы стали дружить, нам обоим по 16 лет. Когда он уходил в армию, так рыдала, так рыдала!.. А когда он вернулся, у меня были поклонники. Женя ни на чём не настаивал. Он страдал. Но нас просто какая-то химия соединила.
…Эта же «химия» прочно соединила и саму Людмилу Степановну с Томском, и с театром, и её семью с Томской драмой. Сегодня здесь работают дочь Вера, внучка Олеся. Когда дети и внуки были маленькими, играли в спектаклях. И вот уже правнуки за кулисами вырастают. Но заслуженная артистка России не желает им испытания счастьем сцены.
– Наше актерское ремесло эфемерно. Сыграл – и все… Ощущения важны. Я до сих пор помню восторг, какой испытала в детстве, когда увидела «Барабанщицу» в Кировском театре. Когда выходишь на сцену и когда происходит какое-то единение со зрителем. Это не часто случается. Ой как не часто! Но тебя слышат, и ты слышишь зал – вот это счастье.
Автор: Татьяна Веснина
Фото: Сергей Захаров и из архива театра